Логотип рязанской газеты "Благовест"

«Скажи-ка, дядя...»

Еще каких-нибудь двадцать лет назад человека,

высказавшего мысль о равной ответственности

фашистской Германии и Советского Союза за

жертвы Второй мировой войны, посчитали бы в

лучшем случае безумцем. А сегодня в СМИ

свободно сравнивают детей, воевавших в

партизанских отрядах, «сынов полка» с

«гитлерюгендом», т.е. со специализированными

отрядами юных фашистов. Попробуйте спросить

у своих детей, внуков, кто такие Валя Котик,

Марат Казей. Вряд ли они ответят. Конечно, в школе в

советское время мы знали этих и многих других наших сверстников-героев с идеологической приставкой «пионеры», но по существу, это были ребята, готовые с детских лет отдать свои жизни «за други своя», за Отечество. А как повели бы себя на их месте нынешние школьники, воспитываемые в основном в «свободе», как от коммунистической идеологии, так и от христианской морали?

Об этом были мои мысли, когда я ехала с делегацией от Рязани на Бородинское поле, где сошлись воедино героические страницы истории, где лежит прах наших воинов, погибших как в Бородинском сражении в 1812 году, так и во время Великой Отечественной войны.

С нами были ребята-одиннадцатиклассники из кадетского класса, которые по возобновившейся традиции дежурят на посту №1 у Вечного огня на площади Победы, и восьмиклассник Илья Чеченев, победитель конкурса чтецов, который «вез» с собой знаменитое стихотворение Лермонтова «Бородино». Мальчишки как мальчишки – ровесники тех, кто погибал за Родину 65 лет назад.

И хотя целью нашей поездки, организованной Правительством Рязани, было положить начало празднованию 200-летнего юбилея победы России в Отечественной войне 1812 года, вторая Отечественная, 65-летие Победы в которой мы будем отмечать уже в мае следующего года, была рядом. А ее солдаты, воевавшие под Бородино осенью 1941 года, повторили героический подвиг своих предков, помогавших им силой своей молитвы из Небесных чертогов. Не покорились наши отцы, деды, прадеды ни немцу, ни французу.

Не покоримся ли мы завтра невидимому, но реальному супостату, который не изменил своих намерений покорить наш народ, стереть с лица земли Россию? Тревожно становится и даже страшно, когда читаешь отчеты военкоматов о скрывающихся за границей, за пуленепробиваемыми дверями и воротами призывниках, сыновьях той элиты, в руках которой власть и деньги. Где и с кем они будут, когда, может, и на нашу долю или на долю поколения наших детей выпадет сразиться с врагом напрямую? А пока же война идет невидимая, духовная, развращающая и отравляющая…

… Вот мы и на Бородинском поле. На поле славы площадью в сто квадратных километров. Занудный дождь прекратился, серая осенняя мгла развеялась. Легкий ветерок колышет, как приветственными флажками, яркими желто-оранжевыми листьями берез, склонившимися над могилами и нашим памятником, к которому мы ехали в первую очередь. Он представляет собой высокую стелу, увенчанную крестом, с памятными табличками в основании (без «ятей», очевидно, восстановленными недавно). Памятник доблестной воинской части 69-го Рязанского пехотного полка установили в 1912 году к 100-летию Бородинского сражения воины 7-го Ряжского пехотного полка. Рязанский полк имел богатую историю, начавшуюся во времена Петра I. Еще в XVIII веке полк был участником практически всех войн, которые вела Россия. Воевал с противником и на суше, и на море. Есть даже упоминания о том, как Рязанский пехотный полк, будучи посажен на корабль, участвовал в Гангутском сражении. Это был славный, достойнейший армейский полк. Он воевал постоянно, имел достаточно скромные награды, но на таких полках и держалась вся русская армия. Во время Бородинского сражения полк, находясь на Утицком кургане, преградил противнику путь. За участие в войне 1812 года, в том числе и за участие в Бородинском сражении, 69-й Рязанский пехотный полк был награжден знаками отличия, которые носились на головных уборах.

Конечно, наши земляки воевали не только в этом полку. Рязанцы-помещики, дворяне, крепостные, такие как храбрый граф А.И. Остерман-Толстой, командовавший пехотным корпусом во время войны 1812 года, и смелый крестьянин Иван Григорьевич Перепелкин из Пушкарской слободы г. Сапожок, награжденный многими медалями и орденами, в том числе и Георгиевским крестом, служили и в других воинских подразделениях. Но именно этот скромный по сравнению с другими памятник важен для рязанцев, как важна и памятна каждому человеку малая родина, уголочек русской земли, где он родился и вырос.

