Логотип рязанской газеты "Благовест"

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел

Деформации образования

В наше непростое время кризис, как суд ложных устремлений человечества, является сопутствующим фактором бытия народов. Кризис проявил себя в экономике и финансах, но не в экономике лежат его истоки. Начала кризиса в утрате нравственных и духовных ориентиров. Понимание этого заставляет нас обратить особое внимание на систему образования, важнейшая задача которого состоит в том, чтобы на основе имеющегося в человечестве опыта уберечь молодое поколение от трагических ошибок и заблуждений. К сожалению, и здесь нет единого понимания, наблюдается множество различных подходов и противоречий.

В современном обществе основными темами обсуждения в сфере образования являются: во-первых, изучение предметов конфессиональной направленности – для нас это «Основы православной культуры», во-вторых, новые Государственные стандарты общего образования.

Самое главное, видимо, что отразилось во всех проблемах, – это то, что наше образование по-прежнему лишено глубокого сакрального смысла. Оно во многом остается по-прежнему вульгарно материалистическим, а, судя по документам, которые исходят из структур, определяющих образовательную политику в России, нашу школу пытаются сделать лишенной всех этнических, национальных и религиозных традиций и особенностей.

В первую очередь обращает на себя внимание то, что провозглашенная задача воспитания молодого поколения не получила четкого и ясного оформления. Государство не обозначило цели и идеала воспитания. И понятно, почему. Те, кто сегодня должен сформулировать образовательную парадигму, ничего, кроме рынка, к сожалению, не видят. Причем рынок они видят глобальный, в котором России отведена в основном роль сырьевого придатка. Исходя из таких представлений, основными предметами становятся иностранный язык, информатика, право и экономика. Русский язык и литература, изучение традиционной культуры, основательные знания истории Отечества, русской философии и православной веры рассматриваются ими как серьезные помехи на пути к поставленной цели.

Ясно, что огромное большинство здравомыслящих людей с подобным положением не согласны. Но раздробленность сил, вызванная духовным и нравственным разложением, не дает возможности обществу сплотиться в противодействии разрушительным планам в отношении образования.

Одним из ключевых пунктов борьбы за сохранение национальной самобытности, за православный образ жизни, за выбор пути спасения, который сделали наши предки со времен Крещения Руси, стал вопрос об изучении православной культуры в образовательных учреждениях России в качестве предмета по выбору из обязательных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура». Во всем мире светское образование не исключает конфессиональной ориентации, а, наоборот, предполагает ее. Так было в дореволюционной России. Так обстоит дело во многих странах христианской Европы, в исламских странах, в странах иных религиозных традиций. Везде школьники имеют возможность, а кое-где и обязаны изучать Закон Божий, либо Коран, либо иной религиозный кодекс. И нигде это не понимается как покушение на свободу и демократию.

Церковь предложила Концепцию включения в новое поколение государственных стандартов общего образования предмета «Православная культура». Концепция предполагает возможность изучения своих традиционных религиозных культур для представителей ислама, иудаизма и буддизма, а также для атеистов и верующих иных нетрадиционных для России вероисповеданий – курс нерелигиозной этики. Несмотря на стройную, логически выверенную систему такого подхода, показавшую свою эффективность во всем мире и в дореволюционной России, мы наблюдаем активное противодействие этому в Министерстве образования и науки Российской Федерации, в кругах так называемых «правозащитников», со стороны сектантов и иных деструктивных сил.

Если позиция сектантов и пятой колонны, именующих себя правозащитниками, понятна, то позиция Министерства образования и науки требует своего анализа. Здесь нас беспокоит то, что делаются попытки ввести вместо предметов конфессиональной направленности: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и т.д., изучаемых с первого по одиннадцатый классы, некий общий для всех курс вульгарно-секулярного религиоведения псевдонаучного характера. Производится попытка подменить изучение школьниками содержания религиозной культуры информированием их о неопределенных «героях», «соотечественниках, явивших лучшие примеры социально значимого поведения», о «нравственном героическом ряде», о «примерах коллективного и индивидуального подвига» во имя самых разнообразных «идеалов» и т.п.

