СтудентыЛого

Кто он - будущий врач?

Совместима ли жестокость с профессией врача, учителя? Ответ может быть только один – нет. Но совершенно потрясающим стало известие о раскрытии в Саранске секты сатанистов, во главе которой стоял студент мединститута – будущий врач.

За два года существования секты, в которой совершались безобразные оргии, жертвоприношения, каббалистические ритуалы, ее членами стали более 70 молодых людей, в основном студенты мордовских вузов. Из них осуждены только двое – организаторы секты. Остальные же студенты, в основном будущие врачи и педагоги (в том числе учителя начальных классов) преспокойно продолжают обучение в вузах, а некоторые уже в этом году станут дипломированными специалистами и придут учить наших детей и лечить нас самих. Но исключить из института их невозможно – все они хорошо успевающие, интеллектуальные студенты, как прокомментировали эту ситуацию представители администрации вуза.

Да, в институте воспитывать сложнее, но тем не менее можно и нужно. Как? Своим опытом делятся преподаватели вузов Москвы и Рязани: Лия Ляхова, (РГМУ, Рязань), Светлана Руднева (РГМУ, Москва), Марина Государева (РВВДКУ, Рязань).

 

Пристань спасения...

Студенческие годы – это период многогранных, еще не израсходованных нравственных, духовных, умственных, творческих сил. Как важно найти средства их развития. И, конечно, нельзя ограничиваться только подготовкой студента к профессиональной деятельности, нужно развить у него некие потенциальные качества, необходимые для морально-нравственного становления интеллектуала, его ответственности и понимания в решении больших и малых гуманитарных вопросов, которые задает нам на каждом шагу современная жизнь.

История искусств, опирающаяся на огромный пласт археологических, этнографических, богословских, искусствоведческих, философских и исторических исследований, способна решить важнейшие задачи гуманитаризации. Лаконичный и конкретизированный характер материала, связанный с живым образом – памятником, делает его целесообразным и доступным в атмосфере специального учебного заведения.

Восемнадцать лет назад в России прозвучал призыв к началу гуманитаризации наших ВУЗов. Отозвался на этот призыв и Рязанский Государственный медицинский институт имени академика И.П. Павлова. На Ученом совете института была утверждена моя авторская программа по истории русского искусства. В течение семнадцати лет программа развивалась, обрастала новыми методическими формами, разнообразными тематическими вариантами.

Уже в первой искусствоведческой лекции ‛Истоки русского средневековья. Храм“ студенты могут почувствовать своеобразие тематической фактуры.

Каждый храм – феномен, каждый храм – предмет ‛монументального историзма“, предмет многогранной исторической информации. Такая тема ‛предметного воспитания“ должна иметь развитие: встреча со зримым, ‛живым“, подлинным храмом. Замечательно, что в Рязани это возможно. И проходит эта встреча на территории древнего Рязанского кремля.

В подлинных произведениях искусства студенты находят высокие духовные ориентиры и моральные оценки на все случаи жизни. Уникальный архитектурный ансамбль Рязанского кремля стал научно-практической лабораторией для студентов РГМУ.

Совместные методические поиски в работе с научным коллективом музея прошли многие испытания, но ведущей осталась тема ‛Архитектурный ансамбль Рязанского кремля“.

В предмете ‛история русской культуры“ смысловые акценты делаются на исторически важных и наиболее ярких памятниках прошлого. Это прежде всего храмы, воплотившие в себе нерушимую гармонию исторических, религиозных, этических и эстетических черт. Это образы, раскрывающие духовное восхождение русского народа. Их немало, но среди них есть чудо – храм Покрова на Нерли! Это любимая тема студентов. Потому что она современна. Потому что это наша Россия! Потому что талантливые мастера, прикоснувшись руками, нет, не руками, а душой, к простым камням, вдохнули в них жизнь и сотворили из них сказку.

Изморось. Голые ветви осенние.

Гул электрички вдали.

Привкус отчаянья. Пристань спасения.

Храм Покрова на Нерли….

– писал Лев Болдов. И поэтические строки владимирского поэта, звучащие на семинаре, не случайны. Они восполняют и раскрывают образ.

Такой синтез является замечательным уроком патриотизма, нравственности, духовности и образно-аналитического мышления. А главное в том, что в этом синтезе раскрывается истинная красота памятника.

Нетрудно заметить, что проблема воспитания через предмет и за его рамками (внеаудиторное) в программе по ‛культурологии“ в РГМУ направлена на активное общение с ‛красивым“ и, по возможности, с ‛подлинно красивым“.

Подлинно красивым может быть понятное современное живописное полотно, а может быть малопонятная, но более ‛красивая“ старинная икона. Потому что критерий ‛красивого“ в этом случае поднимается на другой уровень – духовный, исторический. Как важно найти этот путь, как необходимо почувствовать духовную ‛энергию“ этих творений.

Университет, чтобы оставаться таковым, не должен утерять значения проводника духовности.

Лия ЛЯХОВА, преподаватель РГМУ

Увековечить память

Научно-практическая конференция «Духовное наследие митрополита Симона и современность».

Рязани голубушка

Блаженная Любовь Рязанская (1852 – 1920 г.г.) прожила тяжелую, лишенную мирского благополучия жизнь.

Кризис раздвоенности

Такова душа человеческая, что она не может раздваиваться, не может раскалываться.

Против духа уныния

Размышление о молитве преподобного Ефрема Сирина по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).

Памяти священника - композитора

Несомненным украшением Виноградовского фестиваля вот уже второй год является хор Московской Патриархии.

Красота без жертв

На вопросы молодых читателей отвечает иеромонах Лука (Степанов).

Предмет для души.

Мы должны знать свою веру, чтобы сохранить свой менталитет, не потерять свою Родину.

Гостья  в храме

В первый раз я задумалась о том, что такое храм, когда смогла его более-менее хорошо осмотреть.

Сербский златоуст

О удивительной сокровищнице духовной мысли ХХ века – наследии святителя Николая Сербского.

Актуальный Ушинский

185 лет назад, 2 марта 2009 г., родился великий русский мыслитель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский,

Кто он - будущий врач?

Совместима ли жестокость с профессией врача, учителя? Ответ может быть только один – нет.

Лазарь и «Лазарет»

Вопросы газеты «Благовест» Светлане Алексеевне РУДНЕВОЙ, преподавателю биоэтики РГМУ (г. Москва).

Отцы - десантники

Выпускник Сретенской духовной семинарии, отец Сергий по собственному желанию проходил курс молодого бойца

Добрый насельник

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Литургия в дни Великого поста

Воскресная школа