Логотип рязанской газеты "Благовест"

Открытия –каждый день

С иеромонахом Иоакимом (Заякиным),

Начальником историко-архивного отдела

Рязанской епархии беседует  Ирина ЕВСИНА

– Отец Иоаким, в уходящем году исполнилось

125 лет Государственному архиву Рязанской

области. С первых дней его создания в его

работе принимало активное участие

духовенство нашей епархии, рязанские

архиереи. Наверное, по-другому и не

могло быть, ведь в то время именно

в Церкви регистрировались рождения,

венчания, смерти…

Да, это так. Мы знаем из истории, что в древности все важные документы, летописи в основном хранились в монастырях. Монастыри сохранили в своих библиотеках очень много документов по истории не только Церкви, но и государства. И когда создавались такие учреждения, как Ученая архивная комиссия, Церковь не могла оставаться в стороне от этого. Метрические книги, которые хранились в храмах нашей епархии, были переданы в эту комиссию и составили основную часть ее первоначальных фондов. Ученая архивная комиссия в Рязани была создана 125 лет назад, в 1884 году. В это же время подобные учреждения стали создаваться по всей России, но рязанская комиссия была в числе первых.

– Считаете ли Вы, что 1884 год можно назвать годом рождения архива не только в Рязани, но и во всей России?

Да, можно и так сказать. Конечно же, и раньше люди занимались сбором исторического материала на местах. Задолго до этой даты хранителем истории Рязанского края был наш рязанский святитель Гавриил (Городков). Святитель Гавриил очень любил Рязанскую землю и собирал сведения о рязанских святынях, чудотворных иконах. При нем в 60-е годы XIX века был создан исторический комитет. Так что попытки создания централизованных архивов были и раньше, но официально по царскому указу эти учреждения начали работать именно в 1884 году.

– Вы упомянули известного архиерея архиепископа Гавриила (Городкова). Недавно архиепископ Рязанский и Касимовский Павел издал указ о создании исторического комитета по образцу того, который был при святителе Гаврииле. Вы тоже входите в состав этого комитета. Каковы его основные задачи?

Главная задача этого комитета – собрать воедино исследования церковных и светских историков. Каждый историк, который с нами сотрудничает, занимается изучением того или иного вопроса, и бывает так, что кто-то делает работу, которую, как потом оказывается, до него уже делали другие. Для того, чтобы централизованно объединить усилия историков, и нужен наш комитет.

– В советское время многие материалы в Рязанском архиве были под грифом «секретно».  Сейчас запреты сняты, можно нередко увидеть работающего в архиве священника или учащегося семинарии. Как складываются отношения у епархии с архивом сейчас?

После революции отношения между государством и Церковью были настолько напряженными, что мало кто из священников думал о том, чтобы идти работать в архив, просто не до этого было. Хотя известно, что в 70-80-е годы в Рязанском архиве занимался владыка Симон, также в наш архив приезжал из Москвы известный исследователь архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Он работал в издательском отделе у владыки Питирима. В 90-е годы, когда стали открываться храмы, многих стала интересовать история возрождающихся храмов, священники стали обращаться в архив. Я в первый раз попал в наш архив в 1994 году по благословению отца Авеля, чтобы исследовать историю Свято-Иоанно-Богословского монастыря. А когда я начал изучать историю монастыря, мне стали попадаться интересные факты, связанные и с другими святыми местами Рязанского края. Дружба с архивом у насельников монастыря завязалась сразу же, благодаря, конечно, директору архива Татьяне Петровне Синельниковой и многим его сотрудникам.

– Можно ли сказать, что сотрудничество священнослужителей и архивистов повлияло на то, что переезд архива из Христорождественского собора в другое здание произошел безболезненно и добровольно?

Я знаю, что среди сотрудников архива много верующих людей. Когда архив находился в соборе, доступ к мощам святителя Василия был закрыт, люди молились святителю снаружи, у стены, а сотрудники архива могли подойти непосредственно к месту захоронения святителя, и многие из них утром, приходя на работу, подходили туда и молились. И нам как представителям духовенства Татьяна Петровна разрешала подходить и молиться на этом месте. Конечно же, и сами сотрудники архива чувствовали, что они находятся в храме, что это не место для светского учреждения. И когда уже разобрали все стеллажи, перевезли все документы и многие люди добровольно приходили помогать готовить собор к освящению, то среди добровольцев были и некоторые сотрудники архива. Они участвовали в уборке, мыли полы, окна.

– С тех пор, как Вы стали начальником историко-архивного отдела епархии, отделу удалось сделать какие-то исторические открытия?