Нас также тревожит, что опубликованные проекты Государственного образовательного стандарта, представляемые как общественный договор, не имеют ничего общего с традиционными представлениями народов России о целях и задачах воспитания и обучения детей в общеобразовательном учреждении. Максимум, что фиксируется, – это подготовка учащихся к трудовой и экономической деятельности. На каких предметах и каким образом следует осуществлять патриотическое и гражданское воспитание, формирование системы семейных ценностей, духовно-нравственных ориентиров – все это, к глубокому сожалению, не нашло отражения в опубликованных проектах Госстандартов.

В современной педагогике мы наблюдаем целый ряд деформаций, провозглашенных на основе отказа от христианства еще во времена Руссо. Эти деформации обусловлены игнорированием поврежденности грехом природы человека. Под предлогом свободы развития личности очень часто приходится слышать тезисы об отказе от воспитания. Ничем не ограниченная свобода провозглашается условием саморазвития человека.

Но, как говорится в Послании Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся», «свобода лишь тогда помогает человеку реализовать Божественный замысел о нем, когда она сопряжена с освобождением души от власти страстей и греха. Сегодня сохранять свою свободу во Христе и жить по вере так же сложно, как и в предшествующие эпохи существования Церкви, но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Вместе с тем уберечь себя от греха возможно только при помощи благодати Божией, действующей в Церкви Христовой. Убеждая нас идти путем правды Божией, Святая Церковь призывает к стяжанию благодати, к делам любви и через них к богоуподоблению, в котором и раскрывается весь потенциал достоинства человеческой личности и ее подлинной свободы».

Нашему педагогическому сообществу следует понять, что воспитание может быть успешным при наличии идеального образа, которому можно следовать. Что без предъявления такого образа воспитание будет подвержено всевозможным искажениям, привносимым сиюминутными интересами и выгодами. Для нас, православных людей, таким идеальным образом естественно является Христос–Спаситель. Образцами для подражания выступают святые, прославленные Церковью. Среди них мы видим и благочестивых родителей, и воинов от рядовых до военачальников, и руководителей государств, и ученых, и бедных и богатых в материальном отношении, и мирских и духовных от простых монахов до патриархов. Ничто не мешает человеку стяжать «Дух мирен» во все времена и при всяком внешнем положении.

Из выступления на VIII Покровских чтениях,

г. Рязань

 

Окончание в следующем номере

 

В начало

«Скажи-ка, дядя...»

Не покоримся ли мы завтра невидимому, но реальному супостату, который не изменил своих намерений покорить наш народ

Деформации образования

Начала кризиса в утрате нравственных и духовных ориентиров.

Святителю Василию

Идя по пути возрождения Православия, необходимо знакомить детей со святынями Рязанской земли

Успех или вечность?

Об итогах VIII Покровских чтений в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина

«Никакого заказа не было»

Владимир Хотиненко:

Путь поэта

16 ноября исполняется 55 лет иеромонаху Роману (в миру Александру Ивановичу Матюшину)

Почему Россия победила

Темные мировые силы вознамерились погубить нашу страну не огнем и мечом, но растлением и развращением молодежи

Вера и мера

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Нулевой меридиан

Волонтерское движение в России в современном понимании этого слова появилось не так давно

«Они служили в Летово»

Литературный «Благовест»

«Один сын– не сын...»

На вопросы газеты «Благовест» отвечает Андрей Юрьевич Коченов, руководитель всероссийской демографической

Слингомама. Кто это?

Взгляд из песочницы.

Нужны новые формы

Софья НИКУЛИНА, педагог и автор-исполнитель, г. Рязань

Родительская суббота

Воскресная школа

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел