Лого

ВСТРЕЧИ С ВЛАДЫКОЙ СИМОНОМ

Вероятно, я буду недалек от истины, если скажу, что на жизненном пути почти каждого человека бывают встречи, которые, оставляя навсегда яркое и неизгладимое впечатление, периодически всплывают в памяти, заставляют как бы вновь переживать незабываемые минуты общения, в определенной степени по-новому осмысливать те или иные слова, детали и обстоятельства. Подобные встречи, к которым я мысленно порой возвращаюсь, были у меня с владыкой Симоном.

Вспоминая Владыку, я вновь вижу перед собой его необычайно светлый и притягательный образ, наполненный внутренней благостью, скромностью, смирением и, по моему глубокому убеждению, Божественным даром проникновения в душу и мысли людей.

Уверен, что каждый, кто хотя бы раз лично встречался с Владыкой, имел счастье беседовать с ним, будет долго помнить его светлый, с теплой «искоркой» взгляд, едва заметную добрую улыбку, его неторопливую манеру разговора, как бы воплощающую в себе мудрость и истину интонацию, наполненные глубоким смыслом речи. Тот, кто говорил с Владыкой по телефону, никогда не забудет его неизменного и сказанного каким-то особым образом слова: «Слушаю».

Моя первая личная встреча с Владыкой произошла в начале уже далекого 1995 года. Тогда по инициативе ректора Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина А.П. Лиферова и известного в городе предпринимателя В.А. Калашникова к 900-летию Рязани воплощался в жизнь крупный по тем временам издательский проект под названием «Историко-литературная серия "Возвращение к истокам"». Он включал в себя репринтное воспроизведение более десяти книжных раритетов первой половины XIX – начала XX веков. Каждый из них был в свое время издан в Рязани и связан с важными страницами истории и культуры нашего края. Так как проект выполнялся под эгидой университета, то мне, работавшему в то время помощником ректора, была поручена роль его своего рода координатора. Одним из самых деятельных членов редакционного совета стал владыка Симон.

По мудрому совету Владыки первой книгой серии стало «Житие святого Василия Рязанского, епископа Рязанского, и описание чудесных исцелений по его молитвам». Эта небольшая по объему, но чрезвычайно важная для православных, особенно рязанцев, книга впервые была издана небольшим тиражом в самом конце XIX века. Спустя столетие, большая часть которого совпала с периодом гонений на Церковь, она, естественно, стала библиографической редкостью. Достаточно сказать, что в Рязани удалось тогда найти лишь два экземпляра указанного издания. С того, что сохранился лучше, и была сделана впоследствии репринтная копия.

В связи с подготовкой к печати указанной книги, по воле Божьей, мне и довелось познакомиться с Владыкой. Дело в том, что, по замыслу инициаторов проекта, воспроизведению оригинального текста каждого раритета должно было предшествовать краткое предисловие, которое «вводило» бы современного читателя в предмет той или иной книги, раскрывало бы ее культурно-историческое и духовно-нравственное значение. Естественно, что предисловие к Житию святителя Василия Рязанского взялся написать Владыка.

Мой первый визит к Владыке имел скромную задачу – забрать у него текст предисловия. Встретив меня в коридоре с едва заметной улыбкой, но в целом достаточно сдержанно, Владыка предложил пройти в свой кабинет. Здесь, усадив меня в кресло и не обращая внимания на внезапно охватившую меня некоторую скованность, Владыка неторопливым, ровным и тихим голосом завел разговор о том, как важно сегодня знакомить людей с обширным культурно-историческим и духовным наследием прошлого. Деликатно осведомившись о моих знаниях по поводу святителя Василия Рязанского, которые, скажем прямо, были поверхностными, Владыка, видимо, помня о совпадении имен великого подвижника и его посетителя, посоветовал мне обязательно ознакомиться с издаваемой книгой. Далее он незаметно перешел к расспросам о моей работе в вузе, образовании, семейном положении. По мере того, как я все увереннее отвечал на ненавязчивые вопросы Владыки, чувствовалось, как теплее становится его взгляд.

На прощание Владыка вручил мне в дар два экземпляра Церковного календаря на 1995 год, один из которых, вместе с наилучшими пожеланиями, просил передать А.П. Лиферову.

Отчетливо помню, что, выйдя от Владыки, я почувствовал какую-то легкость, приподнятость, одухотворенность. Эти же чувства овладевали мной и в дальнейшем после каждой встречи с Владыкой. Меня немало поразила, с одной стороны, скромность убранства его апартаментов, с другой – обилие в кабинете книг, в том числе по российской истории, которыми, как было заметно, он активно пользовался.

Тогда я еще не знал, что владыка Симон был, помимо всего прочего, и серьезным ученым, кандидатом богословия, автором более десятка обстоятельных работ по истории Православия и России. Немногие знают, что именно он, основываясь на глубоком анализе широкого круга исторических источников и литературы, фактически первым оспорил утвердившуюся в отечественной историографии еще с Н.М. Карамзина негативную оценку исторической роли великого князя Олега Рязанского и аргументированно доказал, что государственная деятельность последнего была пронизана не только радением о нуждах собственного княжества, но и общерусскими интересами. Мне приходилось неоднократно слышать высокие отзывы о Владыке как об исследователе от видного отечественного историка, одного из лучших знатоков русского летописания профессора А.Г. Кузьмина. Убежден, что дело чести рязанских историков и теологов дать достойную оценку историческим и богословским трудам Владыки.

Следующий раз мне довелось встретиться с Владыкой примерно через месяц, когда вышли из печати сигнальные экземпляры «Жития Василия Рязанского» с его предисловием. Эта встреча запомнилась прежде всего тем, что, внезапно прервав беседу, Владыка указал мне на необходимость креститься. Эти слова немало поразили меня. Откуда он знал, что я не крещен? Хотя, уверен, он знал о нас все.

Владыка, одарив меня Священным Писанием и молитвословом, вызвался лично окрестить меня после Пасхи. Однако, ввиду высокой занятости Владыки, этого, к сожалению, не случилось. Позже по его просьбе меня крестил отец Петр Кравцов в Скорбященской церкви. Рассуждать о том, что значит в жизни довольно зрелого человека принять Святое Крещение, думаю, излишне.

В последующие годы мне много раз приходилось бывать у Владыки. Чаще всего это происходило по служебной надобности. И не скрою, что я стремился использовать хотя бы малейший повод для того, чтобы побывать у него. В этой связи я благодарен А.П. Лиферову, который, видя мое отношение к Владыке и сам испытывая к нему глубочайшее почтение, всегда способствовал моим устремлениям.

Несколько раз мне довелось пить у Владыки душистый, настоянный на травах чай. В 2002 году, кажется, на Светлой седмице, вместе с А.Н. Козловым, ныне первым проректором нашего университета, я присутствовал на обеде у Владыки. Здесь были также представители духовенства. За трапезой, которая сопровождалась спокойной и интересной беседой, я невольно отметил про себя, каким огромным авторитетом пользуется у рязанского духовенства правящий архиерей.

Я никогда не забуду радушие и теплоту Владыки, наполненные житейской мудростью и истиной Православия его речи, ненавязчивые и оттого еще более убедительные назидания. Каждый раз он неизменно одаривал меня. Это были иконы, книги на духовные и исторические темы, медаль в честь святителя Василия Рязанского и т.д. Все эти подарки бережно сохраняются.

В 1998 году Владыка одарил меня томом своих Трудов, Посланий, Слов и Речей, сделав в книге теплую дарственную надпись. Позже он как-то подарил мне первый сводный том «Православной энциклопедии». Вручая эту книгу, Владыка выразил уверенность, что она будет полезна мне как историку. И действительно, иметь в домашней библиотеке такое замечательное издание – большое подспорье для любого исследователя и преподавателя Отечественной истории.

В начале 2000 года, накануне защиты кандидатской диссертации, я пришел к Владыке и попросил его благословения. К сожалению, не все складывалось так, как хотелось бы. Порой препятствия возникали буквально на ровном месте, там, где, казалось бы, их просто не может быть. Посмотрев автореферат диссертации и задав несколько вопросов по проблематике моего исследования, Владыка, улыбаясь, милостиво благословил меня. После этого дня все стало складываться удачно, защита прошла успешно.

