Лого

Сошествие во ад

Поздняя иконография изображает Воскресение Христово следующим образом: Господь в белых одеждах с хоругвью, рядом отваленный гробный камень, светлый Ангел, поклонившийся Спасителю.

Византия и Древняя Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. На иконе Господь спускается в черную бездну, стопы Его стоят на разрушенных вратах ада. Двери ада сокрушены, полностью разрушены. Часто в черном проеме изображается фигура, связанная по рукам и ногам. Это – антропоморфное изображение ада, олицетворение его, скованного цепями.

Еще на византийских иконах есть интереснейшая деталь: на огромном пространстве изображаются разные части ворот – петли, ключики, гвозди. Явно видно, что все то, что ад себе построил, укрепил, – разрушилось, разлетелось. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные пророки, цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча. Пророки изображены в беседе друг с другом. Господь берет за руку Адама, рядом Ева.

Откуда же появился столь детальный и подробный рассказ о сошествии во ад?

Евангелисты никак не описывают само чудесное и таинственное событие Воскресения. Они не были свидетелями. Жены-мироносицы, приняв радостную весть от Ангела, поведали ее ученикам. Существует так называемое Никодимово Евангелие, которое сложилось из нескольких источников, восходящих к апостольским временам. Никодимово Евангелие – это апокриф, т. е. книга, не включенная в свод канонических Писаний, но являющаяся фиксацией Предания, которое не имеет богодухновенности.

Евангелие от Никодима построено как рассказ сыновей старца Симеона – того самого, который принял на руки принесенного в храм Младенца. Они были люди праведные, и поэтому, когда «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:52–53), сыновья Симеона появились в Аримафее. По просьбе Иосифа и Никодима они написали на свитке историю их воскрешения сошедшим во ад воскресшим Христом и всего, что этому сопутствовало.

Итак, сыновья Симеона, умерев, были во аде со всеми «почившими от века». И вдруг в час полуночи проник в те мрачные места великий свет, и все увидели друг друга. И пророки начали говорить друг другу об исполнении их проповеди.

Громким голосом Господь произнес: «Откройте врата, и внидет Царь славы!» Затем Иисус Христос простер десницу, «воздвиг праотца Адама» и повел всех из ада.  У дверей рая их встречал Архангел Михаил, а в раю они увидели пророков Илию и Еноха, взятых когда-то на небо живыми, и благоразумного разбойника с крестом в руках.

«Сошествие во ад» – не просто апокриф, в нем в предельно наглядной форме раскрывается смысл Воскресения Иисуса Христа как спасения уверовавших в Него от смерти.

Подготовила Татьяна ОРЕХОВА

Сошествие во ад

На посту души

Интервью архиепископа Рязанского и Касимовского Павла газете «Благовест».

«Здесь крепко хорошо»

Перенесение мощей святителя Феофана Вышенского.

Год Святителя Василия Рязанского

2009 год– это 400–летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского.

В лесах Мещеры

«Имя Россия» за Александра Невского– как вневременной символ России– телезрители проголосовали единодушно.

Где камни вопиют

Как же в Израиле возводят новые дома, ведь там, по существу, вся земля– святыня?

Ближний Иерусалим

О Русской Палестине– топографической иконе Святой Земли.

Бога не обманешь

На вопросы отвечает  иеромонах Мисаил (Салтыков).

Принц не для принцессы

Каков он, идеал, и каков современный образ молодого человека?

Тайна Гоголя

К 200– летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Воистину воскресе!

Существуют также и факты, подтверждающие воскресение Христово.

Все течет, но все ли меняется...

Зерна Православия стали проникать на Русь более чем за два столетия до ее Крещения в 988 году.

Все люди беременны

Каждый из нас беременен душей. И в день смерти разродится ей.

Чтения в Ряжске

Умер батюшка, и вроде бы ни чего не осталось– ни могилы, ни Благовещенского собора..

В благодарность Богу

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Сошествие во ад

Воскресная школа