Где камни вопиют Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с протоиереем Димитрием ГОЛЬЦЕВЫМ, преподавателем кафедры библеистики Московской Духовной Академии и кафедры библеистики Рязанской Духовной Семинарии.
– Отец Дмитрий, Вы совсем недавно вернулись из третьей археологической экспедиции на Святую Землю. Что нового можно узнать о Святой Земле, ведь, казалось бы, там уже все исследовано? – Святая Земля – это еще не конца раскрытый кладезь археологических сокровищ. Например, гуляя по Старому городу, мы видели в армянском квартале большую площадь, заросшую травой. На ней нет никаких построек, и никогда не производились раскопки. По историческим сведениям, на этом месте в первом века нашей эры стоял десятый римский легион. Если когда-то в будущем ученые приступят к исследованию этого места, там может быть открыта масса ценнейших артефактов, которые будут подтверждать те или иные события. И таких мест на Святой Земле очень большое количество. – Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля – святыня? – В Израиле действует интересный закон: если человек, владеющий землей, хочет проводить на ней какие-то строительные работы, он должен сначала пригласить специалистов из Департамента древности, которые должны провести археологические исследования. Если они ничего не находят, то эту землю можно использовать, а если вдруг будут найдены ценные археологические артефакты, то владелец земли должен предоставить участок для археологических работ и даже оплачивать эти работы. Недавно был такой случай: в районе Старого города около Мусорных ворот была автостоянка, и эту стоянку захотели сделать подземной. Были вызваны специалисты-археологи, начали проводить раскопки и нашли одну из частей дворца адиабенской царицы Елены. Это стало некой сенсацией, и владельцам участка пришлось проститься со своей землей. Кстати, участница этих раскопок, представитель Иерусалимского университета Яна Чехановец помогает нам в наших поездках, мы приглашаем ее в качестве гида. У нас с ней сложились дружеские отношения, она приезжает читать лекции в Московскую Академию, является куратором всех археологических публикаций в Православной энциклопедии. Она показывала нам интересные находки. Например, римские золотые сережки, как будто недавно изготовленные, а также прекрасно сохранившийся клад золотых монет времен византийского императора Ираклия. Интересно, что и в собственности Русской Православной Церкви есть еще никем не исследованные участки в Хевроне, в Иерихоне и в самом Иерусалиме, и сейчас разрабатывается проект их исследования. – Чем эта экспедиция отличалась от предыдущих? – В эту поездку мы смогли наконец выделить время для того, чтобы посетить библиотеки: библиотеку музея Рокфеллера, францисканскую, доминиканскую библиотеки, в которых есть масса литературы по археологии и библеистике. Мы познакомились с сотрудниками библиотек, которые хорошо владеют русским языком, и они нам очень помогли ориентироваться в каталогах. Обслуживание в библиотеках бесплатное, разрешается фотографировать материалы. Это очень перспективное направление, и мы надеемся, что в следующие поездки будем продолжать работу с библиотеками. – Как библейская археология помогает священникам, чем она так интересна и полезна? – Что такое Библия? Это Божие откровение о том, каким путем человеку надо идти ко спасению. А библейская археология – это подтверждение с помощью вещественных памятников того, что написано в Библии. Многим людям, как апостолу Фоме, нужно самим убедиться в истинности слов. Библейская археология им в этом помогает. Пример тому – известный археолог Вильям Олбрайт, который поехал на Святую Землю для того, чтобы доказать, что всё написанное в Библии является вымыслом. Но чем больше он занимался раскопками, тем больше убеждался в обратном. Его ученик Нельсон Глюк произнес знаменитое изречение: «Можно со всей категоричностью утверждать, что ни одно археологическое открытие еще не опровергло библейского повествования». Руководствуясь текстом Библии, как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев. Иногда археологические находки не только подтверждают библейское повествование, но и опровергают ложные доводы и домыслы относительно тех или иных событий. – Привезли ли Вы из экспедиции новые экспонаты для будущего археологического музея в Рязанской Семинарии? – Да, и один из них – молоток каменного века – мне посчастливилось найти на раскопках самому. Привез я и образцы древних монет разных веков. Среди них есть, например, тирский полушекель, которым платилась подать на Иерусалимский храм, «лепта вдовицы», монета периода восстания Бар-Кохбы II века с изображением фасада Иерусалимского храма и другие монеты. Также я привез ладан, изготовленный по рецептам времен второго Иерусалимского храма. Именно таким ладаном ветхозаветные священники совершали каждение в Иерусалимском храме. Так что наша коллекция постепенно пополняется, чтобы студенты могли не просто читать сухой материал по учебнику, но и видеть археологические артефакты своими глазами. – Что нового Вы узнали о Иерусалиме? – В этот раз у нас были очень интересные экскурсии по Иерусалиму. В частности, о древнем Иерусалиме нам рассказывал диакон Константинопольского патриархата отец Александр Занемонец. Для меня это было вдвойне интересно, потому что я читаю в Московской Духовной Академии курс «Христианская археология Иерусалима». Мы прошли по древним улицам Старого города, сравнили их с теми улицами, которые были во времена Элии Капитолины и в византийскую эпоху. А священник армянской церкви отец Гевонт провел нас по тем местам армянского квартала, которые связаны с определенными библейскими событиями. Особое впечатление на меня произвел древний камень, связанный с событием Входа Господа в Иерусалим. Как повествуется в Евангелии, народ славил входящего в Иерусалим Господа, говоря «благословен грядый во имя Господне». Фарисеи были этим недовольны, но Господь сказал: «Если они умолкнут, то камни возопиют». Существует предание, что камни действительно раскололись и как бы воскликнули. И вот мы видели один из этих «вопиющих» камней. По кладке видно, что это камень очень древний, времен Ирода Великого. На нем есть выемки, похожие на глаз и на открытый рот. К этим выемкам люди прикладывают руки и молятся. Нас поразило то, что это камень действительно очень древний, он очень отличается от других камней более поздней кладки, так что это действительно живое подтверждение евангельских слов. – Батюшка, сейчас из-за кризиса многие проекты сворачиваются. Вы как-то ощутили кризис? Ваши экспедиции будут продолжаться? – В Израиле кризиса мы не ощутили. Там на археологию государством выделяется очень много средств. У нас, к сожалению, пока библейская археология на государственном уровне не поддерживается, но руководство нашей Церкви заинтересовалось результатами наших экспедиций, и вполне вероятно, что в ближайшее время начнутся исследования русских участков в Иерихоне и в Хевроне. Кризис – явление временное, а археология – наука вечная. |
Вопиющий камень |
Расшифровка древней надписи |
Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест». Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского. Год Святителя Василия Рязанского 2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского. «Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно. Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня? О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли. На вопросы отвечает иеромонах Мисаил (Салтыков). Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека? К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово. Все течет, но все ли меняется... Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году. Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей. Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора.. Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие. Воскресная школа |