Лого

Хранитель святынь

Окончание.  Начало в № 10 (178)

Лагерь

Политика Сталина к тому времени была направлена на поддержку православной веры. Началось массовое открытие церквей и освобождение священнослужителей из мест заключения. Однако тех священников, которые служили в церквях на оккупированных территориях, советская власть не щадила. 2 марта 1945 года отец Виктор Шиповальников был арестован.

Отцу Виктору вменялась в вину ни больше ни меньше, как связь с английской разведкой. Следователь Данилов пытался заставить отца Виктора подписать обвинение, однако он отказывался.

Впоследствии отец Виктор познакомился в Рязани с великим писателем Александром Солженицыным и рассказал ему о своих мытарствах, что писатель и запечатлел в книге «Архипелаг ГУЛАГ».

Но, хотя от отца Виктора так и не добились признания в шпионаже в пользу Англии, его осудили на пять лет лагерей как «социально опасного элемента».

Отец Виктор Шиповальников не оставлял молитвы нигде. И даже в заключении, в Воркутинском лагере он смог организовать церковное богослужение на Пасху. Заключенные настолько проникновенно пели пасхальные песнопения, что солдаты, посланные для ареста молящихся, заслушались и не стали входить в барак, чтобы не помешать богослужению...

Отца Виктора как зачинщика посадили в карцер. Однако, вспоминая об этом, он только улыбался:

– Ну и что ж, что в карцере посидел. Зато как хорошо мы встретили Пасху Христову!

4 ноября 1947 года, в день празднования иконы Божией Матери «Казанская», благодаря продолжавшейся политике освобождения из мест заключения священнослужителей, отца Виктора Шиповальникова досрочно выпустили из Воркутинского лагеря.

Архангельск – Ростов

После освобождения отец Виктор вернулся к себе на родину в Архангельск. В то время управлял епархией владыка Леонтий (Смирнов), который много пострадал в лагерях и даже потерял там глаз. Он сразу же принял под свой омофор отца Виктора, сказав:

Вы зэк? Зэков я беру.

И тут же назначил его настоятелем Ильинского кафедрального собора. Собор этот был небольшой сохранившийся храм недалеко от берега Северной Двины.

На Крещение отец Виктор прямо на реке организовал водоосвящение, на которое собралось несколько тысяч человек. А летом 1948 года торжественным крестным ходом перенес чтимую икону Божией Матери «Скоропослушница» из другого храма в свой собор.

Этого отцу Виктору власти уже не простили. Результат – 24 часа для оформления документов на увольнение и выезд из города.

И только осенью 1948 года отец Виктор стал служить в г. Ростове-на- Дону, куда был принят епископом Сергием (Лариным).

Через некоторое время отец Виктор стал служить в небольшом храме во имя св. царицы Александры. Вскоре  и здесь храм стал переполняться людьми.

В январе 1950 года у Шиповальниковых родился сын Алексей. Восприемником при крещении был специально приехавший друг отца Виктора архимандрит Пимен (Извеков), наместник Псково-Печерского монастыря, будущий Патриарх.

Весной 1950 года отца Виктора перевели в противоположную часть города, в восстанавливаемый храм преподобного Серафима Саровского. Но когда и там довольно вместительный храм стал переполняться, был дан срок 48 часов, чтобы отец Виктор покинул Ростов. В это время архиепископом в Ростове был владыка Николай (Чуфаровский).

Благодаря содействию архимандрита Пимена, владыка Григорий (Чуков) назначил отца Виктора священником в Троицкий собор города Пскова («Дом Живоначальныя Троицы»). 31 января 1951 года семья Шиповальниковых прибыла в Псков и поселилась в колокольне. Условия проживания для семьи с двумя детьми были очень тяжелые.

Узнав о бедственном положении семьи отца Виктора, владыка Николай (Чуфаровский), который стал архиепископом Рязанским и Касимовским, устроил осенью того же 1951 года перевод отца Виктора в Рязанскую епархию.

Рязанский период

Местом служения отцу Виктору был назначен Космо-Дамианский храм села Летово, недалеко от Рязани. Там он, как и везде, старался придать церкви благолепный вид. Отец Виктор любил, чтобы богослужения проводились торжественно. Он служил эмоционально, с большим подъемом и, как говорили его прихожане, красиво.  Хотя служить ему там пришлось очень недолго, прихожане и многочисленные паломники из Рязани и Москвы его успели полюбить. Всего этого не могли не заметить власти, осуществлявшие надзор за церковной жизнью в епархии. Уполномоченный по делам религий стал настаивать на переводе отца Виктора из Космодамианского храма.

