Лого

Где камни вопиют

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с протоиереем Димитрием ГОЛЬЦЕВЫМ, преподавателем кафедры библеистики Московской Духовной Академии и кафедры библеистики Рязанской Духовной Семинарии.

 

– Отец Дмитрий, Вы совсем недавно вернулись из третьей археологической экспедиции на Святую Землю. Что нового можно узнать о Святой Земле, ведь, казалось бы, там уже все исследовано?

Святая Земля – это еще не конца раскрытый кладезь археологических сокровищ. Например, гуляя по Старому городу, мы видели в армянском квартале большую площадь, заросшую травой. На ней нет никаких построек, и никогда не производились раскопки. По историческим сведениям, на этом месте в первом века нашей эры стоял десятый римский легион. Если когда-то в будущем ученые приступят к исследованию этого места, там может быть открыта масса ценнейших артефактов, которые будут подтверждать те или иные события. И таких мест на Святой Земле очень большое количество.

– Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля – святыня?

– В Израиле действует интересный закон: если человек, владеющий землей, хочет проводить на ней какие-то строительные работы, он должен сначала пригласить специалистов из Департамента древности, которые должны провести археологические исследования. Если они ничего не находят, то эту землю можно использовать, а если вдруг будут найдены ценные археологические артефакты, то владелец земли должен предоставить участок для археологических работ и даже оплачивать эти работы. Недавно был такой случай: в районе Старого города около Мусорных ворот была автостоянка, и эту стоянку захотели сделать подземной. Были вызваны специалисты-археологи, начали проводить раскопки и нашли одну из частей дворца адиабенской царицы Елены. Это стало некой сенсацией, и владельцам участка пришлось проститься со своей землей.  Кстати, участница этих раскопок, представитель Иерусалимского университета Яна Чехановец помогает нам в наших поездках, мы приглашаем ее в качестве гида. У нас с ней сложились дружеские отношения, она приезжает читать лекции в Московскую Академию, является куратором всех археологических публикаций в Православной энциклопедии. Она показывала нам интересные находки. Например, римские золотые сережки, как будто недавно изготовленные, а также прекрасно сохранившийся клад золотых монет времен византийского императора Ираклия.

Интересно, что и в собственности Русской Православной Церкви есть еще никем не исследованные  участки в Хевроне, в Иерихоне и в самом Иерусалиме, и сейчас разрабатывается проект их исследования.

– Чем эта экспедиция отличалась от предыдущих?

– В эту поездку мы смогли наконец выделить время для того, чтобы посетить библиотеки: библиотеку музея Рокфеллера, францисканскую, доминиканскую библиотеки, в которых есть масса литературы по археологии и библеистике. Мы познакомились с сотрудниками библиотек, которые хорошо владеют русским языком, и они нам очень помогли ориентироваться в каталогах. Обслуживание в библиотеках бесплатное, разрешается фотографировать материалы. Это очень перспективное направление, и мы надеемся, что в следующие поездки будем продолжать работу с библиотеками.

– Как библейская археология помогает священникам, чем она так интересна и полезна?

– Что такое Библия? Это Божие откровение о том, каким путем человеку надо идти ко спасению. А библейская археология – это подтверждение с помощью вещественных памятников того, что написано в Библии. Многим людям, как апостолу Фоме, нужно самим убедиться в истинности слов. Библейская археология им в этом помогает. Пример тому – известный археолог Вильям Олбрайт, который поехал на Святую Землю для того, чтобы доказать, что всё написанное в Библии является вымыслом. Но чем больше он занимался раскопками, тем больше убеждался в обратном. Его ученик Нельсон Глюк произнес знаменитое изречение: «Можно со всей категоричностью утверждать, что ни одно археологическое открытие еще не опровергло библейского повествования». Руководствуясь текстом Библии, как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев. Иногда археологические находки не только подтверждают библейское повествование, но и опровергают ложные доводы и домыслы относительно тех или иных событий.

– Привезли ли Вы из экспедиции новые экспонаты для будущего археологического музея в Рязанской Семинарии?

– Да, и один из них – молоток каменного века – мне посчастливилось найти на раскопках самому. Привез я и образцы древних монет разных веков. Среди них есть, например, тирский полушекель, которым платилась подать на Иерусалимский храм, «лепта вдовицы», монета периода восстания Бар-Кохбы II века с изображением фасада Иерусалимского храма и другие монеты. Также я привез ладан, изготовленный по рецептам времен второго Иерусалимского храма. Именно таким ладаном ветхозаветные священники совершали каждение в Иерусалимском храме. Так что наша коллекция постепенно пополняется, чтобы студенты могли не просто читать сухой материал по учебнику, но и видеть археологические артефакты своими глазами.

– Что нового Вы узнали о Иерусалиме?

– В этот раз у нас были очень интересные экскурсии по Иерусалиму. В частности, о древнем Иерусалиме нам рассказывал диакон Константинопольского патриархата отец Александр Занемонец. Для меня это было вдвойне интересно, потому что я читаю в Московской Духовной Академии курс «Христианская археология Иерусалима». Мы прошли по древним улицам Старого города, сравнили их с теми улицами, которые были во времена Элии Капитолины и в византийскую эпоху. А священник армянской церкви отец Гевонт провел нас по тем местам армянского квартала, которые связаны с определенными библейскими событиями.

 Особое впечатление на меня произвел древний камень, связанный с событием Входа Господа в Иерусалим. Как повествуется в Евангелии, народ славил входящего в Иерусалим Господа, говоря «благословен грядый во имя Господне». Фарисеи были этим недовольны, но Господь сказал: «Если они умолкнут, то камни возопиют». Существует предание, что камни действительно раскололись и как бы воскликнули. И вот мы видели один из этих «вопиющих» камней. По кладке видно, что это камень очень древний, времен Ирода Великого. На нем есть выемки, похожие на глаз и на открытый рот. К этим выемкам люди прикладывают руки и молятся. Нас поразило то, что это камень действительно очень древний, он очень отличается от других камней более поздней кладки, так что это действительно живое подтверждение евангельских слов.

– Батюшка, сейчас из-за кризиса многие проекты сворачиваются. Вы как-то ощутили кризис? Ваши экспедиции будут продолжаться?

– В Израиле кризиса мы не ощутили. Там на археологию государством выделяется очень много средств. У нас, к сожалению, пока библейская археология на государственном уровне не поддерживается, но руководство нашей Церкви заинтересовалось результатами наших экспедиций, и вполне вероятно, что в ближайшее время начнутся исследования русских участков в Иерихоне и в Хевроне. Кризис – явление временное, а археология – наука вечная.

Вопиющий камень

Вопиющий камень

Расшифровка древней надписи

Расшифровка древней надписи

На посту души

Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест».

«Здесь крепко хорошо»

Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского.

Год Святителя Василия Рязанского

2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского.

В лесах Мещеры

«Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно.

Где камни вопиют

Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня?

Ближний Иерусалим

О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли.

Бога не обманешь

На вопросы отвечает  иеромонах Мисаил (Салтыков).

Принц не для принцессы

Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека?

Тайна Гоголя

К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Воистину воскресе!

Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово.

Все течет, но все ли меняется...

Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году.

Все люди беременны

Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей.

Чтения в Ряжске

Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора..

В благодарность Богу

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Сошествие во ад

Воскресная школа