УРОКИ МИТРОПОЛИТА СИМОНА В феврале 2008 года православная общественность Рязани и Рязанской области широко отмечала 80-летие со дня рождения видного деятеля Русской Православной Церкви Митрополита Симона (Новикова С.М.), по христиански отошедшего к Господу 1 сентября 2006 года. На протяжении более трех десятков лет, с 1972 по 2003 год, Владыка возглавлял одну из старейших епархий России – Рязанскую. Для рязанцев Владыка Симон являлся ярким примером истинного Пастыря, образцом служения Святой Православной Церкви, человеком огромной доброты и сердечности. Неизмеримы труды Владыки по возвращению к Православию древней Рязанской земли, Его личный вклад в дело духовно-нравственного воспитания рязанской молодежи. Ревностное служение Владыки во благо Святой Церкви и нашего Отечества, его истинно православное, чуткое и доброжелательное отношение к человеку всегда привлекало к нему множество людей. Светлая память о Его Высокопреосвященстве Митрополите Симоне навсегда сохранится в сердцах тех, кто имел счастье знать и слушать Его. ЛИФЕРОВ А.П., академик РАО, президент РГУ Я сразу же прошу уважаемого читателя принять во внимание, что предлагаемый материал не носит исследовательского характера, а представляет собой мой личный опыт, впечатления, отложившиеся в памяти от многих встреч и общения с уважаемой личностью владыки Симона. Я не только не берусь давать каких-либо обобщающих, законченных оценок трудам владыки во благо Церкви и общества - это сделают сама Церковь и общественность - но ограничиваю себя лишь эпизодическими воспоминаниями, в которых, на мой взгляд раскрываются наиболее значимые качества личности видного церковного иерарха. Свыше четверти века он стоял во главе Рязанской епархии, принадлежал к высшему руководству Русской православной церкви, а в быту оставался на уровне сельского священника с небогатым приходом. Многим жителям нашего города хорошо знаком этот небольшой старинный деревянный домик на улице Фрунзе, в котором и провел весь свой рязанский период жизни и деятельности митрополит Симон. И дело тут, конечно, состояло не в том, что столь продолжительное время не могло быть найдено решение по улучшению условий труда и быта видного церковного иерарха. Скорее всего владыка по убеждению своему избегал отягощения души соблазнами телесного благополучия и, как и в самом начале своего служения церкви, он продолжал до конца жизни оставаться по-монашески скромным и непритязательным. Он считал, что тщеславие и превозношение не должны находить места в сердце епископа. Самый минимум обиходных вещей - все остальное пространство его скромного обиталища было отдано иконам и книгам. Владыка свято верил, что нестяжательство приближает к небесам, освобождая человека не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств .«Самоотречение, - отмечал владыка, - постоянный подвиг, постоянная борьба с нашей гордостью, с нашим самолюбием, отречение от своей воли, от своих хотений». В проповеди, обращенной к учащимся Рязанского православного духовного училища, митрополит отметил, что «истинная вера, отвергающая мудрость мудрецов и разум разумных, утверждается на благодати Божьей, которую каждый из нас обязан познать, очищая свое сердце. Для этого необходимо бодрствовать над собой и с помощью духовника вступить в борьбу со своим эгоизмом мелким себялюбием и чувственными наслаждениями, то есть со всем тем, что губит душу, убивает в ней Божественные начала, которые составляют существо ее жизни и основу бессмертия». Живущие духовно не высоко ценят блага земные. Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных - таков один из жизненных уроков владыки Симона. Урок, как нельзя более актуальный для нашего сверхмеркантильного времени, насквозь пропитанного гедонизмом. И как предостережение от нравственного падения звучат слова, сказанные им в одной из воскресных проповедей: «Волны житейского моря бросают человека из стороны в сторону, он стремится ухватиться то за одну прелесть, то за другую, но все оказывается обманчивым, прелестным, а потому и греховным». Как-то в конце 80-х годов, спустя непродолжительное время после моего вступления в должность ректора, ко мне в кабинет зашел тогдашний проректор института по учебной работе Иван Петрович Мелехин и сообщил, что в телефонном разговоре