Лого

УРОКИ МИТРОПОЛИТА СИМОНА

В феврале 2008 года православная общественность Рязани и Рязанской области широко отмечала 80-летие со дня рождения видного деятеля Русской Православной Церкви Митрополита Симона (Новикова С.М.), по христиански отошедшего к Господу 1 сентября 2006 года.

На протяжении более трех десятков лет, с 1972 по 2003 год, Владыка возглавлял одну из старейших епархий России – Рязанскую.

Для рязанцев Владыка Симон являлся ярким примером истинного Пастыря, образцом служения Святой Православной Церкви, человеком огромной доброты и сердечности. Неизмеримы труды Владыки по возвращению к Православию древней Рязанской земли, Его личный вклад в дело духовно-нравственного воспитания рязанской молодежи.

Ревностное служение Владыки во благо Святой Церкви и нашего Отечества, его истинно православное, чуткое и доброжелательное отношение к человеку всегда привлекало к нему множество людей.

Светлая память о Его Высокопреосвященстве Митрополите Симоне навсегда сохранится в сердцах тех, кто имел счастье знать и слушать Его.

ЛИФЕРОВ А.П., академик РАО, президент РГУ

Я сразу же прошу уважаемого читателя принять во внимание, что предлагаемый материал не носит исследовательского характера, а представляет собой мой личный опыт, впечатления, отложившиеся в памяти от многих встреч и общения с уважаемой личностью владыки Симона. Я не только не берусь давать каких-либо обобщающих, законченных оценок трудам владыки во благо Церкви и общества - это сделают сама Церковь и общественность - но ограничиваю себя лишь эпизодическими воспоминаниями, в которых, на мой взгляд раскрываются наиболее значимые качества личности видного церковного иерарха.

Свыше четверти века он стоял во главе Рязанской епархии, принадлежал к высшему руководству Русской православной церкви, а в быту оставался на уровне сельского священника с небогатым приходом. Многим жителям нашего города хорошо знаком этот небольшой старинный деревянный домик на улице Фрунзе, в котором и провел весь свой рязанский период жизни и деятельности митрополит Симон. И дело тут, конечно, состояло не в том, что столь продолжительное время не могло быть найдено решение по улучшению условий труда и быта видного церковного иерарха. Скорее всего владыка по убеждению своему избегал отягощения души соблазнами телесного благополучия и, как и в самом начале своего служения церкви, он продолжал до конца жизни оставаться по-монашески скромным и непритязательным. Он считал, что тщеславие и превозношение не должны находить места в сердце епископа. Самый минимум обиходных вещей - все остальное пространство его скромного обиталища было отдано иконам и книгам. Владыка свято верил, что нестяжательство приближает к небесам, освобождая человека не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств .«Самоотречение, - отмечал владыка, - постоянный подвиг, постоянная борьба с нашей гордостью, с нашим самолюбием, отречение от своей воли, от своих хотений». В проповеди, обращенной к учащимся Рязанского православного духовного училища, митрополит отметил, что «истинная вера, отвергающая мудрость мудрецов и разум разумных, утверждается на благодати Божьей, которую каждый из нас обязан познать, очищая свое сердце. Для этого необходимо бодрствовать над собой и с помощью духовника вступить в борьбу со своим эгоизмом мелким себялюбием и чувственными наслаждениями, то есть со всем тем, что губит душу, убивает в ней Божественные начала, которые составляют существо ее жизни и основу бессмертия». Живущие духовно не высоко ценят блага земные. Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных - таков один из жизненных уроков владыки Симона. Урок, как нельзя более актуальный для нашего сверхмеркантильного времени, насквозь пропитанного гедонизмом. И как предостережение от нравственного падения звучат слова, сказанные им в одной из воскресных проповедей: «Волны житейского моря бросают человека из стороны в сторону, он стремится ухватиться то за одну прелесть, то за другую, но все оказывается обманчивым, прелестным, а потому и греховным».

