Лого

Пример пастырям

23 января - 115 лет со дня преставления святителя

Феофана Затворника Вышенского

Сегодня, дорогие друзья, пастырское служение в нашем Отечестве всего более

востребовано среди прочих послушаний, на которые Бог поставляет Своих искренних

служителей. Конечно, святитель Феофан, как и его младший современник праведный Иоанн Кронштадтский, неподражаем, он вполне заслуживает наименования светильника, поставленного на свещнице, дабы свет касался умов и сердец не только современного ему поколения, но и его потомков.

Многие, размышляя сегодня о судьбах русского пастырства, видят главную проблему в том, что священники, принимая сан, часто остаются без учителя, без своего собственного пастыря, тогда как одно из главных условий благодатного пастырства заключается в том, чтобы сам наставник христианской нравственности осознавал свое ученичество и имел возможность черпать благодатные уроки послушания, дабы трезво и мудро осуществлять священническую деятельность.

Цельность духа святителя Феофана, как думают многие, берет начало в благодатных условиях его рождения, воспитания и вступления на служение Церкви. Находясь под кровом Матери-Церкви, он  был огражден от всякого растления душевного и телесного.

Сегодня в отношении наших детей, питомцев и учеников остается лишь мечтать о таких условиях, такой благодатной среде, в которой рос святитель Феофан. Запад пытается вовлечь Россию в свои объятия и поглотить ее своим темным, отрицательно заряженным миром. Мы знаем, что, например, в благополучной Испании, пребывающей под покровом святого апостола Иакова, принят закон, по которому в обязательном порядке все дети, получающие обязательное образование в государственных школах, начиная с 10 лет должны быть вовлечены в «сексуальное просвещение», то есть в область смертного греха. Соединенная Европа давно уже задалась целью на корню подрубить жизненные силы своего потомства.

Нам в России так важно хотя бы в малой мере осуществить те заветы, которые святитель Феофан – пастырь и воспитатель – запечатлел в своем пособии «Путь ко спасению». В первых главах этой замечательной книги он обрисовывает питательную и защитную среду, пребывая в которой, наши дети имеют возможность не только сохранить частичку Божией благодати, воспринятой ими в Крещении, но и умножить дары Божии, пройдя через «зону турбулентности» – подростковый (так называемый «переходный») и юношеский возраст. Ведь из этих детей и будет Господь избирать Себе пастырей. Одну из главных задач современности мы видим во взращивании такой молодежи, которая сумеет всем сердцем отозваться на Божественный призыв и будет иметь за спиной крылья вдохновения и радости в Боге. Как часто эти крылья бывают сломлены у молодых людей, не избегших водоворотов, ям и бездн современной безбожной жизни.

Пастырство святителя Феофана прежде всего раскрылось в педагогических трудах, где он показывает нам, что для молодого пастыря самым важным и плодоносным поприщем является педагогика. Действительно, если священник находит общий язык с подростками, если он умеет делиться семенами Божией благодати с молодыми, еще не потерявшими свой юношеский запал, идеализм, то он обязательно станет добрым пастырем, которому будут равно близки все сословия общества.

Святитель Феофан умел прежде всего в своем слушателе видеть личность, образ Божий, касаться сокровенных струн человеческой души, которые не разглядеть, если смотришь лишь как администратор, как надсмотрщик, как исправляющий свою формальную обязанность начальствующего. Обратим внимание на то, что святитель Феофан при этом не тяготился педагогическими административными обязанностями и с большой готовностью отправился исполнять веление Родины на Восток, в Духовную Миссию, где в течение нескольких лет лично исхаживал пустыни, посещал пещеры подвижников Египта.

Обратим внимание на святителя Феофана, который, уже находясь в среднем возрасте, выучивал те языки, которые были необходимы ему для общения и научной работы. Как часто мы, священники, согрешаем косностью, отмахиваясь от предложений повышать свой интеллектуальный уровень, отказываясь от любой возможности ознакомиться с чем-то новым. Святитель Феофан показывает нам пример. Его душа восприимчива к учению, он изучает греческий язык и становится выдающимся переводчиком духовных текстов, знакомится с арабским и еврейским языками, что было ему необходимо, так как церковная служба соприкасалась и с дипломатической. Святитель Феофан – это библиофил, это новозаветный книжник. Его нельзя назвать «книжным червем», скорее тем червем, который превращается в прекрасную бабочку, ибо, принимая премудрость, он ее усваивает и отдает широкой аудитории в издательской деятельности, в богомыслии, которое впоследствии воплощается в его оригинальном литературном наследии.

Святитель Феофан на Тамбовской и Владимирской кафедрах явил образ епископа чрезвычайно демократичного, как бы мы сегодня сказали. Образ его епископствования отличается от привычного нам, людям XXI столетия, может быть, потому, что сфера его интересов – исключительно нравственная, духовная. Он без устали проповедует, насаждая в подведомственном ему духовенстве умение ни единой службы не оставить без живого слова. Сам святитель всякий раз проповедует на Божественной литургии и никогда не оставляет всенощную без словесного назидания.

«Под крылышком» святителя Феофана выросли такие замечательные проповедники, как, например, протоиерей Сладкопевцев, впоследствии составлявший учебные пособия по церковной риторике. Проповеднический метод святителя Феофана очень интересен и сильно отличается от метода святителя Филарета, митрополита Московского.

