Логотип рязанской газеты "Благовест"

Против лжи мира

С руководителем миссионерского отдела Рязанской епархии отцом Арсением ВИЛКОВЫМ беседует Ирина ЕВСИНА.

– Отец Арсений, мы с Вами встречаемся в трагические дни для Русской Православной Церкви. Произошло позорное для нашей христианской страны событие – в храме застрелен священник. Отец Даниил Сысоев был известным миссионером. Вы как руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии можете прокомментировать это убийство?

– Российская ассоциация центров изучения религий и сект, в которую входит и наш отдел, несколько дней назад опубликовала пресс-релиз об этом трагическом событии, где выразила обеспокоенность тем, что происходит сегодня в России, и глубокую печаль по поводу трагической гибели миссионера Русской Православной Церкви, миссионера с большой буквы. Основная версия следствия на сегодняшний момент та, что убийство совершено по религиозным мотивам. Конечно, сегодня мы не можем говорить конкретно о причинах этой трагедии, но необходимо понимать, что когда происходят такие события, нужно искать тех, кому это может быть выгодно. И в данном случае, если рассматривать миссионерскую деятельность отца Даниила, станет очевидно, что она была направлена на приведение к Православию, на воцерковление тех людей, которые пребывают в заблуждении – в расколах, в инославии, в оккультных и деструктивных сектах.

Деятельность отца Даниила была очень активной, ему удавалось открыть красоту церковной жизни, красоту Православия многим и многим людям, которые благодаря его трудам пришли к Церкви. Он много полемизировал, дискутировал с различными религиозными и лжерелигиозными группами, вел открытые диспуты и всегда находил аргументы, отстаивая православные позиции. Он всегда был честен, всегда высказывался до конца, в его проповедях и выступлениях никогда не было полуправды. Отец Даниил никогда не выступал против конкретных людей, он прежде всего боролся с заблуждениями, в которые люди впадали, для того чтобы спасти каждого человека, чтобы каждого человека обратить ко Христу – Свету Истины.

Мы знаем, что мир, который лежит во зле, активно противится Истине, и сегодня это очевидный факт. Большинство наших миссионеров, комментировавших происшедшие события, считают, что убийцей мог стать тот, кто просто не нашел аргументов, тот, кто проявил трусость, не смог полемизировать с мудрым словом священника и поэтому взялся за оружие.

В своем интернет-дневнике отец Даниил неоднократно сообщал о поступавших в его адрес угрозах. Большинство угроз были, конечно, анонимными, а те, под которыми стояли подписи, исходили от исламских экстремистов. Однако сейчас рано делать выводы о том, к какой конфессии принадлежал убийца и принадлежал ли он вообще к какой-либо конфессии. Отцу Даниилу приходилось вести работу и с оккультистами, и с неоязычниками, и с сектантами. Так что спектр возможных источников посягательства на него может быть очень широким.

Я встречался с отцом Даниилом буквально за несколько дней до его гибели. Он тогда говорил, что занимается сбором данных о религиозной ситуации в России. Он анализировал эти данные вместе со своими добровольными помощниками. Отец Даниил сказал, что сейчас усиливается негативное отношение к Церкви с разных сторон. Он стремился сделать объективный срез информации, и его убийство – это, наверное, показатель того, что ему удавалось выявить те силы, которые пытаются разрушить Церковь как изнутри, так и снаружи.

– Создается впечатление, что убивают самых стойких, целенаправленных, самых ярких и пламенных последователей Христа.

– Да, я думаю, что все эти слова можно отнести к отцу Даниилу, он действительно был очень ярким представителем современного миссионерства, который много проектов внедрял в жизнь. При его приходе были организованы миссионерские курсы. Он смог подготовить очень многих людей, и молодежи, и людей среднего возраста, чтобы они занимались миссионерской деятельностью. Он предпринял и успешно осуществлял уникальный в Русской Православной Церкви миссионерский проект «Школа уличных проповедников». Его волонтеры ходили по улицам, предлагали людям листовки, говорили с ними о Боге. Отец Даниил считал, что оружие сектантов нам надо забирать себе. Очень много времени его волонтеры уделяли общению с выходцами из стран ближнего зарубежья, с гастарбайтерами. Он сам был по национальности наполовину татарин, поэтому был заинтересован в том, чтобы просветить светом Правды людей, исповедующих ислам. Он даже проводил на татарском языке чин приема мусульман в Православие, крестил бывших мусульман. Много его трудов посвящено теме отношений ислама и Православия.

