Лого

Тайна Гоголя

«А, Гоголь», – скажете Вы, увидев его портрет на этой странице. Великий русский писатель. Классик литературы. Автор бессмертных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Ревизора», «Мертвых душ» и т.д. И все с ним для Вас вроде бы понятно, и Вы уже хотите перевернуть страницу, не дочитав о нем, но не торопитесь: на Вас смотрит человек с улыбкой не менее загадочной, чем у леонардовской Джоконды. Даже школьные товарищи называли его «таинственный карла», чувствуя загадочную внутреннюю силу гениального Гоголя.

Великий русский писатель… Но можно ли о нем так сказать?» – усомнилась я, вчитываясь в строки его биографии. «20 марта (1 апреля по н.ст.) 1809 года родился Н.В. Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии…» Итак, родился и вырос он на Украине, начинал с собирания украинского фольклора, первой признанной книгой стали украинские народные зарисовки под заголовком «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мечтал о написании истории Украины, мог часами говорить о ней, а мы «великий русский»? Вот ведь проблема Украины и России: как же делить Гоголя? А Гоголь определился сам. Он любил свою родину, но на ее языке как литератор не писал, поскольку считал и себя, и Украину частью великой России. Выдающийся русский философ Иван Ильин назвал Гоголя «субстанционально русским». Это великий украинец с русской душой, идеалист, реалист, мистик и романтик одновременно. Но кем является он для каждого из нас, стоит призадуматься: то ли вдохновенным творцом слова, то ли апатичным ипохондриком, то ли тонким искрометным сатириком, то ли блестящим драматургом, то ли классиком, чьи произведения застыли в хрестоматийном глянце и мало понятны современному читателю. Имена многих его героев (Бобчинский, Добчинский, Плюшкин, Хлестаков и др.) давно стали нарицательными, фразы из его произведений – крылатыми (чего стоит одна «К нам едет ревизор!»), и мы привыкли к тому, что Гоголь – это писатель на века. Он входит в нашу жизнь со школьной скамьи, но для многих так на ней и остается. Кто-то вернется к его произведениям, перечитав книги или посетив не сходящие со сцены отечественного театра «Женитьбу», «Ревизора». Кто-то зацементирует свое представление о нем, ограничившись школьным прочтением.

Но что делает произведения Гоголя бессмертными, всегда современными? Что роднит писателя с современным читателем? В чем тайна Гоголя? Почему он – классик? Ведь прежде чем им стать, Гоголь прошел сложный путь самоопределения, ошибок, промахов и даже провалов. Не сложившаяся карьера чиновника юстиции, лектора, актера, художника, не сложившаяся семейная жизнь, одиночество… Это уже спустя значительный период времени мы знаем Гоголя как признанного рассказчика, новеллиста, романиста, драматурга. И, может быть, мало знаем, а то и ничего не знаем о нем как о поэте, великолепном чтеце, ученом-историке, к тому же адъюнкт-профессоре Петербургского университета, философе-публицисте (в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), писателе-мистике (в «Размышлениях о Божественной Литургии»), великом ученике великого учителя – Александра Сергеевича Пушкина, который, кстати, подсказал Гоголю темы «Ревизора» и «Мертвых душ» и говорил в шутку: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя». Именно Пушкин посоветовал Гоголю всецело заняться изучением народного языка, чтобы стать его художественным выразителем. И писатель в течение десяти лет собирал русский словарь.

Порой гениальному человеку сложно материализовать свою гениальность. Гоголь, чувствуя свой потенциал, искренне боялся прожить жизнь впустую, не успеть высказаться. Об этом он писал еще в 18 лет в письме к другу: «Я покрываюсь холодным потом при мысли, что я, может быть, превращусь в прах, не успев связать свое имя с каким-нибудь прекрасным делом: явиться в мир и не оставить после себя и следа своего пребывания – это было бы для меня ужасным». Но поиск своего призвания – это мучение, самоистязание для Гоголя. Выбор, пожалуй, – самое сложное в жизни любого человека, а у Гоголя проблема выбора стояла особенно остро, поскольку ощущение внутренней мощи соседствовало с неуверенностью в себе. Этот национально-русский ритм колебания между эйфорией и депрессией стал законом жизни писателя.