Когда занимаешься в архиве, любая мелочь – это уже открытие, потому что открывается новая страница истории, что-то, о чем не было известно раньше. Тем более что большой период нашей истории не изучен, в советское время история нашей епархии практически не изучалась, мы очень многого не знали о храмах, о духовенстве. В ходе работы нашего отдела были установлены некоторые важные исторические факты, например, долгое время не была известна дата рождения блаженной Любушки Рязанской. Эти данные долго искали. Было известно со слов знавших ее людей, что она родилась в Пронске, но поиск по метрическим книгам города Пронска ничего не дал. И только когда стали искать в метрических книгах рязанских храмов, нашли запись о ее крещении в Николо-Высоковском храме и о том, что крестил ее протоиерей Петр Павлов, отец знаменитого физиолога И.П. Павлова. Причем это открытие сопровождалось чудесным знамением – эта запись была обнаружена в год 150-летия со дня рождения Любушки, и именно в день ее рождения.

Некоторые документы после революции уничтожались, были распоряжения уничтожать документы, не представляющие ценности для советской власти. Но наши архивисты старались спасать исторические материалы – заворачивали дела в листы с этими архивными записями и обвязывали веревками как бы для сохранности дел. Когда потом стали эти дела развязывать и смотреть, оказалось, что то, во что они обернуты, – это и есть самое ценное. Для советской власти эти документы интереса действительно не представляли, но для нас то, что они сохранились, – это чудо. Например, на листках, которые служили оберткой, сохранилось прошение о поступлении в братию Данковского монастыря и о постриге в иночество игумена Парфения (Нарциссова). Это известный церковный деятель, родом он из Рязани. Он был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме и помогал там архимандриту Антонину (Капустину) в строительстве. На прошении стоит его собственноручная подпись, так что это очень ценный документ. Игумен Парфений был убит в 1909 году. Он не прославлен в лике святых, но народ его почитает, на его могилку в Елеонском монастыре приходят многие богомольцы.

– По какой теме Вы работаете в архиве сейчас?

Меня интересует история села Красный Холм, в котором я сейчас служу, история Крестовоздвиженского Полунинского монастыря, который действовал там до революции. Удалось найти много документов, связанных с купцами Полуниными, их отпускные грамоты, которые были им выданы, когда их отпустили на волю (ведь сначала они были крепостными крестьянами), документы о покупке ими земли, завещание земли монастырю. После работы в архиве была установлена точная дата образования села Красный Холм – 1847 год, и благодаря этой находке два года назад мы праздновали 160-летие села.

– Как выглядит наш Рязанский архив в ряду других архивов России?

Рязанский архив – один из самых содержательных в России, в нем хранится более двух миллионов дел. Слава Богу, большая часть документов сохранилась. Когда я бываю у себя на родине в Екатеринбурге, я тоже приезжаю там заниматься в архив, просто для себя, для выяснения своей родословной. Я попросил сотрудников дать мне первые дореволюционные ведомости по храмам епархии, и оказалось, что уцелела лишь малая их часть. А Рязанский архив сохранил их все, начиная с 1850 года, когда был издан указ о том, как вести клировые ведомости. Так что нам предстоит еще много открытий благодаря тому, что рязанские архивисты в советское время смогли эти документы сохранить.

– Как Вы считаете, если наши потомки начнут интересоваться, как жили храмы и монастыри нашего времени, они смогут найти информацию в архивах?

Архивы в монастырях ведутся и сейчас. Я точно знаю, что с первого же дня, когда был открыт Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово, там стала вестись летопись. Вся переписка и документация тоже сохраняется. И мы в нашей общинке в Красном Холме тоже ведем летопись, отмечаем все важные события. В нашем историко-архивном отделе также собирается документация по рязанским храмам и монастырям.

На фото: заседание ученой комиссии (РУАК), конец XIX  века

 

В начало

Угроза обществу и семье

Вводимая ювенальная юстиция вступает в противоречие с православными традициями воспитания.

Деформации образования

Мы же видим, что без Православия не может сохраниться русский народ

Память

6 декабря исполняется три года, как ушел из жизни в мир иной священноархимандрит Авель (Македонов)

Против лжи мира

С руководителем миссионерского отдела Рязанской епархии отцом Арсением ВИЛКОВЫМ беседует Ирина ЕВСИНА.

Открытия - каждый день

125 лет Государственному архиву Рязанской области

Связующая нить

Сам святитель Николай смотрит на меня – не подведу ли?

Наша жемчужина

Молодежная страница.

Лечо или харчо?

На вопросы  читателей  отвечает игумен Лука (Степанов).

Вещественные доказательства

Состоялась четвертая в новейшей истории РПЦ археологическая экспедиция в Израиль.

Судьба Тимки

Этот герой не вымышленный, история реальная. Увы, не единичная.

Два щита России

Мало тех, кто еще не ругал свое Отечество. А Отечество – это мы.

В помощь Лизе

Взгляд из песочницы.

Открывая красоту

Выставка стала хорошим средством просвещения, рассказом через зрительные образы о красоте Православия.

заседание ученой комиссии (РУАК), конец XIX  века

иеромонах Иоаким (Заякин)