к нам обратился архиепископ Симон с просьбой выступить с лекцией перед студентами и преподавателями. Он попросил также сообщить ему мнение ректора по данному обращению. Лекция посвящалась общечеловеческим проблемам, необходимости соблюдения этических норм в отношениях между людьми, любви к ближнему, благочестию. Я дал свое согласие и мы определили дату встречи архиерея с коллективом вуза. Условились также, что в самый канун встречи я позвоню архиепископу с целью уточнения некоторых деталей ее организации. В установленное время я, сделав звонок, представился, и мы перешли к обсуждению интересовавших нас вопросов. На каком-то отрезке разговора потребовалось сделать переход в его тематике, что, естественно, предполагало личное обращение к собеседнику. Большинству из нас, воспитанным в сугубо атеистическом пространстве тогда были неведомы правильные формы обращения к священнослужителям. И после короткого замешательства я не нашел ничего лучшего, как спросить архиепископа: «Скажите, пожалуйста, а как правильно к Вам обращаться?» Последовала непродолжительная пауза, после которой владыка ответил: «Наверное, Вам будет удобнее обращаться ко мне Сергей Михайлович». Позже я не раз возвращался к этому эпизоду, постоянно испытывая неудобство за свою бестактность, но, главное, с попыткой понять, какую же нужно было иметь деликатность, какую пастырскую мудрость, какое тонкое ощущение времени и обстановки, чтобы ему, одному из церковных иерархов, подняться до такой простоты человеческого общения. Вероятно, в его понимании величие епископского сана ни коим образом не должно было становиться высоким порогом, препятствующим делу возрождения Русской Православной церкви. И в этом также состоял один из важнейших жизненных уроков митрополита Симона. Одновременно это еще одно подтверждение его величайшей скромности и полного отсутствия гордыни. Это давало владыке право смело и открыто говорить перед паствой о своих возможных слабостях и кажущихся ему недостатках. В проповеди перед Чином Прощения он замечал: «При исполнении своих обязанностей, может быть, где надобно было пройти молчанием и покрыть любовью - я был взыскателен и строг, и, наоборот, где следовало возвысить голос и употребить своей жезл - я безмолвствовал. Одних мог обойти вниманием, других вызвать на осуждение. Перед вами я виновен и тем, что много вам говорю, а сам мало делаю. Это я глубоко осознаю и искренне каюсь, прошу молитв и прощения». Владыка считал, что епископ должен проявлять свою духовную власть со смирением, сочетая силу духа с кротостью, требовательность и любовью. О владыке Симоне неправильно думать и говорить только как о богослове в общепринятом смысле этого слова, отвлеченном и замкнутом. Напротив, все свои силы и способности он отдавал богословскому осмыслению стремительно меняющейся жизни, практическому решению задач, встававших перед Церковью в каждый конкретный момент. Об этом владыка и размышлял тогда в своей лекции в переполненном актовом зале института. Спустя день или два владыка позвонил мне и голосом, в котором ощущались нотки смущения и тревоги, спросил: «Вам, Анатолий Петрович, вероятно, попало за мой визит в институт?» Я ответил ему, что в институте все, побывавшие на лекции, вспоминают ее с большим интересом, поблагодарил еще раз за подаренные во время посещения вуза книги, пластинки с записями церковного песнопения. Конечно, владыка не случайно позвонил с этим вопросом, поскольку отчетливо понимал, что визит церковного иерарха в самый идеологизированный вуз города - первый за всю советскую историю рязанской высшей школы - не мог остаться без внимания тогдашнего руководства. Естественно, я не стал посвящать владыку в какие-либо детали и оценки, данные этому событию в высоких кабинетах. За почти двадцатилетнюю историю наших взаимоотношений, на мой взгляд, нам удалось создать достаточно прочную основу взаимодействия епархии и вуза в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Владыка с большим вниманием относился к каждому новому шагу на этом пути. Ничто из того, что ныне составляет каркас этого взаимодействия, не обходилось без его участия. Касалось ли это открытия в университете отделения теологии или формирования основных направлений деятельности лаборатории православной педагогики, либо