– Отец Арсений, Вы сказали, что одним из направлений деятельности отца Даниила была борьба с оккультизмом. Сейчас на экраны наших телевизоров вернулся Кашпировский, на телеканале «Россия» идет многосерийный художественный фильм «Вольф Мессинг», а на девятом канале был документальный фильм о Вольфе Мессинге. Как Вы оцениваете такой поворот к оккультизму?

– Боюсь, что это дух времени. Сегодня в сознании наших граждан насаждается оккультное, сектантское мышление. Телевидение, которое существует за счет денежных поступлений от рекламы и которое само является коммерческим продуктом, приносящим своим руководителям огромную прибыль, использует низменные страсти человека, культивируя нездоровый интерес ко всему загадочному и таинственному. Сейчас даже целые телеканалы бывают полностью посвящены теме оккультизма, например, существует канал, который подает себя как «настоящий мистический». Люди, утратившие веру и не имеющие правильных религиозных основ, стремятся к чему-то таинственному, но не имеют возможности правильно оценить ситуацию, не понимают, что это мистическое направление может принести им вред. К сожалению, и в православной среде оккультизм очень широко распространен – это вера в приметы, в гороскопы. Человек может ходить в храм и при этом ориентировать свою жизнь по звездам, не понимая, что это вещи несовместимые. На этом интересе к чему-то загадочному построены многие программы, в том числе и этот сериал про Вольфа Мессинга.

– Причем актер, который играет Мессинга, очень обаятельный, играет очень хорошо, и в фильме создается образ положительного героя, который помогал людям, поддерживал наш народ во время Великой Отечественной войны

– Есть такие люди – имиджмейкеры, которые специально разрабатывают проекты, могущие приносить огромную прибыль. И этот положительный образ создан именно для того, чтобы люди потом и документальные фильмы посмотрели, и книги купили, которые будут по этой теме выходить. На самом деле Вольф Мессинг – фигура достаточно загадочная, но с точки зрения Православной Церкви все его «дарования» относятся к разряду экстрасенсорных способностей, что Церковь, естественно, одобрить не может. Люди святой жизни, подвижники, обладавшие дарами исцеления и прозорливости, вели богоугодную жизнь, исполняли заповеди Божии, участвовали в церковных таинствах. Нигде в биографии Мессинга не упоминается о том, что он посещал храм, причащался. Здесь, конечно, речь идет о явном отступлении от Бога. К сожалению, люди, которые ведут греховную жизнь, или их дети часто получают такой «дар». В современном мире такие случаи тоже встречаются. Такой «дар» не от Бога, поэтому он не может принести пользы ни его носителю, ни тем людям, которым этот носитель помогает. Интерес к таким явлениям, который сегодня подогревается в обществе, нездоровый и духовной пользы человеку не принесет. Поэтому православным людям нельзя рекомендовать этот фильм к просмотру, по крайней мере, его нельзя воспринимать всерьез.

– Как отличить истинного угодника Божьего, и есть ли такие люди сейчас?

– Конечно, подвижники есть и сейчас, но большинство их от нас сокрыты. Любовь к старцам, которая сегодня культивируется, это не совсем здоровый элемент в Церкви, потому что многие люди едут к старцу не за духовным советом, а чтобы узнать, что им предстоит в жизни. Человек подвижнической жизни, вероятно, не будет давать конкретных указаний, а подаст мудрый совет и будет молиться о человеке. Эта молитва, несомненно, поможет просящему. Но если даются конкретные рекомендации, это уже повод задуматься. Любой старец, подвижник благочестия прежде всего должен приводить человека ко Христу. Но если люди безоглядно едут к какому-то одному священнику, и им важно место и форма совершения богослужения, какой-то чин, который другой священник совершить не может, в этом случае тоже необходимо задуматься и осмыслить необходимость всего этого. Прежде всего мы должны стремиться ко Христу, а любой священник – это проводник к Нему. И если он действительно является проводником, Господь ему воздаст за это. Если же он только собирает вокруг себя духовных чад и на этом их духовное развитие останавливается, они только исполняют то, что им говорят, не рассуждая о каноничности и неканоничности обязательных для исполнения указаний, в этом есть духовная опасность.