Вскоре, в конце 1951 года, отца Виктора перевели в Казанский храм города Сасово Рязанской области. Тут опять было сделано много для благолепия службы.

В период служения отца Виктора в Сасове он ездил в Троице-Сергиеву и в Киево-Печерскую Лавры. Как вспоминала матушка Мария Шиповальникова, в то время при Киевском Введенском монастыре жила блаженная старица Ксения. Ей было больше ста лет. По воле Божией она прозревала будущее. Когда к ней пришел за утешением отец Виктор, она ему сказала: «Борис и Глеб дадут тебе хлеб».

А через два года, в 1953 году, это предсказание сбылось. Отца Виктора перевели на служение в кафедральный Борисоглебский собор Рязани.

Потом на его жизненном пути встретилась и другая старица – Пелагея Захаровская.

Впоследствии матушка Мария Борисовна рассказывала:

Помню, когда нам сообщили, что блаженная Полюшка приехала в Рязань и хочет видеть отца Виктора, то он быстро собрал наших детей – Васю и Магдалину – и мы пошли на Центральный рязанский рынок, рядом с которым в одном из ветхих деревянных домиков поселилась старица. Она тогда была уже старенькая. Когда мы пришли, оживилась, но не встала, встретила нас полулёжа. Глаз у нее совсем не было, но она как-то сразу приметила нашего сынишку Васю.

– А это крестник мой, – сказала она, потом ласково погладила его по головке, достала из кармана конфетки и угостила Васю и Лину.

 Отец Виктор испросил у нее молитв, и вскоре мы ушли.

Когда блаженная старица уехала в Захарово, то через своих духовных чад присылала конфеты или печенье для нашего сына Васи.

Пелагея Захаровская благоволила к отцу Виктору Шиповальникову. И когда она, проживая в Москве у своей крестницы Анастасии Орловой, стала угасать, отец Виктор приезжал причащать ее.

Скончалась старица в Москве, а хоронить Полюшку, согласно ее завещанию, повезли на родную Рязанскую землю в село Захарово. Отпевал старицу Пелагею отец Виктор Шиповальников в Борисоглебском соборе. Когда гроб с телом усопшей вынесли из собора, в морозном декабрьском небе заиграло солнышко.

Двадцать лет, с 1953 года по 1973 год, прослужил отец Виктор Шиповальников в Борисоглебском соборе. Собор стал родным домом для отца Виктора, который исполнял в нем должность ключаря.  Особенно много он сделал для благоустройства собора. Лично ездил в знаменитое своими художниками село Палех, договаривался о росписи стен и сводов собора. Кроме того, резчик по дереву Волков по заказу отца Виктора сделал резные клиросы в главной части храма и в приделах, место для проповедей, а также стасидии в главном алтаре.

Собор только недавно открылся, и детей крестили в самом храме. Отец Виктор предложил выход из положения, и владыка Николай его одобрил. Использовали находящиеся в ограде хозяйственные постройки, расширили их, добавив второй этаж во всю длину здания. Получился довольно большой зал, а в конце его маленький освященный алтарь, где можно воцерковлять окрещенных младенцев. Когда все было выполнено, разразился страшный скандал со стороны уполномоченного. Ведь появилась еще одна церковь, во имя святых Иоакима и Анны, – место, где можно служить литургии.

Травля и клевета

В начале 1965 года настоятеля собора протоиерея Бориса Скворцова постригли в монашество, потом возвели в сан архимандрита, а 21 февраля хиротонисали во епископа Рязанского и Касимовского. Настоятелем Борисоглебского собора был назначен священник Виктор Шиповальников.

Тяжело жилось тогда Шиповальниковым в Рязани. Детей в школе открыто травили. Матушка Мария рассказывала:

– Девятилетнюю Магдалину на школьной линейке вывели перед всеми и сказали: «Смотрите – это дочь попа», говорили так, словно «это дочь вора».

Васю, младшего, которого Полюшка любила, в самом начале второго учебного года школьники избили. Оказалось сотрясение мозга. Из-за этого он во второй класс пошел годом позже.

Перед экзаменами на аттестат зрелости старшая дочь Лиза была вызвана в кабинет директора школы №2. Директор запер дверь на ключ и два часа «прорабатывал» Лизу, пытаясь, видимо, вынудить ее вступить в комсомол. Было и еще много мелких, но изощренных издевательств над нашими детьми.