Как-то в конце 80-х годов, спустя непродолжительное время после моего вступления в должность ректора, ко мне в кабинет зашел тогдашний проректор института по учебной работе Иван Петрович Мелехин и сообщил, что в телефонном разговоре к нам обратился архиепископ Симон с просьбой выступить с лекцией перед студентами и преподавателями. Он попросил также сообщить ему мнение ректора по данному обращению. Лекция посвящалась общечеловеческим проблемам, необходимости соблюдения этических норм в отношениях между людьми, любви к ближнему, благочестию. Я дал свое согласие и мы определили дату встречи архиерея с коллективом вуза. Условились также, что в самый канун встречи я позвоню архиепископу с целью уточнения некоторых деталей ее организации. В установленное время я, сделав звонок, представился, и мы перешли к обсуждению интересовавших нас вопросов. На каком-то отрезке разговора потребовалось сделать переход в его тематике, что, естественно, предполагало личное обращение к собеседнику. Большинству из нас, воспитанным в сугубо атеистическом пространстве тогда были неведомы правильные формы обращения к священнослужителям. И после короткого замешательства я не нашел ничего лучшего, как спросить архиепископа: «Скажите, пожалуйста, а как правильно к Вам обращаться?» Последовала непродолжительная пауза, после которой владыка ответил: «Наверное, Вам будет удобнее обращаться ко мне Сергей Михайлович». Позже я не раз возвращался к этому эпизоду, постоянно испытывая неудобство за свою бестактность, но, главное, с попыткой понять, какую же нужно было иметь деликатность, какую пастырскую мудрость, какое тонкое ощущение времени и обстановки, чтобы ему, одному из церковных иерархов, подняться до такой простоты человеческого общения. Вероятно, в его понимании величие епископского сана ни коим образом не должно было становиться высоким порогом, препятствующим делу возрождения Русской Православной церкви. И в этом также состоял один из важнейших жизненных уроков митрополита Симона. Одновременно это еще одно подтверждение его величайшей скромности и полного отсутствия гордыни. Это давало владыке право смело и открыто говорить перед паствой о своих возможных слабостях и кажущихся ему недостатках. В проповеди перед Чином Прощения он замечал: «При исполнении своих обязанностей, может быть, где надобно было пройти молчанием и покрыть любовью - я был взыскателен и строг, и, наоборот, где следовало возвысить голос и употребить своей жезл - я безмолвствовал. Одних мог обойти вниманием, других вызвать на осуждение. Перед вами я виновен и тем, что много вам говорю, а сам мало делаю. Это я глубоко осознаю и искренне каюсь, прошу молитв и прощения».

Владыка считал, что епископ должен проявлять свою духовную власть со смирением, сочетая силу духа с кротостью, требовательность и любовью.

О владыке Симоне неправильно думать и говорить только как о богослове в общепринятом смысле этого слова, отвлеченном и замкнутом. Напротив, все свои силы и способности он отдавал богословскому осмыслению стремительно меняющейся жизни, практическому решению задач, встававших перед Церковью в каждый конкретный момент.

Об этом владыка и размышлял тогда в своей лекции в переполненном актовом зале института. Спустя день или два владыка позвонил мне и голосом, в котором ощущались нотки смущения и тревоги, спросил: «Вам, Анатолий Петрович, вероятно, попало за мой визит в институт?» Я ответил ему, что в институте все, побывавшие на лекции, вспоминают ее с большим интересом, поблагодарил еще раз за подаренные во время посещения вуза книги, пластинки с записями церковного песнопения. Конечно, владыка не случайно позвонил с этим вопросом, поскольку отчетливо понимал, что визит церковного иерарха в самый идеологизированный вуз города - первый за всю советскую историю рязанской высшей школы - не мог остаться без внимания тогдашнего руководства. Естественно, я не стал посвящать владыку в какие-либо детали и оценки, данные этому событию в высоких кабинетах.

За почти двадцатилетнюю историю наших взаимоотношений, на мой взгляд, нам удалось создать достаточно прочную основу взаимодействия епархии и вуза в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Владыка с большим вниманием относился к каждому новому шагу на этом пути. Ничто из того, что ныне составляет каркас этого взаимодействия, не обходилось без его участия. Касалось ли это открытия в университете отделения теологии или формирования основных направлений деятельности лаборатории православной педагогики, либо столь уникального дела, как возведение университетского храма. Митрополит был активным и постоянным участником организуемых вузом и епархией Покровских чтений.

