Протоиерей Михаил ВиноградовЛого

Памяти священника - композитора

Третий год на Рязанской земле проходит фестиваль духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова, известного духовного композитора. Три года – это не так много, но фестиваль уже стал любим и ожидаем рязанцами. Концерты хоровых коллективов проходят при переполненном зале. География его участников растет.

Организаторами фестиваля в этом году стали Рязанское епархиальное управление, Духовно-просветительский центр во имя святителя Василия Рязанского, правительство Рязанской области, Рязанская городская администрация, государственное концертное объединение «Рязаньконцерт». В связи с 200-летием со дня рождения протоиерея Михаила Виноградова праздник духовной музыки был особенно пышным и многоцветным. А начался он с панихиды на могиле священника-композитора на Лазаревском кладбище г. Рязани, где собрались его многочисленные потомки – не только рязанцы, но и москвичи. Фамилией «Виноградов» предков отца Михаила жаловал рязанский архиерей в XVIII веке при выпуске из духовной семинарии. А знаменитой она стала благодаря музыкальной одаренности и самоотверженности молитвенника, подвижника, духовного композитора и регента кафедрального собора протоиерея Михаила Виноградова. 54 года провел он в священном сане, из них 44 отец Михаил состоял регентом архиерейского хора и при этом, как писали о нем газеты того времени, «он скромен был и сам в себе и в образе жизни своей». Отец Михаил был плодовитым композитором – им написаны 37 духовных музыкальных произведений, обработки древних церковных распевов. Протоиерею Михаилу Виноградову принадлежат 11 переложений; лучшие из них: «О Тебе радуется» и «Богоначальным мановением», 8 догматиков знаменного распева, стихиры на Преображение Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы и другие. Все духовно-музыкальные произведения протоиерея Михаила Виноградова отличаются простым, плавным голосоведением, гармонией, богатой разнообразием звукосочетаний, и вместе с тем отсутствием излишних звуковых эффектов.

В этом году на фестивале выступили хоровые коллективы не только из Рязани и Касимова, но и из Тамбова, Воронежа, Ярославля, Нижнего Новгорода, Пензы, Иванова.

 

Проект иеромонаха Амвросия

Несомненным украшением Виноградовского фестиваля вот уже второй год является хор Московской Патриархии под руководством иеромонаха Амвросия (Носова), чье творчество и духовная жизнь тесно связаны с Рязанской землей. С ним беседовала Ирина ЕВСИНА.

– Отец Амвросий, Вы помните, когда Вы впервые приехали на Рязанскую землю?

– Я точно помню эту дату – 23 июня 1972 года, день памяти святителя Василия Рязанского. Тогда я еще не знал об этом празднике и даже о том, что есть такой святой. Я был тогда пятнадцатилетним юношей, и звали меня Николай. Мы с мамой жили в Коломне, я пел на клиросе в коломенском храме. У нас там была одна прихожанка, впоследствии ставшая монахиней Марией, послушница архиепископа Глеба. Она подсказала мне, что под Рязанью есть село Летово, в котором стоит благолепный храм, где на клиросе поют монахини из закрытых монастырей. У них удивительно слаженное пение, своеобразный монастырский напев и полное уставное богослужение. Меня это заинтересовало, и мы с мамой туда поехали. Электричка была ранняя, она отправлялась из Коломны в 5.30, поэтому вагон был полупустым. В вагоне я увидел старушку с березовой палочкой, в беленьком платочке. Я подумал, что, может быть, она едет как раз в эту церковь, о которой мне рассказали, и покажет нам верную дорогу. Мы спросили ее об этом, и она ответила, что действительно обычно ездит в эту церковь, но сегодня поедет в Рязань, в собор Бориса и Глеба, потому что сегодня день памяти святителя Василия Рязанского. Так я впервые услышал об этом святом.

Матушки в Летово тепло меня приняли, и я стал туда часто ездить. Впоследствии, после окончания музыкального училища, я пел там на клиросе в течение почти десяти лет. Отца Иоанна (Крестьянкина) я в Летово уже не застал, но летовские матушки меня потом с ним познакомили, и он стал моим духовником. Летовский храм был известен тем, что в нем раньше служил отец Иоанн, и туда приезжали многие люди из Коломны, Луховиц, Рязани и со всей округи. Именно для летовского хора я потом написал песнопение «Да возрадуется душа твоя о Господе», которое мы исполняли на фестивале.