У человека верующего может возникнуть закономерный вопрос: почему художественный мир Гоголя, носителя православного сознания, населен злыми силами? Действительно, в ранних рассказах Гоголя присутствует темная, страшная сила, но у читателя она не вызывает страха, а, скорее, улыбку, лишь при чтении некоторых из них, например, «Вия», «Страшной мести», в которых люди сознательно выбрали служение злу, становится жутковато. Когда читаешь Гоголя, создается впечатление, что это не фантастика, а существующая магическая темная стихия. Почему? Но на то он и Гоголь, что уловил дух народа в его мировосприятии. Нетрудно представить себе бабушку, живущую в сельской местности, искренне считающую себя верующей, но также искренне верящую в хозяина дома, нечистого, являющегося исключительно в козлоподобном облике, и прочее. А ведь Гоголь и писал о жизни народа, да еще с каким юмором, также весьма характерным для русского человека. Тем он и близок, тем и понятен, что написанное им рассказывает нам о нас, с присущими нам чертами национального самосознания, со всей сложностью, порой причудливостью сочетаний, характерных для русских, да и для украинцев и белорусов.

 В более поздних произведениях Гоголь находит в себе мужество и мастерство показать недостатки народа в затейливо-сатирических, порой даже морально-обличающих тонах. Его герои – представители так называемого христианского человечества, загнавшие себя в тупик тем, что своим эгоизмом и потребительством они утратили Божественное измерение вещей и превратились в мертвые души. Они ведут безыдейную, никчемную жизнь, опускаясь в болото бездуховного ничто. Жизнь без Бога пуста и погрязает в мелочах. Людям, предающимся такой жизни, необходимо очищение, а, как известно, «в страданиях душа совершенствуется», то есть в лишениях и несчастиях. Эту мысль Гоголь разделяет и проводит в «Мертвых душах». Пушкин и Гоголь в последнюю свою встречу поклялись приступить к изобличению и очищению. «Мертвые души» должны были положить начало развенчиванию пустоты и очищению во всерусском масштабе. Идея была в том, чтобы не просто показать ничтожность жизни, но и путем изобличения указать дорогу к религиозному очищению. Именно поэтому Гоголь говорил, что первая часть поэмы, широко всем известная, – это преисподняя, во второй появится чистилище, а третья грезится ему чем-то вроде рая.

Вызвать к жизни в России эпоху религиозного очищения, отдав этому все свое художество, всю силу своего созерцания, – вот задача из задач по своему пророческому масштабу. Но решение этой задачи Гоголь видел и в личностном очищении от всего недостойного в себе. Лечить, исцелившись – таково было устремление великого писателя. Мучаясь в колебаниях, он трижды сжигал второй том «Мертвых душ».

Но кто же он все-таки, этот Гоголь? На этот вопрос предстоит ответить каждому из нас в отдельности, пережив личную встречу с писателем в его художественном мире. Может быть, этот юбилейный год поможет нам вернуться к нему и попытаться понять его, а заодно и самих себя.

Наталья ГОРДИЕНКО, кандидат филологических наук

Н.В. Гоголь

На посту души

Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест».

«Здесь крепко хорошо»

Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского.

Год Святителя Василия Рязанского

2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского.

В лесах Мещеры

«Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно.

Где камни вопиют

Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня?

Ближний Иерусалим

О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли.

Бога не обманешь

На вопросы отвечает  иеромонах Мисаил (Салтыков).

Принц не для принцессы

Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека?

Тайна Гоголя

К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Воистину воскресе!

Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово.

Все течет, но все ли меняется...

Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году.

Все люди беременны

Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей.

Чтения в Ряжске

Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора..

В благодарность Богу

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Сошествие во ад

Воскресная школа