Лого

Окончание. Начало в № 10 (178).

Любовь берущая и дающая

Сначала – обязанности

Что еще отметить как семейную ценность? Наверное, опыт, который семья приобретает всей своей жизнью. Что главное в нашем опыте?

Родители должны быть честными по отношению друг к другу и по отношению к детям. Во всем. Отношения выясняются только наедине и словами, а не эмоциями. Не скрывать возникающих в семье трудностей – материальных или моральных. Обсуждать и решать их вместе.

Строить внутренние отношения в большой семье на уважении друг к другу. Следуем таким правилам: сначала выполняются обязанности, а затем – права. Если ты кого-то обидел – извинись, если тебя обидели – прости. Совершил ошибку – исправляй, обманул – стыдись. Тебе нужна помощь – попроси. Если это запрещено – не делай.

Забота друг о друге. Не только родители заботятся о детях, но все друг о друге. Старшие всегда заботятся о младших. Умеют накормить, переодеть, искупать, поиграть, погулять во дворе, почитать книжку перед сном. В случае необходимости мы с мужем можем уехать на целый день, будучи уверенными в том, что дети справятся сами.

В нашей семье есть четкое распределение трудовых обязанностей. Поскольку материальное благополучие обеспечивает папа, то домашняя работа принадлежит маме. И понятия эти не смешиваются. Дети по очереди дежурят по кухне и выносу мусора. Они помогают копать огород, заготавливать сено для дедушкиной коровы, помогают во время ремонта, поливки, сбора урожая. Илюша (ему 11 лет) хорошо водит трактор.

Итогом построенных отношений в семье мы считаем послушность детей. Все наши дети послушны, т.е. они научились слушать нас и друг друга и без отговорок выполнять все, что им поручается.

Важной духовной ценностью семьи мы считаем скромность в быту, одежде, поведении. Наша семья образовалась в 1989 году и сполна прошла трудности экономических кризисов, дефицита продуктов и товаров. Выработалось и отношение к материальному достатку. Главным мы считаем здоровый образ жизни: простую пищу, удобную сезонную одежду, четкий распорядок дня, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями. А на это, как известно, денег много не нужно. В нашей квартире нет дорогостоящих вещей и ценностей, отсутствует культ еды и одежды. Многое сделано своими руками. Но не это главное – а то, что нет зависти к тем, у кого богаче квартира, круче машина, дороже телефон, моднее одежда, и разговоры на эту тему всегда пресекаются. Дети искренно радуются любой покупке – будь то новый телевизор, красивый школьный костюм или мороженое на всех. Покупки для детей всегда обсуждаются вместе, и учитываются все интересы. Так были куплены компьютер, сканер, принтер, скейты, ролики, лыжи, коньки, удочки, мячи для футбола, ласты и маски для подводного плавания. Есть палатка для путешествий, ружье, клюшки, музыкальный центр, даже мотоцикл у старшего сына. Капризов, связанных с едой или одеждой, у нас нет вообще, просто я не готовлю то, что дети не любят, и не покупаю то, что им не нравится.

 

Все – вместе

Важной ценностью семьи я считаю ее единство. Единство как общность всех членов семьи, как общие дела и праздники. Часто бывает так: вроде бы, и семья – родители, дети, бабушки и дедушки. Но каждый сам по себе – дети в саду и школе, родители на работе, бабушки – дома и на даче. Но вместо общности – отчуждение, и как следствие его – непонимание и нежелание понимать друг друга. Меня всегда волнует проблема отчуждения, как, когда оно начинается? Может быть, с момента, когда ребенка переводят на искусственное вскармливание, и его легко отдать бабушке или няне. Или когда он радостно бежит в детский сад. И когда внимание заменяется дорогими игрушками. И не находится времени, чтобы почитать ребенку перед сном, и когда папа или мама уезжают на заработки, поручая ребенка бабушке. Я прекрасно знаю, что многие мне возразят: это необходимость – отрыв ребенка, без этого не обойтись. Это неправда.