– Вы приняли монашество в Летово?

– Нет, несколько позже, когда уже был приглашен в издательский отдел Московской Патриархии в качестве музыкального редактора. В это же время я, как подмосковный житель, по благословению отца Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг и рукоположение в Московской епархии. Отец Иоанн тогда сказал мне: «Как у апостола Павла было римское право быть казненным в Риме, так и у тебя есть «римское право» быть рукоположенным в Московской епархии». По инициативе владыки Иувеналия, который сказал, что необходимо благовествовать, меня рукоположили в иеромонаха. Это было ровно 20 лет назад, на Рождество Христово. И 20 лет назад, в 1989 году, наш хор впервые приехал в Рязань с концертом духовной музыки.

– Расскажите, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах был создан хор.

– Хор родился в 1987 году на базе издательского отдела Московской Патриархии. Это было еще советское время, и было трудно набрать хор, который состоял бы только из воцерковленной молодежи. Мы подбирали исполнителей с музыкальным образованием по голосовым данным, и они воцерковлялись постепенно, через церковное пение. Этот процесс идет и сейчас, потому что современные музыкальные учебные заведения выпускают людей с хорошей музыкальной подготовкой, но духовно совершенно непросвещенных. Поэтому приходится уже в процессе пения в хоре о многом им рассказывать. Наш хор – это живой организм. Некоторые его участники стали за это время священнослужителями, другие, получив вокальное образование, уехали за рубеж, где теперь поют в ведущих оперных коллективах.

Хор исполняет лучшие образцы духовной музыки древнего и нового направления. Это произведения и обработки распевов Кастальского, Чеснокова, Шведова, Голованова и многих других известных и малоизвестных композиторов.

В начале ХХ века теоретики церковного пения разделили понятия ‛церковное пение“ и ‛духовная музыка“. Церковное пение происходит в храме, а духовная музыка – это нечто большее. То есть, песнопения, исполняемые в церкви, тоже относятся к духовной музыке, но она имеет свои законы: принципы развития, определенное эстетическое воздействие на слушателя. В церковном пении этого может и не быть, а порой и не должно быть. Духовная музыка имеет с церковным пением общие тексты, истоки, творцов, но ставит совершенно другие задачи.

– Ваш хор выступает с концертами по всей России. Это его главная задача?

– Изначально это не было главной целью создания хора. Основной задачей была звукозапись антологии русской духовной музыки. Это проект, над которым мы работали с владыкой, который он благословил и который мы потихоньку с Божьей помощью стараемся осуществить.

– Благодарю Вас, отец Амвросий, за интервью и за прекрасные песнопения вашего хора, которые всегда с удовольствием слушают ваши поклонники по всей стране.

Протоиерей Михаил Виноградов

Увековечить память

Научно-практическая конференция «Духовное наследие митрополита Симона и современность».

Рязани голубушка

Блаженная Любовь Рязанская (1852 – 1920 г.г.) прожила тяжелую, лишенную мирского благополучия жизнь.

Кризис раздвоенности

Такова душа человеческая, что она не может раздваиваться, не может раскалываться.

Против духа уныния

Размышление о молитве преподобного Ефрема Сирина по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).

Памяти священника - композитора

Несомненным украшением Виноградовского фестиваля вот уже второй год является хор Московской Патриархии.

Красота без жертв

На вопросы молодых читателей отвечает иеромонах Лука (Степанов).

Предмет для души.

Мы должны знать свою веру, чтобы сохранить свой менталитет, не потерять свою Родину.

Гостья  в храме

В первый раз я задумалась о том, что такое храм, когда смогла его более-менее хорошо осмотреть.

Сербский златоуст

О удивительной сокровищнице духовной мысли ХХ века – наследии святителя Николая Сербского.

Актуальный Ушинский

185 лет назад, 2 марта 2009 г., родился великий русский мыслитель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский,

Кто он - будущий врач?

Совместима ли жестокость с профессией врача, учителя? Ответ может быть только один – нет.

Лазарь и «Лазарет»

Вопросы газеты «Благовест» Светлане Алексеевне РУДНЕВОЙ, преподавателю биоэтики РГМУ (г. Москва).

Отцы - десантники

Выпускник Сретенской духовной семинарии, отец Сергий по собственному желанию проходил курс молодого бойца

Добрый насельник

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Литургия в дни Великого поста

Воскресная школа