В сложных житейских ситуациях Владыка не раз оказывал мне молитвенную поддержку... Мне было приятно, когда в последние годы при встрече Владыка обязательно справлялся об учении моей дочери в Православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского.

Одна из последних моих встреч с Владыкой произошла осенним вечером, в последний год его архиерейского служения на Рязанской кафедре. По какой причине я оказался у Владыки, сегодня уже не помню. Владыке нездоровилось, и он предложил мне пройти в его спальню. Здесь царил полумрак, перед образами горели неярким светом несколько лампад, за окном, в темноте осеннего вечера, завывал холодный ветер, но в маленькой комнатке было тепло, спокойно и уютно. В этот раз Владыка как-то по-особому был милостив ко мне. Мы беседовали довольно долго, на протяжении не менее часа. Темы были разные и складывались как-то сами собой. Помню, Владыка рассуждал о роли духовного в жизни человека, о христианской любви и смирении. Затем он как-то незаметно перешел к рассказу о непростых обстоятельствах, которыми сопровождалось начало его служения на Рязанской кафедре в начале 70-х годов, о том, какие препятствия чинили официальные власти церковнослужителям. Говорили о русской истории, особенностях исторического пути России, о трагедии 1917 года, о Страстотерпце императоре Николае Втором. Как истинный патриот своего Отечества, Владыка хорошо знал и понимал российскую историю, его мысли по ряду ключевых и дискуссионных вопросов были особенно интересны и поучительны.

К моему глубочайшему сожалению, после отъезда Владыки на покой в Николо-Бабаевский монастырь мне не довелось более встречаться с ним. Порой появлялись возможности поехать в Ярославскую область, повидаться с Владыкой, но в последний момент возникало какое-то препятствие. А потом наступила мирная, истинно христианская кончина Владыки.

Общение с Владыкой, начавшееся в довольно сложный период «реформ» 90-х годов прошлого столетия, когда, казалось, из жизни страны с завидным упорством выхолащивалось все доброе, совестное и нравственное, позволило мне во многом по-иному взглянуть на окружающую действительность, на себя, на своих близких и, главное, глубоко переосмыслить свое отношение к Богу, вере и Церкви.

Сегодня я мысленно благодарю Бога за то, что Он подарил мне радость встреч и бесед с настоящим православным Пастырем, действительно «человеком Церкви».

Эти строки воспоминаний о встречах с владыкой Симоном мне хотелось бы закончить его знаменитыми, проникнутыми глубочайшей верой и любовью словами, которые всегда из его уст звучали лучшим напутствием: «Бог даст!»

Василий СТРАХОВ,

проректор по учебно-методической работе Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

 

В начало

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации

1февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

Крестьянкин - пастырь крестьян

5 февраля исполняется три года со дня преставления любимого в России старца отца Иоанна (Крестьянкина)

УРОКИ МИТРОПОЛИТА СИМОНА

5 февраля 2009 года исполняется 81 год со дня рождения митрополита Симона (Новикова)

ВСТРЕЧИ С ВЛАДЫКОЙ СИМОНОМ

Василий СТРАХОВ, проректор по учебно-методической работе Рязанского гос. университета имени С.А.Есенина

Какова цель жизни?

На вопросы курсантов Рязанского военного воздушно-десантного командного училища отвечает иерей Вячеслав Зикунков

Верую!

Дмитрий БРЫЛЕВ, курсант автомобильного института, г. Рязань

Зачем это надо?

Памяти Евгения Родионова

Новые Пересветы

Мы, молодые люди слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны и невоспитанны

Петербургские встречи

Софья Олеговна Никулина, рязанский педагог и автор-исполнитель православных песен

Мужское дело

Виктор  Иванович Тихонов, руководитель детско-юношеской организации «Православные витязи»

«Трудолюбивая» живопись

Выставка эта необычна, как необычен и сам художник

С высоты

Персональная выставка известного рязанского художника Анатолия Григорьевича Ларюнина

О женском счастье

Это одна из книг, которую освоила быстро от начала до конца, не тратя времени на просматривание и чтение по главам

МАЛЕНЬКИЙ ЮБИЛЕЙ

В этот вечер газету поздравили представители Союза журналистов России, его рязанского отделения, администрации …

На пороге Великого Поста

Великому посту предшествуют подготовительные недели.