Кризис раздвоенности
Лого

Кризис раздвоенности

Такова душа человеческая, что она не может раздваиваться, не может раскалываться. Она может прилепляться лишь к единому предмету, но ни в коем случае к двум одновременно. Это свидетельство Спасителя должно быть обдумано, осмыслено каждым из нас, потому что в этих словах ‛не можете служить Богу и мамоне“ Господь возвещает Свой закон, нравственный закон человеческого бытия, который требует от нас цельности, всецелой приверженности, безусловной преданности Господу, или, что то же, полной самоотдачи Христу.

Нет ничего тяжелее для человеческого сердца, чем раздвоенность, то, что в русском языке звучит как ‛и нашим, и вашим“. Опыт показывает, что человек, пребывающий длительное время в состоянии раздвоенности, теряет самого себя, повреждается душевно и может даже с ума сойти. Такова участь неверных мужей и жен, думающих сохранить семью и отстоять право на грех, участь перебежчиков, изменников, предателей Родины (сейчас у нас таковых нет, изобретено двойное гражданство, однако легче не становится тем, кто правой рукой строит, а левой разрушает). Особенно тяжел и глубок кризис того, кто, вверяя себя Христу, думает часть сердца оставить для самого себя и таким образом, по внешности будучи рабом Божиим, по существу является отступником от Христа Спасителя, пренебрегающим Его благодатью. ‛Не можете служить Богу и мамоне“ – это абсолютный закон, который говорит о том, что в сердце каждого из нас всегда пролегает водораздел, демаркационная линия, разделяющая свет и тьму, грех и добродетель, Христа и диавола, между которыми нет никакого согласия и сочетания.

Таким образом, главной предпосылкой, условием Богоугождения является цельность, чистота, всецелая устремленность наших мыслей, чаяний, чувств, ощущений, намерений души и тела ко Христу Спасителю, Которому в самом деле принадлежит и душа, и тело человека. ‛Прославляйте Господа в душах и телах ваших“, – призывает апостол Павел христиан ко всецелому освящению Божией благодатью.

Итак, в этой раздвоенности помыслов заключается главная причина душевных болезней, и тот, кто болен, пусть изыщет эту причину и поймет, кому же еще он думает и хочет служить, кроме Христа Спасителя. Нужно быть в этом отношении честным диагностом и беспощадным хирургом, ради здоровья больного имеющим вырезать самое опасное место, удалить очаг поражения.

Кто-то носится с самим собой, как с писаной торбой, имея личину благочестия, хочет властвовать над окружающими, поставляет перед Христом испорченное, гнилое ‛я“, являясь рабом себялюбия. Кто-то, выказывая знаки почтения Христу, обожествляет человека, не слыша слов Писания ‛не надейтеся на князи, на сыны человеческия“. Кто-то является идолопоклонником, кланяясь сребролюбию и всему земному, кто-то ценит земную жизнь более небесной и все души прекрасные порывы обращает только к земле. Сердце человеческое в этом отношении неразумно, прилипчиво, поэтому ежедневно мы должны осматривать самих себя, как врачи осматривают пациента, пришедшего на прием, чтобы обнаружить, не прилепилась ли душа к чему-либо временному, земному, не является ли она в тайне сердца изменницей Христу, прелюбодейной женой, растленной невестой, недостойной жениха своего. Вопросы эти весьма решительны и болезненны, но есть и ответы на них, потому что если душа действительно возлюбила Жениха своего, она тотчас найдет внутри себя ясные признаки своей жертвенной любви. Главным таким признаком является молитва, словно дыхание, совершаемая не без наших трудов, но не оставляющая человека в течение всего дня. Всякий раз, когда мы теряем память о Боге, устремленность к Нему наших помышлений, тотчас внутренний индикатор указывает нам на то, что враг подкрался незаметно и падшее наше естество готово изменить Христу, усладившись чем-либо земным паче надлежащего и таким образом оставив христианина с чувством неудовлетворенности, раздвоенности или печали.

Верный признак любви к Богу – мирное, покойное устроение души, тем более радостное, чем более мы отчуждены от земного и, любя всех, бежим от всего, дабы упокоеваться умом и сердцем лишь в едином Господе. Если христианин стремится к этому благому устроению, Бог наградит его еще и смирением, потому что всякий грех, который мы совершаем, в тайне нашей души надмевает нас. Лишая нас гармонии пребывания в Боге, грех тотчас обнажает опухоль себялюбия, гордостных, тщеславных помыслов, развитие которых доставляет душе сначала крайнее беспокойство, а потом и внутреннюю смерть, если она не оплачет своего тайного падения. Это падение, конечно, бывает и явным, выявляясь в неправильном и неправедном отношении к ближним, проявляясь через мнительность, обидчивость, раздражительность, неуживчивость, зависть и прочие душевные грехи. Будем же просить у Господа той чистоты помышлений, цельности, целеустремленности, всецелой отдачи себя Богу, которая награждается миром, покоем, радостью, блаженством во Христе Спасителе.

Этот-то сладкий плод и взращивают в своих душах подвижники благочестия, и старые, и новые, с которых нам можно и должно брать пример, несмотря на иной образ жизни, потому что, в городе ли мы живем, среди достижений цивилизации, или на лоне природы, закон Богоугождения остается один и тот же – ‛не можете служить Богу и мамоне“. Аминь.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, г. Москва

Увековечить память

Научно-практическая конференция «Духовное наследие митрополита Симона и современность».

Рязани голубушка

Блаженная Любовь Рязанская (1852 – 1920 г.г.) прожила тяжелую, лишенную мирского благополучия жизнь.

Кризис раздвоенности

Такова душа человеческая, что она не может раздваиваться, не может раскалываться.

Против духа уныния

Размышление о молитве преподобного Ефрема Сирина по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).

Памяти священника - композитора

Несомненным украшением Виноградовского фестиваля вот уже второй год является хор Московской Патриархии.

Красота без жертв

На вопросы молодых читателей отвечает иеромонах Лука (Степанов).

Предмет для души.

Мы должны знать свою веру, чтобы сохранить свой менталитет, не потерять свою Родину.

Гостья  в храме

В первый раз я задумалась о том, что такое храм, когда смогла его более-менее хорошо осмотреть.

Сербский златоуст

О удивительной сокровищнице духовной мысли ХХ века – наследии святителя Николая Сербского.

Актуальный Ушинский

185 лет назад, 2 марта 2009 г., родился великий русский мыслитель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский,

Кто он - будущий врач?

Совместима ли жестокость с профессией врача, учителя? Ответ может быть только один – нет.

Лазарь и «Лазарет»

Вопросы газеты «Благовест» Светлане Алексеевне РУДНЕВОЙ, преподавателю биоэтики РГМУ (г. Москва).

Отцы - десантники

Выпускник Сретенской духовной семинарии, отец Сергий по собственному желанию проходил курс молодого бойца

Добрый насельник

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Литургия в дни Великого поста

Воскресная школа