В середине 1960-х годов началась клеветническая кампания против отца Виктора. В это время блаженная Полюшка несколько раз присылала сказать отцу Виктору, чтобы отслужил молебен перед иконой Божией Матери «Тихвинская» и святому Иоанну Воину. После этих молебнов нападки на отца Виктора сами собой исчезали.

Матушка Мария с горечью вспоминала:

– Нашлись прихожане, которые по указке уполномоченного состряпали всяческую клевету, в том числе и про кражу вагона с вельветом, записали, собрали в папку и повезли из Рязани в Москву на такси. Но по дороге машина попала в аварию, и все погибли. Я тогда нисколько не злорадствовала. Просто увидела в этом перст Божий, заступничество Господа за отца Виктора.

Припомнили отцу Виктору и знакомство с опальным писателем Александром Солженицыным, которого в 1969 году рязанская писательская организация исключила из Союза Писателей СССР.

Рязанский уполномоченный вызвал отца Виктора и сказал ему:

Если не хочешь попасть на лесоповал, уезжай из Рязани.

Отец Виктор и сам понял, что обстановка накалилась так, что дальше некуда. Смысла оставаться в Рязани не было. И в 1973 году он перевелся в Московскую епархию.

С августа 1973 года отец Виктор служил настоятелем Троицкого храма в поселке Удельная Московской епархии. Как и везде, здесь отец Виктор взялся за устроение благолепных богослужений. Небольшой храм обслуживал обширную территорию. Прихожан было очень много, и они полюбили нового настоятеля.

С 1980 года Промыслом Божиим отцу Виктору Шиповальникову была назначена особая роль – он стал хранителем дивеевских святынь: иконы Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский, и обгоревшей скамеечки, склонившись над которой, скончался великий старец. С того же года у отца Виктора хранились и некоторые личные вещи батюшки Серафима.

Перед разорением Серафимо-Дивеевского монастыря монахини сумели вывезти и спрятать эти святыни. До 1980 года они хранились в Муроме у монахини Марии (Бариновой). Когда она стала совсем немощная, по благословению Патриарха Пимена святыни передали на хранение отцу Виктору Шиповальникову. При этом Святейший сказал ему: «Бог даст, еще возвратишь по назначению».

Пришло время, и в 1991 году отец Виктор передал хранившиеся у него святыни Патриарху Алексию II. Святейший наградил его благодарственной грамотой.

В июне 1993 года отца Виктора Шиповальникова вновь назначили на службу настоятелем в Троицкий храм поселка Удельная. Возвратясь в Удельную, отец Виктор сразу позаботился о воплощении в жизнь своего давнего желания пристроить к храму придел во имя святого преподобного Серафима Саровского. Работы начались интенсивно, и 10 декабря 2000 года новый придел был освящен. Финансовую помощь в этом деле оказал, в частности, А.И. Солженицын.

Учитывая преклонный возраст отца Виктора, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий распорядился в 1998 году считать храм Святой Троицы в поселке Удельная подворьем Старо-Голутвина монастыря. В этом качестве храм оставался до 16 ноября 2005 года. Всё это время протоиерей Виктор Шиповальников оставался в должности старшего священника Троицкого храма.

Здоровье отца Виктора ухудшалось. В неделю всех святых 26 июня 2005 года он отслужил свою последнюю литургию.

Шестьдесят четыре года, большая часть из которых пришлась на суровые годы гонений, отец Виктор прослужил Богу в священном сане. За ревностное служение Церкви Христовой отец Виктор удостоился многих церковных наград, в том числе: митры, права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, а потом и до «Отче наш», трех крестов с украшениями, Патриаршего креста, четырех церковных орденов и нескольких грамот.

Скончался отец Виктор 27 декабря 2007 года, на 93-м году жизни. Отпевал протоиерея Виктора Шиповальникова митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 29 декабря в Христорождественской церкви села Заозерье Павловопосадского района в сослужении 17 священников и двух диаконов. После литургии, перед началом отпевания владыка Ювеналий прочитал прочувствованное слово Святейшего Патриарха Алексия II и обратился к присутствующим с речью, в которой, в частности, сказал: «Сегодня, можно сказать, мы прощаемся с историей минувшего века, потому что блаженнопочивший отец Виктор воплощал в своем жизненном пути героизм и трагизм, выразившиеся в судьбах духовенства ХХ столетия».

Погребен отец Виктор на кладбище Христорождественского храма, у входа в храм, с правой стороны.

Игорь ЕВСИН

Фото из семейного архива Шиповальниковых

 

С народом