Скажу о себе. Когда в 1990 и 1992 году родились два старших сына, я, имея диплом о высшем образовании и место в хорошей школе, не вышла на работу, а на 12 лет осталась домохозяйкой. Сейчас, когда стал всеобщим тезис о карьере и профессиональном росте, меня не поймут. Меня не понимали и тогда, говоря: чего ты сидишь дома, выходи на работу! А я отвечала: мне сидеть некогда, я детей воспитываю. Именно то время стало очень важным для нашей семьи. Мы перестроили квартиру для детей, сделали спортивный комплекс, смастерили умные игрушки, увлеклись ранним развитием и закаливанием детей. Материально нам было трудно, зато я научилась шить, вязать, вышивать, вкусно готовить. А наш папа, поставленный перед жесткой необходимостью кормить семью, научился валить лес, пахать землю, строить бани, ставить крыши, да нет такого дела, которого бы не смог сделать наш папа. А сколько радости приносили первые успехи! Уже в два года дети знали весь алфавит. А в четыре с половиной начали читать, подтягивались на турнике и бегали босиком по снегу. Сколько веселых детских дней рождения и праздников мы готовили! И дома всегда пахло домашней выпечкой с ванилью.

 

Сам!!!

Воспитывая сыновей, мы преодолевали многочисленные предрассудки, связанные с детьми. Нельзя ставить новорожденного на ножки – будут кривые. Нужно одевать потеплее – простудится, нельзя приучать ребенка к рукам, нельзя спать вместе с ребенком-грудничком, ну и тому подобное. Мы закаливали и учили детей ходить с рождения. Дело в том, что у новорожденного есть шаговый рефлекс, который, если его не поддерживать, угасает. Поэтому ребенок, поставленный ножками на твердую поверхность, в возрасте 2-3 недель может делать шаги. Это стимулирует его развитие. Не только физическое, но и интеллектуальное. И ножки у всех прямые. Наоборот, они искривляются тогда, когда неразвитые мышцы не могут выдержать вес уже подросшего малыша. Наши дети уже в 7-8 месяцев гуляли за ручку во дворе. В 9 – поднимались по шведской стенке.

Но есть одно непременное условие, трудное для родительских нервов – ребенка, который самостоятельно двигается, нельзя поддерживать, касаясь его руками. Ребенок должен понять, что все делает сам, оценить опасность, научиться правильно падать. Это очень важно. Можно только стоять рядом на всякий случай. Поднялся на одну ступеньку – ручки слабые. Не удержался. Упал. Жалко, конечно. Но не очень больно и невысоко. К тому же мама всегда стелет на пол одеяло. Понял, что держаться надо крепче. В следующий раз он поднимется выше на одну ступеньку и будет умнее. И так до верха. У нас бывало так – я с кухни слышу отчаянный рев. Прибегаю. И вижу годовалого сына на лесенке, упершегося головой в потолок. Дело в том, что лезть вверх легче, чем спускаться, и ребенок еще этого не умеет. Я поднимаюсь наверх и пытаюсь его снять. Но сын, наученный горьким опытом, так крепко держится за перекладины, что оторвать его очень трудно. Спускаюсь с ним вниз, и он, радостно оглядываясь на меня, снова карабкается наверх, уверенный в своих силах. Вот она, победа – он не просто научился лазить, тренируя мышцы, он рассчитал свои силы и, самое главное, понял и оценил опасность, имея опыт маленьких падений. Я часто наблюдаю, как на детских площадках родители делают все наоборот. Поставили ребенка на середину лесенки, держат за спину и говорят: ну, давай, давай. Поднимайся! А что будет, если мама случайно отойдет, уберет руки, отвернется? Ребенок может упасть с большой высоты. Ведь мама не дала ему времени на тренировки, а сразу требует установки рекорда. Чтобы освоить шведскую стенку, годовалому ребенку нужно не меньше двух месяцев напряженного труда, каждодневного и осмысленного. В нашей семье ни разу не было серьезных травм и проблем с физкультурой. И мы твердо знаем – небольшие шишки научат осторожности гораздо быстрее, чем целое собрание заботливых нянек, не выпускающих ребенка из рук. Я привела этот пример, чтобы показать наше отношение к малышу как к маленькому сознательному человечку. Выработав такую позицию, мы избавились от необходимости ежесекундно страховать малыша, как это бывает практически всегда. Мы даем ребенку возможность думать и поступать самостоятельно – уронил игрушку? Никто не бросается ее поднимать, ищи, где она, и поднимай сам. Все наши дети были очень активны и любознательны, хорошо ползали, быстро учились вставать, лазить, бегать, кувыркаться.

