Логотип рязанской газеты "Благовест"

Подвиг учителя

На вопросы  газеты «Благовест» отвечает С.О. НИКУЛИНА, преподаватель ОПК

– Софья Олеговна, Вы совсем недавно приехали из Сергиева Посада с IV образовательного форума ЦФО, где Вас наградили грамотой в номинации «За разработку и проведение мероприятий в рамках Года молодежи» Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» по Центральному федеральному округу. Какие материалы Вы представляли на столь солидный конкурс? Знаем, что Вы преподаете Основы православной культуры сразу в трех школах Рязани…

– Да, я действительно преподаю в трех школах. В одной этот предмет идет у меня как факультатив, в другой как кружок, в третьей как часть курса предмета «Мировая художественная культура». В этом конкурсе мне предложила поучаствовать директор рязанской школы №51 О.Н. Маслюк. Она помогла мне отправить на конкурс мои разработки уроков – урок, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому, урок для старшеклассников из раздела «Православная этика» по теме «Покаяние». Я вложила туда же и свои книги – жития святых в стихах для детей «Добрый батюшка Саровский», «Игумен земли Русской» и недавно написанное стихотворное житие святителя Василия Рязанского. Я не знаю, что сыграло решающую роль для комиссии. В этом конкурсе шестеро учителей стали победителями, и еще 23 человека, в том числе и я, были отмечены в различных номинациях и награждены грамотами.

На уроках ОПК мы не только изучаем элементы русской культуры, ее особенности, обращаемся к храмовому искусству, к зодчеству и так далее, но и говорим о том, как вообще жить в этом мире. Ведь предмет «Основы православной культуры» – это не только передача знаний, нанизывание искусствоведческих элементов, но и (во всяком случае, как я это понимаю) ответ на вопрос, как жить христианину в этом мире, какие ценности для него должны быть приоритетными. Для меня очень важным моментом в моей учительской практике является общение со старшеклассниками.

Я думаю, что эта награда – это Божий Промысел, чтобы мы не унывали, потому что учителю достаточно сложно выживать в наше время. Я даже не имею в виду материальную сторону. Дело в том, что для современных детей слово учителя перестает быть откровением. Для меня, например, когда я училась, каждое слово учителя (если это был хороший учитель) открывало мир. Сейчас дети получают массу информации, и учитель для них бывает просто неким социальным лицом, которое оценивает их знания. Им нужно, чтобы учитель дал им систему знаний, которые помогут им успешно сдать ЕГЭ. То есть они настроены на получение комплекса знаний, а не на формирование мировоззрения. Я часто ощущаю это на себе.

Нам объявили, что следующий, 2010, год обозначен как Год учителя. Конечно, одними призывами  не добиться уважения к труду учителя. Здесь нужны конкретные действенные меры. И для нас, учителей, тот факт, что Церковь и государство обращают на нас внимание, – это большая помощь и поддержка. Мы с чувством благоговения получали свои грамоты.

– Софья Олеговна, в программе форума было ведь не только награждение. За эти три дня в Троице-Сергиевой Лавре Вы услышали много выступлений педагогов, была и работа по секциям. Что Вам больше всего запомнилось, какая тема была главной в выступлениях и обсуждениях?

– Действительно, было много весомых выступлений. Все они были посвящены главной теме – объединению усилий семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном становлении личности. Мы говорили о воспитании духа ребенка, о целомудрии, других важных аспектах. Я как преподаватель русского языка и литературы очень люблю выступления, посвященные русскому языку. Господь всё сотворил Словом, и для меня разговор о русском слове является очень важным и нужным.

Были и острые, полемические выступления по таким темам, необходимость обсуждения которых диктует сама жизнь. Меня, например, очень затронуло выступление преподавателя православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского иеромонаха Никодима (Шматько). Он поднял вопрос о ювенальной юстиции. Тревога по этому поводу уже не раз звучала в нашем обществе. Когда я слушала замечательное выступление Л.Ф. Фоминой, которая говорила о семейном воспитании и как раз о иерархии, о том, каким должен быть отец, глава семьи, какой – мать, я подумала, что эту красоту нашего традиционного русского уклада в семье можно назвать раем. А ювенальная юстиция – это тот напалм, который моментально сожжет весь этот рай. Начиная с первых уроков в школе в этом году, я столкнулась с тем, что дети об этом уже знают. Я пришла в сентябре в пятый класс. Дети вырвались из начальной школы, почувствовали себя большими. Однажды они очень плохо вели себя на уроке, я подошла к одному мальчику и сказала ему: «Дневник мне, пожалуйста, положи на стол». У него всегда были проблемы с дисциплиной, но раньше он хоть как-то слушался, а теперь ответил: «Не имеете права. Сейчас такие законы, детство надо защищать». Где-то он это услышал. Дети могут забыть об обязанностях, но если что-то говорится об их правах, они моментально это подхватывают и используют в своих интересах. Меня обдало холодом от его слов, стало очень тревожно на душе. Я подумала, что мы не имеем права относиться к этой проблеме равнодушно, надо бить тревогу в обществе, разъяснять это людям.