столь уникального дела, как возведение университетского храма. Митрополит был активным и постоянным участником организуемых вузом и епархией Покровских чтений. Но, безусловно, особое моего в сотрудничестве университета и Рязанской епархии занимает строительство студенческого храма Покрова Пресвятой Богородицы и святой мученицы Татианы (покровительницы студентов). Идея его возведения возникла как-то сама собой во время одной из встреч с владыкой Симоном. После принятия решения Ученого Совета университета в 2000 году мы приступили к сооружению храма и закончили его за неполных полтора года при активной материальной поддержке многих городских организаций, студентов и сотрудников, представителей бизнес-сообщества. Строительство шло, хотя и быстро, по и не без проблем. В одну из встреч я посетовал владыке, что с большим трудом даются поиски квалифицированной бригады каменщиков, которая взялась бы за возведение стен храма. Действительно, в этом случае происходило что-то необычное -утром рабочие соглашались взяться за работу, а вечером, с извинениями, отказывались от нее. И так не один раз. На мои сетования владыка со свойственной ему отеческой благодатной добротой заметил, что подобные богоугодные дела всегда ставятся с трудом и что все образуется и храм непременно будет построен. И он был возведен. И надо было видеть, с какой благоговейной радостью митрополит Симон провел обряд освящения первого на рязанской земле и одного из первых в России студенческого храма. И как не вспомнить в этой связи слова владыки Симона, произнесенные в беседе после освещения храма: «Недостаточно одного просвещения без благочестивой жизни». Храм действует уже более шести лет, и стал по-настоящему действенным очагом духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Жизнь и деятельность владыки Симона - ярчайший урок любви и преданности Отечеству своему, земле предков. Об этом свидетельствуют, в частности, его более чем четвертьвековое пастырское служение на рязанской кафедре (случай достаточно редкий в практике русской Православной церкви), отказ от ряда соблазнительных служебных предложений и, наконец, факт выбора им при уходе на покой родной ему ярославской земли - Николо-Бабаевского монастыря. Хотя на тот момент там для него не могли быть обеспечены даже самые минимальные условия быта. И лишь позднее благодарные рязанцы построили для своего пастыря отдельный дом, в котором он, будучи уже тяжело больным, провел остаток своей земной жизни. Показательны в этой связи и его воспоминания, помещенные в книге «Человек церкви», где владыка рассказывает о том, как отказался от заманчивого предложения жить и работать в Греции, в православном монастыре на Святой Горе Афон. «Но с тех пор, как мое имя оказалось в списке ехавших на Афон, я стал тосковать, удивляясь самому себе... Я вспомнил, что в детстве я не мог переночевать даже одну ночь в чужом доме.. Я почувствовал, что на Афоне, вдали от родных, я жить не смогу». Святая Церковь учит, что любовь как высшее знание или видение Истины заключается в любви сердца. К этой теме владыка Симон часто возвращался в своих Богословских трудах и проповедях. Я думаю, что он особенно остро ощущал потребность в наше время утраченных нравственных ориентиров вселить в души людей веру в любовь, как в основу добрых деяний. В одной из проповедей пасхального периода он говорил: «На любви, как на основании, утверждается семья, общество и жизнь всего человечества. Только она, одна любовь, сохраняет мир, прекращает вражду и пробуждает в человеке совесть и ответное чувство любви. Она мать всех добродетелей». Разве это не актуальнейший урок-завещание, урок-предупреждение от дальнейшего душевного очерствения? Изменения, происходящие ныне в самой Русской Православной Церкви и вокруг нее, становятся предметом активного обсуждения в обществе. Это в частности касается имущественных вопросов, роли и места Церкви в решении жизненно важных социальных проблем, духовно-нравственного воспитания и других. В этой связи следует заметить, что в последние годы пастырского служения митрополита Симона в его адрес раздавались отдельные упреки в якобы недостаточной активности в отстаивании имущественных интересов Церкви. Это вряд ли соответствует реальному положению дел. Истолкования и