 

Из гнезда

Сейчас в нашей семье наступает новый период. Повзрослевшие дети начинают уезжать из дома. Конечно, это тревожно и трудно. Но ведь для того они родились и взрослели, чтобы стать самостоятельными и уйти. Не хочу говорить о том, что мы будем ждать от них благодарности, – земля не благодарит солнце, которое обогревает ее, не благодарит дождь, что поливает ее, они просто существуют в гармонии. Мне хочется надеяться, что наши дети с радостью будут возвращаться домой, как в свое детство, что и у них сложатся хорошие семьи. А мне, как маме, остается проговаривать перед сном: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, сохрани детей моих под кровом Твоим святым от летящей пули, стрелы, меча, яда, огня, от смертоносной язвы и напрасной смерти. Господи, огради от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой беды, зол, несчастий, исцели их от всякой болезни, очисти от всякия скверны и облегчи их душевные страдания. Господи, умножь и укрепи им умственные способности и телесные силы, Тобой дарованные им.

Я хочу пожелать всем вам семейного благополучия и счастья. Собирайте сокровища любви, терпения и взаимопонимания и берегите их, поскольку трудно их собирать, но легко потерять. Берегите свои семьи и своих близких, как самое дорогое на свете.

Наталья ПОСЕВКИНА,

г. Кораблино

 

В начало

Наталья ПОСЕВКИНА

Наталья ПОСЕВКИНА

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации

1февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

Крестьянкин - пастырь крестьян

5 февраля исполняется три года со дня преставления любимого в России старца отца Иоанна (Крестьянкина)

УРОКИ МИТРОПОЛИТА СИМОНА

5 февраля 2009 года исполняется 81 год со дня рождения митрополита Симона (Новикова)

ВСТРЕЧИ С ВЛАДЫКОЙ СИМОНОМ

Василий СТРАХОВ, проректор по учебно-методической работе Рязанского гос. университета имени С.А.Есенина

Какова цель жизни?

На вопросы курсантов Рязанского военного воздушно-десантного командного училища отвечает иерей Вячеслав Зикунков

Верую!

Дмитрий БРЫЛЕВ, курсант автомобильного института, г. Рязань

Зачем это надо?

Памяти Евгения Родионова

Новые Пересветы

Мы, молодые люди слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны и невоспитанны

Петербургские встречи

Софья Олеговна Никулина, рязанский педагог и автор-исполнитель православных песен

Мужское дело

Виктор  Иванович Тихонов, руководитель детско-юношеской организации «Православные витязи»

«Трудолюбивая» живопись

Выставка эта необычна, как необычен и сам художник

С высоты

Персональная выставка известного рязанского художника Анатолия Григорьевича Ларюнина

О женском счастье

Это одна из книг, которую освоила быстро от начала до конца, не тратя времени на просматривание и чтение по главам

МАЛЕНЬКИЙ ЮБИЛЕЙ

В этот вечер газету поздравили представители Союза журналистов России, его рязанского отделения, администрации …

На пороге Великого Поста

Великому посту предшествуют подготовительные недели.