Лого

Год святителя Василия Рязанского

Одно из важнейших событий нынешнего года в Рязанской епархии – это 400-летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского. Почему именно тогда, в 1609 году, состоялось перенесение мощей святого покровителя Рязанской земли? Что это было за время?

«В самые бедственные времена тяжелого ига монгольского совершил служение свое Церкви рязанской святой Василий (скончавшийся в 1295 году 3 июля). Священные останки его были погребены в том самом Борисоглебском соборе, где первосвятитель имел свою кафедру. С того времени более 300 лет они почивали в земле, как залог памяти дивного угодника Божия, мужа праведного и святого».

Открытие и перенесение мощей первого епископа нынешней Рязани, событие, которое историки называют одним из благодатных священнодействий Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, происходило в тяжелые, бедственные для России времена, времена смут и волнений. Вот как об этом писали «Рязанские епархиальные ведомости» в середине 90-х годов  XIX века: «Василий Иванович Шуйский едва держался на престоле. Троицкая Лавра, единственный оплот престола и царя, была в осаде от ляхов и казаков. Города один за другим отлагались от царя. Переславль Рязанский, в числе немногих, был верен ему. Но волнения проникали уже и сюда. В эти-то крайне бедственные времена промыслу Божию угодно было прославить первопрестольника рязанской Церкви и явить в нем ангела-утешителя страждущим, молитвенника и ходатая бедствующей Церкви, стража городу Переславлю и всей пастве рязанской великого заступника. В 1609 году, по неисповедимым судьбам Божиим, мощи святого Василия, епископа рязанского, обретены нетленными. Архиепископ Феодорит открыл их, узрели велие и преславное чудо, – блаженное тело первосвятителя во многие лета нерушимо соблюдеся судьбами Всевышняго. 10 июня, в субботу, накануне недели всех святых, архиепископ Феодорит с подобающим торжеством перенес их от Борисоглебской церкви, из старого острога, в Успенский собор (ныне Христорождественский – Ред.). «Тогда, – сказано в службе святому Василию, – исполнися град Переславль радования духовнаго и стекошася вси, живущии в нем, князи же и боляре, весь освященный собор и вси православнии людие благодати освящения сподобитися и исцеления недугом приняти желающе».

Извещенный, конечно, свыше, архиепископ Феодорит не дерзнул открыто положить в соборе святые мощи первопрестольника своего Василия; ибо это не угодно было самому праведнику, как оказалось впоследствии. Святые мощи его положены под спудом, на левом клиросе, подле иконостаса. Только благоугодно было праведнику оставить верующим часть своих мощей, одну из костей святаго тела своего, которая, как святыня, хранится в Рождественском соборе и, вместе с частицами мощей других святых, открыта для благоговейного лобзания.

Но благоговейный архипастырь, без сомнения, сделал все, что нужно было для священной памяти и прославления праведника, в назидание пастве. Как открывается из последующих обстоятельств жизни Церкви рязанской, он внес имя его в число святых, сложил в честь его хвалебные песни в стихирах, тропарях и кондаках, по подражанию Антонию Римлянину, составил описание жития его на основании сказания в четьи-минее, написал летопись перенесения святых мощей его от Борисоглебского собора в нынешний Рождественский, сам воспел ему молебное пение и, наконец, повелел изобразить святый лик угодника Божия на иконе, так как, при открытии святых мощей, он мог видеть святое лице праведника лучше всех. По его же, без сомнения, повелению над тем местом в соборе, где положены были мощи святого, воздвигнута была каменная гробница, и на ней поставлена та чудотворная икона Божией Матери, с которою святый Василий, охраняемый Божиим промыслом и заступлением Матери Божией, на мантии приплыл в Рязань. Святой иконе Пречистыя Богородицы Умиления дали наименование «Моление святаго Василия, епископа Муромскаго и Рязанскаго» и впоследствии стали именовать ее Муромскою.

Здесь, при мощах первосвятителя Рязани, пред ликом Богоматери, перед которым святой Василий молился в горький час своей жизни, и архиепископ Феодорит, вместе со всею паствою своею, без сомнения, не раз молился в горькие часы скорбей и бедствий народных в смутное время, возлагая все упование свое на милость Царицы Небесной и ходатайство новоявленного угодника Божия, святаго Василия; здесь давал обеты Богу в благодарность за спасение себя и паствы своей от угрожающих бедствий среди всеобщих треволнений царства Русского».

Мы все, живущие сегодня в России, если, конечно, хотим сохраниться как нация, не можем отбрасывать многовековой опыт наших предков. Мы должны изучать нашу историю, извлекая из нее положительный опыт, без идеологических наслоений и сиюминутных выгод. А история, как известно, развивается по спирали…

В трудные смутные времена наши предки всегда прибегали к молитве, в которой просили Божиих угодников о помощи. В каждом уголке России по Божьему промыслу есть свои небесные покровители. На Рязанской земле их тоже немало, но главный из них – святитель Василий Рязанский. И память о нем живет и будет жить в названиях организаций – православной гимназии, благотворительного фонда, храмов – действующих и строящихся. О них мы и будем рассказывать в этом году. В этом номере на стр. 8 читайте о строящемся храме в честь первосвятителя в поселке Новоселки близ Рязани.

Подготовила Мария НЕФЕДОВА

Икона святителя Василия Рязанского

На посту души

Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест».

«Здесь крепко хорошо»

Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского.

Год Святителя Василия Рязанского

2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского.

В лесах Мещеры

«Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно.

Где камни вопиют

Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня?

Ближний Иерусалим

О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли.

Бога не обманешь

На вопросы отвечает  иеромонах Мисаил (Салтыков).

Принц не для принцессы

Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека?

Тайна Гоголя

К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Воистину воскресе!

Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово.

Все течет, но все ли меняется...

Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году.

Все люди беременны

Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей.

Чтения в Ряжске

Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора..

В благодарность Богу

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Сошествие во ад

Воскресная школа