Святитель Феофан одним из первых, основываясь на своем собственном опыте, узаконил метод экспромта. Но это не тот экспромт, о котором иногда думают современные семинаристы: «Отверзу уста моя, и исполнятся Духа», так что еще полчаса назад мысли были на стороне далече, а вот надел стихарь или ризу, и мысль сразу растеклась по древу, не встречая никакого сопротивления. Это не то импровизаторство, которое выражается словами «наобум», «на авось», «как-нибудь». Святитель Феофан одному младшему своему собрату-епископу, который никак не мог овладеть живым словом проповеди, рекомендовал на всенощной напряженно внимать богослужению в молитвенном духе. «В этой ткани богослужения, – говорил святитель Феофан, – ты всегда увидишь, Бог подаст тебе ту мысль, которая канет в глубины твоего сердца и станет основой твоей проповеди».

Обратим внимание на то, что в пастыре, конечно же, главное не интеллект, не практический внешний опыт и даже не психологические наблюдения над людьми. Все это второстепенно, в служении ближним важен самый строй нашей души, ибо наша паства слишком проницательна, чтобы быть обманутой внешностью или составлять мнение о нашем духовном достоинстве по числу наград, которые мы носим. Паству не обмануть даже словами, хотя бы мы и владели искусством их плетения.

Но в общении пасомых и пастыря всего вернее осуществляется закон, запечатленный в русской пословице: «Сердце сердцу весть подает», закон сообщающихся сосудов. Соответственно, никто из нас, пастырей, не может дать пастве более, нежели он имеет в сокровищнице своего сердца. Посему опыт святителя Феофана бесценно важен для нас, ибо никто так подробно не раскрывал в своих творениях образа души спасающейся, как это делал святитель Феофан, а в пастыре все должно быть спасительно, говорит святой Иоанн Златоуст. И священнику не нужно будет много размышлять над предметом проповеди, если он спасает душу свою, то есть восстанавливает внутри себя тот строй мыслей и чувствований, который можно назвать благодатным устроением сердца.

Кратко скажем о главных нравственных установках святителя Феофана как пастыря и как духовного учителя. Первая установка, относящаяся к деятельности нашего ума, – это внимание. Если каждый христианин должен учиться внимать самому себе, то тем паче пастырь. Внимание – всегдашнее стояние ума при вратах сердечных, всегдашняя обращенность ума в ту область, в которой скрывается невидимый Бог, всегдашняя готовность силой ума, умноженной на обращенность к Богу, отогнать от сердца непрошеную мысль или образ. Это внутреннее внимание есть главная отличительная особенность доброго пастыря, ибо, если он не привык внимать себе, то не будет понимать и устроение человеческой души, обращающейся к нему за советом.

Спускаясь чуть ниже, в область чувствования, указывая на сердце как духовный центр нашего бытия, святитель Феофан говорит о трезвении. Трезвение есть обращенность не только ума, но и чувств к Богу. Самое стояние человеческого сердца пред Господом – это молитва. Непрестанная молитва, по учению святых отцов, выражается не в том, чтобы непрестанно произносить внутри себя слова молитвы, но в том, чтобы самими чувствами быть обращенным к Богу и всегда исследовать умом, что совершается в глубине сердечной. Трезвение делает пастыря личностью духовно глубокой, потому что сила, пронизывающая наше слово, находится в прямой зависимости от устроения наших чувств.

И последнее – бодрствование. Бодрствование, по святителю Феофану, это напряжение воли, а вместе – телесных членов, которое обеспечивает подвижнику хождение пред Богом. Бодрствование, как нетрудно заметить, связано с целеустремленностью христианина, полной вовлеченностью внутренних сил души в богоугождение. Удивительно – святитель Феофан, который добровольно заключил себя в малые чертоги своего затвора, всегда бодрствовал, всегда ходил пред Богом, как некий Херувим. Становится ясно, почему он готов был променять Вышу лишь на рай, ибо Выша и затвор стали для него тем Эдемом сладости, ходя в пределах которого, в прохладе дня он слышал голос Божий.

 И самое последнее, то, что более всего удивляет в святителе Феофане. Его затворничество никак не означало изоляцию от мира. Напротив, он, словно семя, скрыл себя в земле затвора, дабы, умерев для мира, ожить для десятков тысяч душ. Нами, пастырями, должно быть хотя бы в малой мере любимо уединение. Сегодня, впрочем, мы все полюбили уединение, когда мы один на один с телевизором или компьютером проводим часы, не замечая смены дня и ночи. Но это не благодатное затворничество. Затворничество святителя Феофана – это, конечно же, предстояние Богу, углубленное изучение тайн собственного сердца и способность чувствовать сердца многих и многих, откликаясь на их сокровенные нужды своим ясным, пронизанным Божественной энергией мира и радости словом. Вот образ благодатного, исключительного пастыря, подражать которому мы не можем в полной степени, но обязаны хотя бы в малой.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, г. Москва

Свято-Успенский

Вышенский монастырь,

2 октября 2008 г.

(печатается в сокращении)

 

МонастырьФеофановские чтения

Феофановские чтения