Но, безусловно, особое моего в сотрудничестве университета и Рязанской епархии занимает строительство студенческого храма Покрова Пресвятой Богородицы и святой мученицы Татианы (покровительницы студентов). Идея его возведения возникла как-то сама собой во время одной из встреч с владыкой Симоном. После принятия решения Ученого Совета университета в 2000 году мы приступили к сооружению храма и закончили его за неполных полтора года при активной материальной поддержке многих городских организаций, студентов и сотрудников, представителей бизнес-сообщества. Строительство шло, хотя и быстро, по и не без проблем. В одну из встреч я посетовал владыке, что с большим трудом даются поиски квалифицированной бригады каменщиков, которая взялась бы за возведение стен храма. Действительно, в этом случае происходило что-то необычное -утром рабочие соглашались взяться за работу, а вечером, с извинениями, отказывались от  нее.  И  так  не  один  раз.  На  мои  сетования   владыка со свойственной ему отеческой благодатной добротой заметил, что подобные богоугодные дела всегда ставятся с трудом и что все образуется и храм непременно будет построен. И он был возведен. И надо было видеть, с какой благоговейной радостью митрополит Симон провел обряд освящения первого на рязанской земле и одного из первых в России студенческого храма. И как не вспомнить в этой связи слова владыки Симона, произнесенные в беседе после освещения храма: «Недостаточно одного просвещения без благочестивой жизни». Храм действует уже более шести лет, и стал по-настоящему действенным очагом духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.

Жизнь и деятельность владыки Симона - ярчайший урок любви и преданности Отечеству своему, земле предков. Об этом свидетельствуют, в частности, его более чем четвертьвековое пастырское служение на рязанской кафедре (случай достаточно редкий в практике русской Православной церкви), отказ от ряда соблазнительных служебных предложений и, наконец, факт выбора им при уходе на покой родной ему ярославской земли - Николо-Бабаевского монастыря. Хотя на тот момент там для него не могли быть обеспечены даже самые минимальные условия быта. И лишь позднее благодарные рязанцы построили для своего пастыря отдельный дом, в котором он, будучи уже тяжело больным, провел остаток своей земной жизни.

Показательны в этой связи и его воспоминания, помещенные в книге «Человек церкви», где владыка рассказывает о том, как отказался от заманчивого предложения жить и работать в Греции, в православном монастыре на Святой Горе Афон. «Но с тех пор, как мое имя оказалось в списке ехавших на Афон, я стал тосковать, удивляясь самому себе... Я вспомнил, что в детстве я не мог переночевать даже одну ночь в чужом доме.. Я почувствовал, что на Афоне, вдали от родных, я жить не смогу».

Святая Церковь учит, что любовь как высшее знание или видение Истины заключается в любви сердца. К этой теме владыка Симон часто возвращался в своих Богословских трудах и проповедях. Я думаю, что он особенно остро ощущал потребность в наше время утраченных нравственных ориентиров вселить в души людей веру в любовь, как в основу добрых деяний. В одной из проповедей пасхального периода он говорил: «На любви, как на основании, утверждается семья, общество и жизнь всего человечества. Только она, одна любовь, сохраняет мир, прекращает вражду и пробуждает в человеке совесть и ответное чувство любви. Она мать всех добродетелей». Разве это не актуальнейший урок-завещание, урок-предупреждение от дальнейшего душевного очерствения?

Изменения, происходящие ныне в самой Русской Православной Церкви и вокруг нее, становятся предметом активного обсуждения в обществе. Это в частности касается имущественных вопросов, роли и места Церкви в решении жизненно важных социальных проблем, духовно-нравственного воспитания и других.

В этой связи следует заметить, что в последние годы пастырского служения митрополита Симона в его адрес раздавались отдельные упреки в якобы недостаточной активности в отстаивании имущественных интересов Церкви. Это вряд ли соответствует реальному положению дел. Истолкования и оценки со временем меняются. И важно понять, что эволюция этих оценок уже не зависит от ушедшего от нас человека. Тем более здесь важна правда. А она состоит в том, что именно в период епископского служения Симона государством были переданы рязанской епархии более двухсот церквей и монастырей. Действия владыки в вопросах возвращения имущества Русской Православной Церкви на территории области были настойчивыми, но в то же время чрезвычайно сдержанными и тактичными. Как человек, переживший эпоху агрессивного атеизма, отрицательные для Православия внецерковные влияния и обстоятельства, он трепетно относился к хрупким росткам нарождающегося взаимопонимания и доверия между обществом и Церковью.

