Логотип рязанской газеты "Благовест"

Отзвуки Вальпургиевой ночи

Первомай – еще живущий в реальности многих стран праздник. В России демонстрирующих в этот день солидарность с властью или противостояние ей всё меньше. Забота о хлебе насущном перевешивает все другие устремления в этот, как правило, погожий денек. Лопата, лейка, грабли и... рюкзак – вот что носят в этот день наши граждане, в зависимости от возраста и от ответственности за свою семью. «Мир, труд, май» – лозунг советской эпохи снова становится актуальным в этот день. Студенты российских вузов с еще большим недоумением, чем в свое время их родители, приходят на сборные пункты демонстрантов. И для тех из них, кто познал радость и духовную высоту крестных ходов только что отзвучавшей пасхальной недели, – показушная, натянутая, как воздушный шарик, веселость подогревается только горячительными напитками, но никак уж не идеей первомая, которую никак не могут вразумительно объяснить их кураторы.

Уже к полудню, а то и раньше народ расходится, воссоединяясь с менее политизированными (или менее зависимыми) родственниками и друзьями.

Демон-страции в дни главных прежде государственных праздников – 7 ноября и 1 мая – несли уничижающие для православных традиций названия. Ведь известно, что дьявол – обезьяна Бога. Но вот, традиция крестных ходов у нас в постсоветской России возобновлена и не только не имеет каких-либо препятствий со стороны властей, а наоборот, всячески поддерживается ими и даже охраняется милицией. И количество их участников уже в сотни, тысячи раз превышает количество демонстрантов (учитывая и то, что крестные ходы продолжаются всю пасхальную неделю и проходят на каждый престольный праздник храма).

Совсем иная картина 1 мая и накануне в обычно спокойной и уравновешенной Финляндии. Джинна, а вернее, ведьму, много ведьм, будто выпускают из бутылки. И мне этой весной пришлось быть тому очевидцем.

Демонстраций солидарности с трудящимися других стран здесь уже не наблюдается. Зато практически официально из казны государства финансируется современная интерпретация Вальпургиевой ночи, названной по имени св. игумении Вальпургии, память которой чтится католиками 1 мая. В дохристианские времена у многих народов в ночь на 1 мая отмечалось празднество в честь наступления весны и пробуждения природы с шабашами и оргиями ведьм, со всеми вытекающими последствиями и картинками. По германскому народному поверью, 1 мая служит ежегодным праздником ведьм, собирающихся в ночь с 30 апреля на 1 мая вокруг своего повелителя, сатаны, на высокой недоступной горе, где они и справляют свой шабаш. В Финляндии, где превалирует евангелистско-лютеранская церковь и никогда не разрушались ни католические, ни православные храмы, шабаш Вальпургиевой ночи, по существу, возведен в ранг государственного праздника. По-фински слово «vappu» очень похоже на слово «vapaus» – «свобода», поэтому именно в Финляндии этот праздник приобретает особенно широкий размах. И особенно ярко это видно в его эпицентре – Хельсинки. Накануне молодые люди, в основном студенты, раскрашивают себя и надевают цветные комбинезоны, указывающие на принадлежность их носителей к тому или иному университету или факультету. Маски, карнавальные костюмы, медовуха, пиво, воздушные шары – всё это «ваппу». А начинаются гуляния и демонстрации с купания в шампанском Аманды – памятника русалочке и водружения на ее голову абитуриентской фуражки. Памятник Аманде предусмотрительно окружен пожарными, которые поднимают на подъемном кране студентов, проводящих «ваппувские» манипуляции. Начинается празднование Ваппу на главной площади Хельсинки на ступенях евангелистско-лютеранского храма (?!) перед памятником царю Александру I, пожаловавшему финнам государственность. К вечеру многие, изрядно «набравшиеся», с трудом поднимаются с этих ступенек, а тех, кто не может подняться, полиция бережно перемещает в более удобное место. Утром первого мая пикники, в которых участвуют финны всех возрастов, переносятся в парки и на лужайки столицы. За ночь весь многочисленный мусор, банки, бутылки, склянки убирают, вывозят. Если есть кого – выносят. Ваппу – всеобщее финское расслабление – закончилось... Свобода тоже?

... В России оскверненный храм освящают вновь. Интересно, освящают ли евангелистско-лютеранские храмы?

Мария НЕФЕДОВА

 

 

В начало

«В нас – вечность...»

Солдаты Победы

«я дважды духовно рожден»

Свято-Иоанно-Богословский монастырь, жемчужина Рязанской земли, отмечает двадцатилетие со дня возрождения.

Чудесный огонь

Вот уже две тысячи лет в храме Гроба Господня в Иерусалиме,  на Пасху сходит Благодатный огонь.

Отзвуки Вальпургиевой ночи

Забота о хлебе насущном перевешивает все другие устремления в этот, как правило, погожий денек.

Как сохранить духовное здоровье

Психологическая служба «Семейное благо» является победителем в конкурсе президентских грантов

Брошенный Егорка

– Я его нашла… на помойке!

Эпидемии XXI века

На вопросы молодых читателей  отвечает иеромонах Лука (Степанов)

Реальность и виртуальность

 ..что такое «Контакт», «Одноклассники». Я и сама частый гость этих социальных сетей.

«Давайте трудиться вместе!»

9 апреля в Рязанском институте (филиале) МГОУ состоялся форум православной молодежи Рязанской области.

«Православие – вера моих предков»

Василий (Фазиль) Ирзабеков – азербайджанец, принявший православную веру, бакинец, живущий...

Востребованный опыт

Вопрос о сущности и цели воспитания является главнейшим вопросом педагогики.

На семи ветрах

Святые храмы Руси… Испокон века возводили наши предки церкви Божии,

«Эскадра» с гимназистами

К 10-летию регаты «По пути свт. Василия Рязанского»

Ученицам Господа

Из нашей почты

Открытие пути на Небо

Воскресная школа

Отзвуки Вальпургиевой ночи
Отзвуки Вальпургиевой ночи