Логотип рязанской газеты "Благовест"

Традиция и юстиция

На вопросы газеты «Благовест» отвечает иерей Димитрий Бежанарь, руководитель миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния

– Почему в последнее время миссионерский отдел Сергиево-Посадского благочиния так активно ведет работу, касающуюся ювенальной юстиции?

– Потому что подавляющее большинство граждан России, к сожалению, не имеет об этом никакого представления. Многие думают, что ювенальная юстиция будет защищать права детей. Но вся опасность ювенальной юстиции в том, что она изначально будет провоцировать детей на противостояние со взрослыми. Если смотреть с духовной, православной точки зрения, ювенальная юстиция призвана разрушить, отменить пятую заповедь. Она противопоставляет подростков взрослым людям. Все либеральные проекты, пришедшие к нам с Запада и финансируемые западными неправительственными организациями, в том числе и ювенальная юстиция, преподаются под красивыми, добрыми лозунгами, а внутренняя их сущность откровенно богоборческая, античеловеческая. В первую очередь это принесет вред самим детям.

– Вы знаете, что у нас в России введение ювенальной юстиции финансируется не только неправительственными организациями? У нас есть пилотные регионы, где введение ювенальной юстиции финансируется государством.

– Многие власть предержащие просто введены в заблуждение по поводу ювенальной юстиции, поэтому надо вести активную разъяснительную работу, чтобы люди поняли, какие горькие плоды ювенальная юстиция уже принесла на Западе.

– Вы можете привести конкретный пример из нашей повседневной жизни, когда неуважение к родителям приводит к разрушению семьи, личности?

– Любой пастырь может привести колоссальное количество примеров, когда подростки впитывают антихристианскую идеологию, которую несет современная субкультура, – идеологию противостояния взрослым, которых они презрительно называют «предками» или «родаками». Ребенок сначала пытается ощутить вкус мнимой свободы, а потом становится на путь саморазрушения. Например, мне хорошо известна семья, в которой мама одна воспитывает детей, бьется, как может, молится, а им хотелось попробовать все наркотики, какие только есть, ходить по ночным клубам, дискотекам. Они говорили матери: «Мама, что ты нас «паришь» своей верой?» Связались с плохой компанией, и теперь они и сами бы рады вернуться в нормальную жизнь, но внутренне они уже несвободны, сформировалась физическая и моральная зависимость от греховных страстей. Они уже хотели бы освободиться от них, но не могут. Говорят: «Мама, если бы мы тебя сразу слушались…»

– Как Вы думаете, в чем ошибка этой мамы, где она «упустила» своих детей?

– Вы знаете, я бы не стал говорить об ошибке мамы, ее вины, я считаю, здесь нет. Она воспитывает детей одна, без отца. Это очень тяжело. Она водила детей в храм, но потом они ходить в церковь и молиться перестали. Заметьте: многие люди сейчас говорят, что их в православной церкви соблазнили, смутили или чем-то оттолкнули. Но глубинная причина такого явления, я считаю, в том, что человек сам этого хотел, только боялся себе в этом признаться. Ему хотелось жить свободно, без Бога, и он искал повода. Например, женщине в храме говорят: «Вы знаете, Вам лучше бы приходить не в брюках, а в одежде, соответствующей Вашему полу». Женщина уходит из храма и говорит, что больше никогда не пойдет в церковь, якобы ее там оскорбили. Но внутренне она ждала этого повода, чтобы оправдать свою леность. И особенно подростки, которые в силу своего возраста протестуют против авторитетов, с легкостью этим оправдываются. В этой семье сыновья говорили маме: «Вот, мы ходили в храм, а там нам священник нотации читает: блудить нельзя, то нельзя, это нельзя…» Священник на самом деле вел свою пастырскую работу. Любой священник обязан сказать, предупредить, что блуд – это смерть души. А подросток с радостью хватается за этот повод, чтобы впредь в храм не ходить.

– Но ведь и случаи жестокого обращения с детьми не единичны…

– Наш Уголовный кодекс, который существует уже не один год, позволяет защищать детей от насилия. Надо только тот опыт, который у нас уже есть, развивать в нужном направлении, а не разрушать тот опыт наказания и воспитания, который собирался веками.

