Ближний Иерусалим Какой русский православный христианин не мечтает побывать на Святой Земле, в Иерусалиме? Осуществление этой мечты как до революции, так и в наше время доступно далеко не каждому. Но еще в XVII веке Святейший Патриарх Никон благословил осуществление поистине дерзновенного замысла – создание под Москвой Русской Палестины, топографической иконы Святой Земли. Место для создания Нового Иерусалима было воистину предуготовано Богом. Издревле находились здесь церкви, которые и по названию, и по расположению относительно сторон света соответствовали евангельским местам Святой Земли. Деревянные сельские храмы Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня располагались на территории, простиравшейся на 20 километров с юга на север и на 10 – с запада на восток. В центре этой обширной местности находилось село Воскресенское с одноименной церковью, близ которого и был устроен Воскресенский монастырь. Новая обитель в излучине реки Истры, переименованной в Иордан, созидалась как пространственная икона Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Эта была Русская Палестина, представлявшая собой единый церковный организм и привлекавшая множество паломников. Промыслом Божиим в дальних окрестностях Нового Иерусалима сохранялись и упоминавшиеся древние церкви – духовная ограда Русской Палестины. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме со всеми находящимися в нем Святыми местами спасительных Страстей, Распятия, погребения и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Русские люди, не имевшие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, получили возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многих других святынь. Однако Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа. Он созидался как храм Всех Святых – образ Иерусалима Горнего, того сходящего с неба града (Откр. 21:2), где праведники будут обитать с Богом на обновленной земле. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей – каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы и принявшие Святое Крещение немцы, евреи, поляки. Разноплеменным был и состав монастырских служителей. Особое внимание уделялось переселенцам: карелам, литовцам, белорусам, полякам. Дети из этих семей, как и дети местных крестьян, получали в обители начальное образование и ремесло. Они обучались и церковным художествам, в том числе – иконописи, резьбе по дереву и камню, изразцовому делу. Мастера Нового Иерусалима создали высочайшие образцы православного искусства, отмеченные органичным слиянием греческих, древнерусских и западнорусских традиций. Храм Воскресения Христова был храмом-проповедью, включавшим множество текстов, которые наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством способствовали духовному просвещению богомольцев. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории образован музей, а святые места Нового Иерусалима были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Наиболее ценные предметы из монастырской ризницы стали частью фондов музея. В монастыре, а позже в музее бережно хранились мемориальные вещи, принадлежавшие Патриарху Никону. В октябре 1941 года при приближении линии фронта эти реликвии были эвакуированы в Алма-Ату и, благодаря этому, сохранились полностью. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года от взрыва обрушились своды уникального Воскресенского собора, полностью была разрушена колокольня, пострадали и другие постройки монастыря. Свое дело довершила 2-х недельная оккупация города. Новый Иерусалим был полностью разрушен фашистами. С 1956 г. начались реставрационные работы, новый и решающий этап которых должен начаться в ближайшее время. Передача храмов и других монастырских строений Русской Православной Церкви началась в 1994 году. 26 августа 1994 года Святейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе. Чином великого освящения Святейший Патриарх освятил престолы в храме Рождества Христова и в приделе Успения Божией Матери, где установлен ковчег с частью мощей св. мц. Татианы. 23 июля 2008 года в монастыре произошло знаменательное событие. Его посетили Президент России Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Алексий II. Они осмотрели монастырь, и, воочию убедившись в том, как много предстоит сделать по реставрации монастыря, приняли решение о создании Попечительского Совета для оказания помощи в восстановлении обители и согласились стать его попечителями. В настоящее время перед монастырем стоит задача возрождения своих исторических традиций. В том числе и общественного служения, органично связанного с церковной жизнью обители, с предстоящими ремонтно-реставрационными работами, с развитием в Новом Иерусалиме образовательной, паломнической, музейной и издательской деятельности. По материалам пресс-службы Новоиерусалимского монастыря
P.S. Добраться до монастыря можно на электричке из Москвы от метро Рижская, Дмитровская, Войковская (пл. Ленинградская), Тушино – время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать до станции Новоиерусалимская. Адрес в Интернете www.ierusalim.ru |
Воскресенский собор |
Кувуклия |
Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест». Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского. Год Святителя Василия Рязанского 2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского. «Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно. Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня? О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли. На вопросы отвечает иеромонах Мисаил (Салтыков). Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека? К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово. Все течет, но все ли меняется... Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году. Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей. Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора.. Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие. Воскресная школа |