Лого

ЛАЗАРЬ И «ЛАЗАРЕТ»

Вопросы газеты «Благовест» Светлане Алексеевне РУДНЕВОЙ, преподавателю биоэтики РГМУ (г. Москва).

Кафедра биоэтики, где вы преподаете, одна из новых в вашем вузе. Почему возникла необходимость ее существования и появления еще одной дисциплины в учебном процессе, и так уже чрезвычайно загруженном?

Цель нашей лекторской работы и семинарских занятий, когда мы имеем возможность диалога со студентами, – в первую очередь повысить общий культурный уровень студентов, их общефилософскую культуру, потому что биоэтика – это философская дисциплина, не говоря уже об элементарных понятиях морали и религии. Это необходимо будущему врачу для того, чтобы уметь ориентироваться в потоке информации, которую предлагают СМИ, и не быть марионеткой в руках заинтересованных структур, которые могут стремиться использовать его мнение в своих интересах. Биоэтика дает целостное представление о человеке как о единстве тела, души и духа. Не имея такого понятия о человеке, можно навредить ему, даже имея самые благие намерения.

Это первая кафедра в России по биомедицинской этике. Нашей кафедре около десяти лет. А в Европе и Америке такие кафедры существуют уже не первый десяток лет. Этот предмет введен сейчас в России во многих институтах и даже в средних медицинских учреждениях.

Как студенты воспринимают Ваш предмет? Может ли, на Ваш взгляд, он действительно как-то изменить их мировоззрение, отношение к людям, сделать их более милосердными?

Я преподаю этот предмет на разных курсах, и мы замечаем, что на первом курсе студенты его воспринимают лучше. Бывшие школьники слушают со вниманием и готовы говорить о добром, о вечном, а после третьего курса, когда студенты выходят на практику, взгляды у них становятся более жесткими, порой даже циничными. К тому же на последних курсах студенты бывают откровенно ориентированы на коммерческую деятельность.

Но восприимчивы к нашему предмету и учащиеся на вечернем отделении, которым за 30-35 лет. Эти люди уже имеют жизненный опыт и опыт работы в медицинских учреждениях, сталкивались с людским горем, видели, к чему могут приводить неверные действия врачей. Может быть, здесь играет роль и то, что это другое поколение, воспитанное еще на каких-то идеалах, а в 90-е годы дети были совершенно не защищены от негативных воздействий.

Конечно, верующие студенты легче воспринимают этот предмет. Они на своем опыте знают, что такое образ Божий, Промысел Божий, а эти понятия очень важны, когда мы говорим об эвтаназии, о репродуктивных технологиях. Но наша задача – заставить задуматься и человека, который имеет слабое представление не только о вере, но даже и об истории философской мысли. Заставить задуматься в первую очередь о себе, о своей душе.

Профессия врача – самая гуманная. Как Вы считаете, почему сейчас у людей так много претензий к врачам, жалоб на их невнимание, черствость?

Врач призван помогать другому человеку. Но от врача требуется, чтобы он не просто имел знания и врачебные навыки. Нередко больной ждет от врача участия, милосердного, сострадательного отношения. Развитие медицины вообще имеет христианское основание. Первые больницы появились при монастырях. В первую очередь при духовных центрах организовывались центры милосердия, помощи больным и страждущим. Даже слово «лазарет» произошло от слова «Лазарь». Образ Христа в Евангелии неразрывно связан с исцелениями людей.

Для того чтобы иметь возможность помочь другому, нужно иметь в себе внутренние силы. Современным врачам не хватает именно душевных и духовных сил, у них истощается любовь, и многие забывают о том, что источник любви и духовных сил – это Бог. Некоторые врачи, хотя сами и не имеют духовного опыта, еще как-то держатся за счет семейных врачебных традиций, молитв усопших предков, которые были верующими. Но многие не выдерживают тяжелой психической нагрузки, поэтому среди врачей есть даже пьющие. Врачу как обычному человеку очень трудно чувствовать себя ответственным за ситуацию с пациентом, если он не имеет веры в Бога. Верующий врач просит у Бога помощи и предает всю ситуацию в руки Бога. Он понимает, что не врач волен над жизнью и смертью и даже над болезнью и здоровьем. Если вдруг молодой врач возомнит о себе, что он властелин над жизнью и здоровьем людей, у него в душе появляются ростки гордости и цинизма, и если вдруг случится так, что он не справится с ситуацией, ему будет очень тяжело это пережить. Смириться с этим трудно без духовного опыта и грамотности в вопросах веры. Такой внутренний конфликт в человеке может привести к тяжелым последствиям.

Увековечить память

Научно-практическая конференция «Духовное наследие митрополита Симона и современность».

Рязани голубушка

Блаженная Любовь Рязанская (1852 – 1920 г.г.) прожила тяжелую, лишенную мирского благополучия жизнь.

Кризис раздвоенности

Такова душа человеческая, что она не может раздваиваться, не может раскалываться.

Против духа уныния

Размышление о молитве преподобного Ефрема Сирина по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).

Памяти священника - композитора

Несомненным украшением Виноградовского фестиваля вот уже второй год является хор Московской Патриархии.

Красота без жертв

На вопросы молодых читателей отвечает иеромонах Лука (Степанов).

Предмет для души.

Мы должны знать свою веру, чтобы сохранить свой менталитет, не потерять свою Родину.

Гостья  в храме

В первый раз я задумалась о том, что такое храм, когда смогла его более-менее хорошо осмотреть.

Сербский златоуст

О удивительной сокровищнице духовной мысли ХХ века – наследии святителя Николая Сербского.

Актуальный Ушинский

185 лет назад, 2 марта 2009 г., родился великий русский мыслитель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский,

Кто он - будущий врач?

Совместима ли жестокость с профессией врача, учителя? Ответ может быть только один – нет.

Лазарь и «Лазарет»

Вопросы газеты «Благовест» Светлане Алексеевне РУДНЕВОЙ, преподавателю биоэтики РГМУ (г. Москва).

Отцы - десантники

Выпускник Сретенской духовной семинарии, отец Сергий по собственному желанию проходил курс молодого бойца

Добрый насельник

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Литургия в дни Великого поста

Воскресная школа