Сошествие во ад Поздняя иконография изображает Воскресение Христово следующим образом: Господь в белых одеждах с хоругвью, рядом отваленный гробный камень, светлый Ангел, поклонившийся Спасителю. Византия и Древняя Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. На иконе Господь спускается в черную бездну, стопы Его стоят на разрушенных вратах ада. Двери ада сокрушены, полностью разрушены. Часто в черном проеме изображается фигура, связанная по рукам и ногам. Это – антропоморфное изображение ада, олицетворение его, скованного цепями. Еще на византийских иконах есть интереснейшая деталь: на огромном пространстве изображаются разные части ворот – петли, ключики, гвозди. Явно видно, что все то, что ад себе построил, укрепил, – разрушилось, разлетелось. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные пророки, цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча. Пророки изображены в беседе друг с другом. Господь берет за руку Адама, рядом Ева. Откуда же появился столь детальный и подробный рассказ о сошествии во ад? Евангелисты никак не описывают само чудесное и таинственное событие Воскресения. Они не были свидетелями. Жены-мироносицы, приняв радостную весть от Ангела, поведали ее ученикам. Существует так называемое Никодимово Евангелие, которое сложилось из нескольких источников, восходящих к апостольским временам. Никодимово Евангелие – это апокриф, т. е. книга, не включенная в свод канонических Писаний, но являющаяся фиксацией Предания, которое не имеет богодухновенности. Евангелие от Никодима построено как рассказ сыновей старца Симеона – того самого, который принял на руки принесенного в храм Младенца. Они были люди праведные, и поэтому, когда «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:52–53), сыновья Симеона появились в Аримафее. По просьбе Иосифа и Никодима они написали на свитке историю их воскрешения сошедшим во ад воскресшим Христом и всего, что этому сопутствовало. Итак, сыновья Симеона, умерев, были во аде со всеми «почившими от века». И вдруг в час полуночи проник в те мрачные места великий свет, и все увидели друг друга. И пророки начали говорить друг другу об исполнении их проповеди. Громким голосом Господь произнес: «Откройте врата, и внидет Царь славы!» Затем Иисус Христос простер десницу, «воздвиг праотца Адама» и повел всех из ада. У дверей рая их встречал Архангел Михаил, а в раю они увидели пророков Илию и Еноха, взятых когда-то на небо живыми, и благоразумного разбойника с крестом в руках. «Сошествие во ад» – не просто апокриф, в нем в предельно наглядной форме раскрывается смысл Воскресения Иисуса Христа как спасения уверовавших в Него от смерти. Подготовила Татьяна ОРЕХОВА |
Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест». Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского. Год Святителя Василия Рязанского 2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского. «Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно. Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня? О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли. На вопросы отвечает иеромонах Мисаил (Салтыков). Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека? К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово. Все течет, но все ли меняется... Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году. Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей. Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора.. Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие. Воскресная школа |