оценки со временем меняются. И важно понять, что эволюция этих оценок уже не зависит от ушедшего от нас человека. Тем более здесь важна правда. А она состоит в том, что именно в период епископского служения Симона государством были переданы рязанской епархии более двухсот церквей и монастырей. Действия владыки в вопросах возвращения имущества Русской Православной Церкви на территории области были настойчивыми, но в то же время чрезвычайно сдержанными и тактичными. Как человек, переживший эпоху агрессивного атеизма, отрицательные для Православия внецерковные влияния и обстоятельства, он трепетно относился к хрупким росткам нарождающегося взаимопонимания и доверия между обществом и Церковью. Владыка отчетливо осознавал, что жизнь Православной Церкви происходит в различные исторических и политических контекстах, в рамках которых и совершается дело Церкви. С их учетом он и стремился осуществить свое пастырское служение. И в этом, в частности, проявился талант владыки как общественного деятеля, и в этом тоже состоит один из его уроков. Суть его митрополит выразил в одной из своих воскресных проповедей: «...Мы должны помнить, что той мерой, которой мерим своим ближним, возмерится и нам. Священный покой общества хранится взаимным друг о друге попечением». Владыка воспринимал свое пастырское служение не только как исполнение богослужебного долга, но и как долг наставника и духовного руководителя. Немало сил он, как священнослужитель, находящийся на должности, предполагающей непременные и постоянные контакты с государственной властью, тратил на то, чтобы показать роль Церкви в жизни общества, страны, убедить власть в том, что Церковь не некая враждебная сила и ей не свойственны никакие политические маневры и претензии, что Церковь хочет и должна заниматься только своим благословенным делом духовного воспитания паствы. Во всех, даже самых сложных обстоятельствах, владыка всегда проявлял выдержку, самообладание, христианское снисхождение и такт. Более чем четвертьвековое служение митрополита Симона на рязанской кафедре, его активное участие в общественной жизни города и области получили высокое общественное признание - ему было присвоено звание «Почетный гражданин г. Рязани». Когда владыку провожали в последний путь проститься с ним на ярославщину приехали многие рязанцы и священнослужители, и государственные люди, и простые жители города. Многие годы митрополит Симон ревностно трудился во славу Святой Церкви, во имя человеколюбия и общественного согласия. И в моем личном понимании владыка с честью исполнил свой долг и гражданина, и христианина, как перед своей Родиной, так и перед Святой Церковью. Верится, что все соделанное им в этом самоотверженном служении станет духовным завещанием владыки и будет по достоинству оценено и употреблено на нашу общую пользу. Думаю, что при жизни своей и после кончины образ владыки останется украшением в ряду выдающихся церковных личностей ушедшего века.
|
Святейший Патриарх Алексий II. А.П. Лиферов, владыка Симон. |
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя Крестьянкин - пастырь крестьян 5 февраля исполняется три года со дня преставления любимого в России старца отца Иоанна (Крестьянкина) 5 февраля 2009 года исполняется 81 год со дня рождения митрополита Симона (Новикова) Василий СТРАХОВ, проректор по учебно-методической работе Рязанского гос. университета имени С.А.Есенина На вопросы курсантов Рязанского военного воздушно-десантного командного училища отвечает иерей Вячеслав Зикунков Дмитрий БРЫЛЕВ, курсант автомобильного института, г. Рязань Памяти Евгения Родионова Мы, молодые люди слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны и невоспитанны Софья Олеговна Никулина, рязанский педагог и автор-исполнитель православных песен Виктор Иванович Тихонов, руководитель детско-юношеской организации «Православные витязи» Выставка эта необычна, как необычен и сам художник Персональная выставка известного рязанского художника Анатолия Григорьевича Ларюнина Это одна из книг, которую освоила быстро от начала до конца, не тратя времени на просматривание и чтение по главам В этот вечер газету поздравили представители Союза журналистов России, его рязанского отделения, администрации … Великому посту предшествуют подготовительные недели. |