——————————————————————————————————

 

Иеромонах Никодим (Шматько), духовник православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского при Свято-Троице-Сергиевой Лавре:

– Хочу добавить к словам отца Димитрия, что ювенальная юстиция – это попытка через законы регулировать отношения между людьми. Православная Церковь призывает не к увеличению количества законов, а к улучшению качества отношений. А качество отношений между родителями и взрослыми воспитывается на базисе основ православного мировоззрения, и только через внутреннее расположение можно изменить и внешнее. А такой путь – через внешнее – приведет только к раздражению и взаимным конфликтам.

Есть такая замечательная притча. Один царь решил женить своего сына, но невесты не хотели идти за него замуж, потому что он был очень эгоистичный, капризный и своенравный. Царь призвал мудрецов, и некоторые мудрецы кричали: «Через три года мы научим его трем тысячам правил, и он будет замечательно себя вести». Царь сказал: «Три тысячи правил – это очень много, у вас ничего не получится». Другие говорили: «Мы через год научим его тысяче правил». Царь ответил: «Это тоже много, и нужно ждать целый год». Тогда пришел один мудрец и сказал: «Я дам ему только одно правило, и если он это исполнит, он будет мудрейшим, и у него всё в жизни будет хорошо». Как вы думаете, какое это правило? (Такие вопросы мы задаем детям). Мудрец сказал царскому сыну: «Почитай себя хуже других. Если ты сохранишь это правило, ты тем самым сохранишь свое достоинство и будешь величайшим из царей». Действительно, если я считаю себя хуже других, как я могу, например, первым начать есть? Я обязательно кого-то угощу, посажу за стол, а в последнюю очередь буду кушать сам. Я не буду бросаться хлебом, потому что я не буду считать себя достойным, зная, как он тяжело зарабатывается.

Да, мы, христиане, осознаем свое величайшее достоинство, ведь мы призваны быть выше Херувимов и Серафимов, но мы не гордимся этим, потому что мы знаем, что это только по милости Божией. В силу нашего греха мы познаем, что мы немощны и без Бога ничего не можем делать. И вот этот принцип, что без Бога я ничто, только с Божией помощью я могу кому-то помочь, это и есть самое существенное. Ювенальная юстиция увеличивает нам правила и ожесточает наши сердца, а православная традиция умягчает наши сердца и уменьшает правила. Единственное правило нам дал Господь – люби Бога и ближнего своего, и через эту любовь и послушание родителям исполняются все заповеди. Сейчас же у нас пытаются разрушить пятую заповедь о послушании родителям и на место Бога ставят ювенальную юстицию, создавая миллионы правил, которые не могут помочь, давая детям свободу без всякого послушания. В православной традиции всегда было послушание, дисциплина, ответственность. У нас была могущественная держава, которая зиждилась не на ювенальной юстиции, а на православной традиции.

 

 

В начало

Наследники святителя Феофана

Второй год дни октября для Рязанской земли знаменуются особой памятью о святителе Феофане Затворнике Вышенском.

Под покровом Елизаветы Федоровны

Среди различных структур этого исторического комплекса заметное место занимает Елизаветинская гимназия.

Подвиг учителя

На вопросы  газеты «Благовест» отвечает С.О. НИКУЛИНА, преподаватель ОПК

Подвижники благочестия

Игорь ЕВСИН. Рассказ.

Вера и мера

На вопросы читателей отвечает клирик Борисоглебского собора г. Рязани иерей Георгий Чернышов

Раскрывая уловки

Вопросы обеспечения духовной безопасности тесно связаны с противостоянием различным сектам

Все реки отражают небо

Святой Антоний Римлянин когда-то приплыл в Новгород на осколке скалы, святой Василий – в Старую Рязань на своей мантии.

Традиция и юстиция

Ювенальная юстиция – это попытка через законы регулировать отношения между людьми

Ребенок в храме

Взгляд из песочницы

Из Америки в Курск

Держу в руках икону Божией Матери «Знамение Курско-Коренная».

Увидевший Покров

Воскресная школа

иерей Димитрий БежанарьИеромонах Никодим (Шматько)