– Софья Олеговна, сейчас многие обрадовались тому, что Президент дал «добро» на введение Основ православной культуры в школах. Как Вы думаете, что нас ожидает на этом пути, какие проблемы могут возникнуть или уже возникли?

– Я думаю, надо быть готовыми к тому, что мы столкнемся со множеством проблем. Здесь нужно быть очень мудрыми и нашим директорам школ, и работникам системы образования, чтобы не загубить этот предмет. Само по себе это очень хорошо, изучать свою культуру необходимо, но многое будет зависеть от преподавателей. В этом предмете очень важно горение сердца. Вести его будут не священники, а светские учителя, но они должны быть настоящими христианами и профессионалами в своем деле. Еще очень важный вопрос – это учебники. Я сейчас в начальных классах работаю по программе Шевченко. Это замечательные учебники, по ним легко работать. Добавляю, конечно, и что-то свое, от сердца, из своего опыта. В начальной школе этот предмет идет очень хорошо, но лучше, чтобы на занятии присутствовал классный руководитель. Тогда с дисциплиной проблем нет, и дети воспринимают материал, всё впитывают в себя. В начальной школе у ребят сердца открытые, с ними легче. В средней школе становится сложнее. Со старшеклассниками интересно проводить беседы на классных часах в форме вопросов-ответов, и очень хороши кружки. В кружках может быть какое-то общее дело, например, подготовка праздников, постановка спектаклей. Может быть кружок по церковному пению, если есть подготовленный учитель музыки. Школа просто оживает, когда в ней идет такая работа. На этом форуме были ведь не только учителя ОПК, но учителя, преподающие разные предметы. Через любой предмет можно заниматься духовно-нравственным воспитанием, здесь всё зависит от учителя.

– Скажите, что бы Вы пожелали молодым учителям ОПК, а может быть, и опытным педагогам, которые вели другие предметы, а сейчас начинают вести ОПК?

– Я бы пожелала им, во-первых, жить церковной жизнью и рассчитывать не только на свой труд, но и на помощь Божию. Для того чтобы ее получить, трудиться нужно усердно. Как писал святитель Тихон Задонский, лежащему и ленящемуся Господь помощь не посылает. Нужно очень любить детей, помня, что будущее России – за ними. Мы, учителя ОПК, видим плоды нашего воспитания – многие из наших учеников стали священниками. Я понимаю, что нужно максимум вкладывать в детей, чтобы наша Россия могла выжить. И еще я желаю всем своим коллегам не унывать, потому что преподавать в наши дни православную культуру – это настоящий подвиг. Трудностей очень много, но Господь всегда подаст Свою благодатную помощь, если сердце человека открыто добру, открыто вере, надежде и любви.

На снимке: лауреаты премии ЦФО «За нравственный подвиг учителя» С.О. Никулина и Л.С.Гальчина, преподаватель Хрущевской средней школы (Старожиловский р-н Рязанской обл.)

 

 

 

 

 

В начало

Наследники святителя Феофана

Второй год дни октября для Рязанской земли знаменуются особой памятью о святителе Феофане Затворнике Вышенском.

Под покровом Елизаветы Федоровны

Среди различных структур этого исторического комплекса заметное место занимает Елизаветинская гимназия.

Подвиг учителя

На вопросы  газеты «Благовест» отвечает С.О. НИКУЛИНА, преподаватель ОПК

Подвижники благочестия

Игорь ЕВСИН. Рассказ.

Вера и мера

На вопросы читателей отвечает клирик Борисоглебского собора г. Рязани иерей Георгий Чернышов

Раскрывая уловки

Вопросы обеспечения духовной безопасности тесно связаны с противостоянием различным сектам

Все реки отражают небо

Святой Антоний Римлянин когда-то приплыл в Новгород на осколке скалы, святой Василий – в Старую Рязань на своей мантии.

Традиция и юстиция

Ювенальная юстиция – это попытка через законы регулировать отношения между людьми

Ребенок в храме

Взгляд из песочницы

Из Америки в Курск

Держу в руках икону Божией Матери «Знамение Курско-Коренная».

Увидевший Покров

Воскресная школа

лауреаты премии ЦФО «За нравственный подвиг учителя» С.О. Никулина и Л.С.Гальчина, преподаватель Хрущевской средней школы (Старожиловский р-н Рязанской обл.)