Лого

Ближний Иерусалим

Какой русский православный христианин не мечтает побывать на Святой Земле, в Иерусалиме? Осуществление этой мечты как до революции, так и в наше время доступно далеко не каждому. Но еще в XVII веке Святейший Патриарх Никон благословил осуществление поистине дерзновенного замысла – создание под Москвой Русской Палестины, топографической иконы Святой Земли.

Место для создания Нового Иерусалима было воистину предуготовано Богом. Издревле находились здесь церкви, которые и по названию, и по расположению относительно сторон света соответствовали евангельским местам Святой Земли. Деревянные сельские храмы Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня располагались на территории, простиравшейся на 20 километров с юга на север и на 10 – с запада на восток. В центре этой обширной местности находилось село Воскресенское с одноименной церковью, близ которого и был устроен Воскресенский монастырь.

Новая обитель в излучине реки Истры, переименованной в Иордан, созидалась как пространственная икона Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Эта была Русская Палестина, представлявшая собой единый церковный организм и привлекавшая множество паломников. Промыслом Божиим в дальних окрестностях Нового Иерусалима сохранялись и упоминавшиеся древние церкви – духовная ограда Русской Палестины.

Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме со всеми находящимися в нем Святыми местами спасительных Страстей, Распятия, погребения и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Русские люди, не имевшие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, получили возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многих других святынь.

Однако Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа. Он созидался как храм Всех Святых – образ Иерусалима Горнего, того сходящего с неба града (Откр. 21:2), где праведники будут обитать с Богом на обновленной земле.

По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей – каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы и принявшие Святое Крещение немцы, евреи, поляки.

Разноплеменным был и состав монастырских служителей. Особое внимание уделялось переселенцам: карелам, литовцам, белорусам, полякам. Дети из этих семей, как и дети местных крестьян, получали в обители начальное образование и ремесло. Они обучались и церковным художествам, в том числе – иконописи, резьбе по дереву и камню, изразцовому делу. Мастера Нового Иерусалима создали высочайшие образцы православного искусства, отмеченные органичным слиянием греческих, древнерусских и западнорусских традиций.

Храм Воскресения Христова был храмом-проповедью, включавшим множество текстов, которые наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством способствовали духовному просвещению богомольцев.

В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории образован музей, а святые места Нового Иерусалима были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Наиболее ценные предметы из монастырской ризницы стали частью фондов музея. В монастыре, а позже в музее бережно хранились мемориальные вещи, принадлежавшие Патриарху Никону. В октябре 1941 года при приближении линии фронта эти реликвии были эвакуированы в Алма-Ату и, благодаря этому, сохранились полностью.

Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года от взрыва обрушились своды уникального Воскресенского собора, полностью была разрушена колокольня, пострадали и другие постройки монастыря. Свое дело довершила 2-х недельная оккупация города. Новый Иерусалим был полностью разрушен фашистами. С 1956 г. начались реставрационные работы, новый и решающий этап которых должен начаться в ближайшее время.

Передача храмов и других монастырских строений Русской Православной Церкви началась в 1994 году. 26 августа 1994 года Святейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе. Чином великого освящения Святейший Патриарх освятил престолы в храме Рождества Христова и в приделе Успения Божией Матери, где установлен ковчег с частью мощей св. мц. Татианы.

23 июля 2008 года в монастыре произошло знаменательное событие. Его посетили Президент России Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Алексий II. Они осмотрели монастырь, и, воочию убедившись в том, как много предстоит сделать по реставрации монастыря, приняли решение о создании Попечительского Совета для оказания помощи в восстановлении обители и согласились стать его попечителями.

В настоящее время перед монастырем стоит задача возрождения своих исторических традиций. В том числе и общественного служения, органично связанного с церковной жизнью обители, с предстоящими ремонтно-реставрационными работами, с развитием в Новом Иерусалиме образовательной, паломнической, музейной и издательской деятельности.

По материалам пресс-службы Новоиерусалимского монастыря

 

P.S. Добраться до монастыря можно на электричке из Москвы от метро Рижская, Дмитровская, Войковская (пл. Ленинградская), Тушино – время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать до станции Новоиерусалимская.

Адрес в Интернете www.ierusalim.ru

Воскресенский соборКувуклия

Воскресенский собор

Кувуклия

На посту души

Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест».

«Здесь крепко хорошо»

Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского.

Год Святителя Василия Рязанского

2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского.

В лесах Мещеры

«Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно.

Где камни вопиют

Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня?

Ближний Иерусалим

О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли.

Бога не обманешь

На вопросы отвечает  иеромонах Мисаил (Салтыков).

Принц не для принцессы

Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека?

Тайна Гоголя

К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Воистину воскресе!

Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово.

Все течет, но все ли меняется...

Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году.

Все люди беременны

Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей.

Чтения в Ряжске

Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора..

В благодарность Богу

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Сошествие во ад

Воскресная школа