Владыка отчетливо осознавал, что жизнь Православной Церкви происходит в различные исторических и политических контекстах, в рамках которых и совершается дело Церкви. С их учетом он и стремился осуществить свое пастырское служение. И в этом, в частности, проявился талант владыки как общественного деятеля, и в этом тоже состоит один из его уроков. Суть его митрополит выразил в одной из своих воскресных проповедей: «...Мы должны помнить, что той мерой, которой мерим своим ближним, возмерится и нам. Священный покой общества хранится взаимным друг о друге попечением». Владыка воспринимал свое пастырское служение не только как исполнение богослужебного долга, но и как долг наставника и духовного руководителя. Немало сил он, как священнослужитель, находящийся на должности, предполагающей непременные и постоянные контакты с государственной властью, тратил на то, чтобы показать роль Церкви в жизни общества, страны, убедить власть в том, что Церковь не некая враждебная сила и ей не свойственны никакие политические маневры и претензии, что Церковь хочет и должна заниматься только своим благословенным делом духовного воспитания паствы. Во всех, даже самых сложных обстоятельствах, владыка всегда проявлял выдержку, самообладание, христианское снисхождение и такт.

Более чем четвертьвековое служение митрополита Симона на рязанской кафедре, его активное участие в общественной жизни города и области получили высокое общественное признание  - ему было присвоено звание «Почетный гражданин г. Рязани».

Когда владыку провожали в последний путь проститься с ним на ярославщину приехали многие рязанцы и священнослужители, и государственные люди, и простые жители города.

Многие годы  митрополит Симон ревностно трудился во славу Святой Церкви, во имя человеколюбия и общественного согласия. И в моем личном понимании владыка с честью исполнил свой долг и гражданина, и христианина, как перед своей Родиной, так и перед Святой Церковью. Верится, что все соделанное им в этом самоотверженном служении станет духовным завещанием владыки и будет по достоинству оценено и употреблено на нашу общую пользу. Думаю, что при жизни своей и после кончины образ владыки останется украшением в ряду выдающихся церковных личностей ушедшего века.

 

В начало

Святейший Патриарх Алексий II. А.П. Лиферов, владыка Симон

Святейший Патриарх Алексий II.

А.П. Лиферов, владыка Симон.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации

1февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

Крестьянкин - пастырь крестьян

5 февраля исполняется три года со дня преставления любимого в России старца отца Иоанна (Крестьянкина)

УРОКИ МИТРОПОЛИТА СИМОНА

5 февраля 2009 года исполняется 81 год со дня рождения митрополита Симона (Новикова)

ВСТРЕЧИ С ВЛАДЫКОЙ СИМОНОМ

Василий СТРАХОВ, проректор по учебно-методической работе Рязанского гос. университета имени С.А.Есенина

Какова цель жизни?

На вопросы курсантов Рязанского военного воздушно-десантного командного училища отвечает иерей Вячеслав Зикунков

Верую!

Дмитрий БРЫЛЕВ, курсант автомобильного института, г. Рязань

Зачем это надо?

Памяти Евгения Родионова

Новые Пересветы

Мы, молодые люди слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны и невоспитанны

Петербургские встречи

Софья Олеговна Никулина, рязанский педагог и автор-исполнитель православных песен

Мужское дело

Виктор  Иванович Тихонов, руководитель детско-юношеской организации «Православные витязи»

«Трудолюбивая» живопись

Выставка эта необычна, как необычен и сам художник

С высоты

Персональная выставка известного рязанского художника Анатолия Григорьевича Ларюнина

О женском счастье

Это одна из книг, которую освоила быстро от начала до конца, не тратя времени на просматривание и чтение по главам

МАЛЕНЬКИЙ ЮБИЛЕЙ

В этот вечер газету поздравили представители Союза журналистов России, его рязанского отделения, администрации …

На пороге Великого Поста

Великому посту предшествуют подготовительные недели.