Инициаторами и организаторами этой поездки на Бородинское поле стали зам. главы администрации Рязанской области С.В. Филимонов, по образованию историк, по призванию краевед, и начальник управления культуры Рязани А.А. Кашаев, тоже, кстати, историк. Они пригласили с собой в первый и, надеюсь, не последний визит на Бородинское поле к памятнику воинам-рязанцам историков и журналистов, руководителей детских организаций, школьников. Все мы с особенным благоговейным вниманием впитывали живую историю, особенную атмосферу Бородинского поля.

Впервые за многие годы священник – отец Михаил Рыжов, настоятель рязанского Преображенского храма в Канищево, который был построен на народные деньги в память о войне 1812 года, отслужил перед памятником литию по воинам-рязанцам, погибшим в Первую Отечественную войну здесь, на Бородинском поле.

А потом…

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром...»

– великолепно, эмоционально прочитал стихотворение Лермонтова самый младший участник нашего «десанта» Илья Чеченев. Вслед за ним выступили историки и Сергей Владимирович Филимонов. «Сегодня у нас знаковое событие. Мы приехали сюда, чтобы поклониться рязанцам, которые участвовали в войне 1812 года, и начать подготовку к 200-летию Первой Отечественной войны…»

После кратких речей, почетного караула кадетов и возложения цветов к памятнику героям Первой Отечественной войны мы возложили цветы к дзоту, из которого пулеметчик, солдат Великой Отечественной так же героически защищал родную землю.

Но всё-таки все памятники войне 1812 года (а их более 30), величественные и скромные, были воздвигнуты на Бородинском поле спустя многие годы после битвы. Первым же памятником убиенным русским воинам на этом поле был женский монастырь, построенный вдовой героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова Маргаритой Михайловной. После гибели своего мужа, а позже и сына-отрока безутешная вдова по благословению своего духовника митрополита Филарета Московского основала здесь Спасо-Бородинскую обитель и все свои средства отдала в его казну. Игуменья Мария (как она стала именоваться после пострига) завела здесь особое строгое правило – совершать поминовение воинов, погибших в войне 1812 года, на проскомидии и на сугубой ектении.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в воспоминаниях о Бородинском монастыре писал: «Маргарита прежде всех пришла на кладбище войска русского, чтоб плакать над могилой храброго супруга; принесла туда и прах сына, угасшего не на Бородинском поле, чтоб плакать над двумя могилами вместе. … Постепенно на обширное кладбище к знамени иноческому Марии стекались дщери земли русской – постепенно обитель стражей могильных обращалась в обитель молитвенников и служителей Бога. На самом редуте левого фланга, где сеча кипела всего ужаснее, где в знойный день битвы образовалась грязь от смешения крови с землею, где выросли горы трупов – ныне святая церковь. В ней ежедневно приносится Бескровная Жертва о упокоении проливших кровь свою. Девы, умершие миру, воспевают надгробную песнь над витязями, умершими за Россию».

В конце 20-х годов прошлого столетия Спасо-Бородинский монастырь был закрыт. Лишь в начале 90-х в его храмах опять затеплились лампады и по завещанию игуменьи-основательницы вновь стала возноситься неустанная молитва за убиенных воинов. Сейчас в монастыре около 20 насельниц. Не во всех его храмах совершается молитва, так как на его территории находится администрация музея-заповедника «Бородино». Но есть надежда, что так будет не всегда.

Ирина ЕВСИНА

 

 

 

 

В начало

«Скажи-ка, дядя...»

Не покоримся ли мы завтра невидимому, но реальному супостату, который не изменил своих намерений покорить наш народ

Деформации образования

Начала кризиса в утрате нравственных и духовных ориентиров.

Святителю Василию

Идя по пути возрождения Православия, необходимо знакомить детей со святынями Рязанской земли

Успех или вечность?

Об итогах VIII Покровских чтений в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина

«Никакого заказа не было»

Владимир Хотиненко:

Путь поэта

16 ноября исполняется 55 лет иеромонаху Роману (в миру Александру Ивановичу Матюшину)

Почему Россия победила

Темные мировые силы вознамерились погубить нашу страну не огнем и мечом, но растлением и развращением молодежи

Вера и мера

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Нулевой меридиан

Волонтерское движение в России в современном понимании этого слова появилось не так давно

«Они служили в Летово»

Литературный «Благовест»

«Один сын– не сын...»

На вопросы газеты «Благовест» отвечает Андрей Юрьевич Коченов, руководитель всероссийской демографической

Слингомама. Кто это?

Взгляд из песочницы.

Нужны новые формы

Софья НИКУЛИНА, педагог и автор-исполнитель, г. Рязань

Родительская суббота

Воскресная школа

КутузовНа Бородинском поле