Логотип рязанской газеты "Благовест"

Владимир Хотиненко:

«Никакого заказа не было»

12 октября в Киеве завершил свою работу VII

кинофестиваль «Покров», на котором были

представлены 40 работ из 6 стран-участниц.

Гран-при кинофестиваля присужден фильму

«Поп», режиссер Владимир Хотиненко. Это

кино-рассказ, в основу которого положены

реальные события, связанные с деятельностью

Псковской православной миссии в годы Великой

Отечественной войны. Еще в августе, после

того, как фильм «Поп» открыл выборгский

кинофестиваль «Окно в Европу», журналист из

газеты «Невское время» Елена Добрякова взяла у Владимира Хотиненко интервью.

– Владимир Иванович, после просмотра фильма «Поп» остается впечатление, что вы выполнили заказ православной церкви…

– Я вас разочарую – никакого заказа не было. Прежде всего было мое личное желание снять фильм. Когда мне попалась в руки книга Александра Сегени «Поп», меня очень взволновал сюжет, захотелось высказаться на эту тему. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы фильм «Поп» рассматривали как церковный продукт. Я получил максимум свободы, священники ни во что не вмешивались на съемках, только консультировали. Что касается кинокомпании «Православная энциклопедия», то она занималась этим фильмом как продюсер, как фильмопроизводитель, что довольно естественно, потому как эта тема им близка. И еще потому, что я делал с этой компанией документальную картину «Паломничество в Вечный город», – это был совместный проект Ватикана и православной церкви о первомучениках, которые у нас общие.

– Почему вы выбрали на роль отца Александра Сергея Маковецкого?

– Я не сразу его выбрал. У отца Александра был настоящий прототип, он должен быть старше. И мне казалось, что Сережа не подходит в пару к Нине Усатовой по возрасту, а именно эту актрису я видел в роли матушки. Но меня убедили снимать Маковецкого, чему я очень рад, – образ, на мой взгляд, получился очень достоверным. И потом, я привык работать со знакомыми артистами. Были трудности другие: параллельно Сережа снимался в другой картине, был коротко острижен, и мы намучились с париками. Потом волосы отросли, и стало проще.

– Какого вы вероисповедания?

– Я православный христианин, крестился в 1980 году, тогда это было рискованно: я учился на Высших режиссерских курсах, и крещение могло повредить моей карьере. Уверен, что многие вещи в моей жизни происходили благодаря вере. Кому-то это может показаться смешным, но, если я куда-то уезжаю, прошу благословения у священников на дорожку. Вот и на создание фильма «Поп» просил благословения у Патриарха Алексия II. Меня интересуют жития святых, каждый день я читаю святцы, молюсь.

– Как оценили фильм «Поп» сами священники?

– На просмотр пришли несколько священнослужителей, заинтересованных в этом проекте, сказали, что им понравилось, что мы не соврали даже и в мелочах. Во время съемок я очень боялся каких-то конфликтных ситуаций, боялся попасть в сложную ситуацию выбора, когда пришлось бы ослушаться предписаний священнослужителей во имя художественной правды. Но, слава Господу, ничего такого не случилось.

– Все же какую сверхзадачу вы перед собой ставили?

– Научить зрителя ничему не хотел, ждал интереса к главному герою, понимания. Если кто-то что-то откроет для себя новое, может быть, из истории Великой Отечественной войны, изменит угол зрения – слава Богу. Для меня было важным увидеть просветленные лица зрителей. Вот ради этого душевного и духовного очищения я снимал картину «Поп».

– Приходилось вам когда-либо делать фильм не по душе, выполнять соцзаказ?

– Я никогда не делал то, что бы мне претило. Просто сегодня труднее и труднее реализовываются твои замыслы, не всегда можно найти деньги для воплощения идей. В фильме «Макаров» я сам был продюсером, и мне удавалось находить деньги. На фильм «Зеркало для героя» выделило средства Госкино. Но сейчас мне даже некогда заниматься пробиванием своих задумок. Только заканчиваю картину – продюсеры уже предлагают интересный проект.

– Не обидно применительно к вашим картинам понятие «народное кино»?

– Совершенно не обидно. А для кого оно может быть обидным? Да, я не снимаю элитарное кино, но и оно в определенном смысле для народа. Ну, для части народа. Но есть фильмы, которые объединяют всех, – например, комедии Гайдая – сколько их будут показывать, столько раз я буду их смотреть. Или взять жанровую картину, в которой нет никакого глубокого содержания… «Белое солнце пустыни». Это как раз кино для народа. Если тебя народ любит, этим можно только гордиться.

От редакции. Фильм действительно очень хороший, редкий, тонкий. Когда его показывали на последнем фестивале журналистов в Дагомысе, зал сидел, затаив дыхание. А потом далеко за полночь закидывали Владимира Хотиненко вопросами…

На фото: кадр из фильма,

в роли священника С.Маковецкий

 

 

 

 

 

В начало

«Скажи-ка, дядя...»

Не покоримся ли мы завтра невидимому, но реальному супостату, который не изменил своих намерений покорить наш народ

Деформации образования

Начала кризиса в утрате нравственных и духовных ориентиров.

Святителю Василию

Идя по пути возрождения Православия, необходимо знакомить детей со святынями Рязанской земли

Успех или вечность?

Об итогах VIII Покровских чтений в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина

«Никакого заказа не было»

Владимир Хотиненко:

Путь поэта

16 ноября исполняется 55 лет иеромонаху Роману (в миру Александру Ивановичу Матюшину)

Почему Россия победила

Темные мировые силы вознамерились погубить нашу страну не огнем и мечом, но растлением и развращением молодежи

Вера и мера

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Нулевой меридиан

Волонтерское движение в России в современном понимании этого слова появилось не так давно

«Они служили в Летово»

Литературный «Благовест»

«Один сын– не сын...»

На вопросы газеты «Благовест» отвечает Андрей Юрьевич Коченов, руководитель всероссийской демографической

Слингомама. Кто это?

Взгляд из песочницы.

Нужны новые формы

Софья НИКУЛИНА, педагог и автор-исполнитель, г. Рязань

Родительская суббота

Воскресная школа

Владимир Хотиненкокадр из фильма, 
в роли священника С.Маковецкий