– В последнее время в нашу епархию стали часто привозить частицы мощей святых, к мощам собираются огромные очереди. В то же время очереди к мощам блаженной Любушки Рязанской, святителя Василия Рязанского можно увидеть совсем не так часто

– Да, это парадокс нашего времени – человек стремится к новому, неизведанному. Если он узнает, что где-то привезли издалека святую икону или мощи, он всё бросит и поедет туда помолиться. Это, конечно, хорошо, но такая же духовная потребность должна пробуждаться в человеке и при воспоминании о святынях, которые пребывают рядом с ним. Бывают случаи, когда привозят икону с мощами того или иного святого, к ней выстраивается очередь, а в соседнем храме икона с мощами этого святого всё время доступна для верующих, и туда никто не приходит. Может быть, люди несколько не понимают смысла происходящего, считают, что если что-то привезли, то это нечто «эксклюзивное». На самом деле это не так, потому что благодать Божия присутствует в полноте Церкви, и неважно, в каком храме мы молимся или к какому священнику мы поедем. Молитва перед святынями приносит умиление душе, смягчает сердце, и тот угодник Божий, которому мы молимся, возносит свои молитвы перед престолом Божиим за нас. И это не зависит от того, привезенная ли это святыня или постоянно пребывающая в храме.

– Что бы Вы посоветовали людям, как оградить себя и своих близких от влияния сект и оккультизма?

– Необходимо прежде всего держаться здравого церковного учения, читать Священное Писание и толкования святых отцов на него. И, конечно, следить за церковными событиями и за оценкой тех или иных проблем нашего общества, которая дается священноначалием нашей Церкви. Я думаю, что тогда сектантские и раскольнические лжеучения не так сильно будут нас касаться, потому что когда человек открывает для себя красоту Православной Церкви, красоту Священного Предания, у него просто не остается времени на то, чтобы вникать в сектантские лжеучения или впадать в соблазн подмены духовной жизни на политическую в церковной ограде. Когда человек будет жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах, он уже сможет сравнивать и отличать плохое от хорошего. Кто будет вкушать гнилую пищу, попробовав однажды свежую и качественную? У человека появится вкус и правильное восприятие.

– Вы сами и ваши сотрудники после убийства отца Даниила не боитесь продолжать работу? Не является ли это убийство устрашающим фактором для всех, кто занимается миссионерской деятельностью?

– Я не слышал о том, чтобы для кого-то это стало устрашающим фактором. Каждый православный человек помнит слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Лично для меня эта трагедия стала укором духовной лени, отнимающей драгоценное для дела миссии время, и импульсом для расширения миссионерской деятельности. Когда мы встречались с отцом Даниилом за несколько дней до его гибели, мы как раз обсуждали миссионерские проекты, он подарил мне несколько методичек. Первым моим чувством, когда я узнал о случившемся, была печаль о гибели такого выдающегося богослова, но, кроме этого, была и внутренняя убежденность в значимости трудов погибшего священника и в ненапрасности этой гибели. Отец Даниил погиб мученически, за правое дело, он сам об этом мечтал. Однажды своим воспитанникам в школе он задал сочинение на тему «Как бы вы хотели умереть», и потом сказал о себе: «Я бы хотел умереть мученически». Господь исполнил его молитву, и отец Даниил обрел свое Небесное Отечество, к которому он всей душой стремился, называя себя уранополитом, то есть жителем неба. Мы обрели нового молитвенника перед Богом, который знает все наши проблемы и труды.

P.S. Те, у кого есть вопросы по деятельности сект и оккультистов, могут обратиться в миссионерский отдел Рязанской епархии по телефону 8-910-633-48-31 или по электронной почте ryazmissia@rambler.ru. Отдел находится при Вознесенском храме г. Рязани, работает с 10.00 до 17.00 с понедельника по пятницу.

 

 

 

В начало

Угроза обществу и семье

Вводимая ювенальная юстиция вступает в противоречие с православными традициями воспитания.

Деформации образования

Мы же видим, что без Православия не может сохраниться русский народ

Память

6 декабря исполняется три года, как ушел из жизни в мир иной священноархимандрит Авель (Македонов)

Против лжи мира

С руководителем миссионерского отдела Рязанской епархии отцом Арсением ВИЛКОВЫМ беседует Ирина ЕВСИНА.

Открытия - каждый день

125 лет Государственному архиву Рязанской области

Связующая нить

Сам святитель Николай смотрит на меня – не подведу ли?

Наша жемчужина

Молодежная страница.

Лечо или харчо?

На вопросы  читателей  отвечает игумен Лука (Степанов).

Вещественные доказательства

Состоялась четвертая в новейшей истории РПЦ археологическая экспедиция в Израиль.

Судьба Тимки

Этот герой не вымышленный, история реальная. Увы, не единичная.

Два щита России

Мало тех, кто еще не ругал свое Отечество. А Отечество – это мы.

В помощь Лизе

Взгляд из песочницы.

Открывая красоту

Выставка стала хорошим средством просвещения, рассказом через зрительные образы о красоте Православия.

руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии отец Арсений ВИЛКОВ