Логотип рязанской газеты "Благовест"

В обители любви

20 лет назад началось возрождение одной из самых древних в России обителей –Иоанно-Богословского монастыря

«Благодаря усердию почитаемого старца, ныне покойного архимандрита Авеля, его святыми молитвами эта обитель, как феникс, воскресла из небытия. И сегодня, наверное, мало кто из нас может себе представить, в каком состоянии 20 лет тому назад монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Это явление можно назвать не иначе как чудом Божиим, которое проявилось через молитвы старца архимандрита Авеля и насельников этой святой обители. Господь по Своей неизреченной любви к этому святому месту и, естественно, по молитвам святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, направлял сюда (и направляет, и мы верим, что будет направлять) благотворителей, благоукрасителей, которые стремятся сделать что-то доброе и хорошее для нашей Церкви», – сказал в своем поздравлении 21 мая, в день памяти апостола Иоанна Богослова, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел на Божественной литургии в Свято-Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупово Рязанской области.

Накануне праздника, в так называемый «ктиторский день», в монастырском соборе в честь апостола Иоанна Богослова была совершена соборная панихида, за которой поминались более 300 братий, чьи имена удалось разыскать в архивах Рязанской области. Это и архимандриты, и игумены, и простые монахи, и даже матушки-монахини, которые проживали в Пощупово в 30-х годах, накануне закрытия монастыря.

В торжествах, которые возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, приняли участие более 30 священнослужителей, многочисленные гости, паломники. Иоанно-Богословский собор едва смог вместить всех желающих помолиться.

Во время Божественной литургии владыка Павел возвел в сан игумена иеромонаха Дионисия (Порубая) – наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря; насельников монастыря иеромонаха Паисия (Савосина), иеромонаха Евфимия (Шапкина), иеромонаха Игнатия (Румянцева). Медалью святого Сергия Радонежского II степени был награжден чтец Иоанно-Богословского монастыря, преподаватель Рязанской Семинарии, помощник проректора по учебной работе Олег Павлович Мартынов.

По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг монастыря, а затем на праздничной трапезе участникам возрождения обители были торжественно вручены грамоты и памятные знаки, а также изделия монастырской гончарной мастерской.

На торжества в Иоанно-Богословский монастырь по приглашению наместника игумена Дионисия приехали первые насельники возрождаемой с 1989 года древней обители. Среди них наместники и духовники монастырей, настоятели крупных храмов.

Вспоминает наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф (Братищев):

«Первым местом, где мы начали молиться в Иоанно-Богословском монастыре, был маленький Никольский храм под шатровой колокольней. Его обустроили архимандрит Иоанн (Сипратов) и архимандрит Вениамин (Зарицкий). А потом уже и мы с отцом Авелем занялись обустройством монастыря. Братия прибывала, а в братском корпусе находились складские помещения. Помню, после праздника Иоанна Богослова отец Авель благословил меня вести переговоры с властями на предмет освобождения братского корпуса от складских помещений и территории монастыря от ангаров. Я начал переговоры, и мне стали говорить: «Да вы что, столько средств было затрачено на ангары, и вдруг всё надо куда-то вывозить? У нас нет таких средств». Тогда отец Авель мне сказал: «По воскресеньям и праздничным дням ходи на источник, служи молебен и кропи территорию монастыря святой водой». Я стал исполнять его благословение, и ровно через месяц всё устроилось, нашлись и средства, и место, куда перевести машины из ангаров. Это для меня стало уроком, что надо молиться и совершать крестные ходы. И когда я приехал на Соловки, мне сказали: «Вы знаете, мы ходили крестным ходом вокруг центрального дворика, и сейчас музей согласен его передать, а северный дворик остался тогда в стороне, и его не передают». И с Пасхи 1992 года крестные ходы на Соловках пошли вокруг всего монастыря. Я неоднократно замечал: идем мы крестным ходом, подходит катер с туристами, и все бегут к крестному ходу и идут вместе с нами. Потом я обратил внимание, что крестный ход получается священно-прогулочный: духовенство и хор поет, а люди идут, болтают и посмеиваются. Тогда я подумал: «Нет, такие прогулки не годятся, надо организовать так, чтобы и народ участвовал в молитве». Мы стали раздавать всем, кто идет на крестный ход, буклетики с текстами песнопений, в том числе и с запевом, который ввел отец Авель в Иоанно-Богословском монастыре: «Все святии, во святых мощех зде почивающии, и все святии, молите Бога о нас». Такого запева больше нигде нет. На Соловках покоится столько новомучеников, что их и перечислить невозможно за один крестный ход, а этот запев объемлет их всех.

Духовные уроки, полученные в Иоанно-Богословском монастыре, мне очень помогли при устроении Соловецкой обители. Дай Бог, чтобы и впредь Иоанно-Богословский монастырь процветал, укреплялся Духом Божиим и был тем, чем призван быть каждый монастырь, – очагом, где могли бы согревать свои души миряне. Свет для монахов – ангелы, а свет для мирян – это монахи, и дай Бог, чтобы монастырь выполнил предназначенную ему миссию».

Игумен Николай (Анисимов), настоятель храма в честь святого благоверного князя Александра Невского в поселке Ибердский Кораблинского района Рязанской области:

«Я знал батюшку Авеля с 13 лет и примерно с этого же возраста стал приезжать к нему в Никуличи. Был чтецом, прислуживал ему, когда он служил на дому, следил за порядком в доме, ухаживал за святынями. Когда открыли монастырь, я пришел сюда, меня даже отсюда и в армию забрали. Была возможность уклониться от армии, но батюшка благословил меня служить. В отпуск я старался всегда приезжать в монастырь, а когда вернулся из армии, месяц побыл дома и пришел в монастырь. И прямо через четыре дня меня постригли в иночество.

Вначале здесь, в монастыре, была полная разруха. Мы всё это терпели, смирялись, топили печки, убирали, мыли, по грязи ходили. Всякое искушение должно преодолеваться смирением. Мы, помню, где-то смирялись, где-то нет, всякое бывало. Отец Авель относился к братии с любовью. Поругает, бывало, а потом и приласкает. И мне от него попадало, но это было на пользу.

Восстанавливать Ибердский монастырь меня благословил отец Авель. Я часто ездил на могилку старца Софрония Ибердского, еще когда был дьяконом, служил литию на его могилке. И отец Авель потом говорил: «Мне кажется, что отец Софроний тебя «поймал», когда ты туда ездил, и захотел, чтобы ты стал восстанавливать монастырь». Ведь больше поднимать этот монастырь было некому. Отец Авель сказал: «Если есть Промысел Божий, то обитель восстановится». И действительно, Александро-Невская Ибердская обитель была стерта с лица земли, но сейчас она, как и Пощуповский монастырь, восстала во всей красе. В прошлом году мы праздновали 10-летие ее возрождения.

Отец Авель ушел от нас, но всё равно он всегда с нами, мы знаем, что он наш предстатель перед Богом. А насельникам, которые сейчас подвизаются в монастыре, желаю помощи Божией, и главное, чтобы любили и уступали друг другу. Радостно, что теперь в этой обители много игуменов. Также много игуменов вышло из нее в разные уголки нашей земли, и теперь они поднимают из руин храмы и монастыри. Иоанно-Богословский монастырь – как большое духовное гнездо, из которого птенцы разлетаются дальше, как было у Сергия преподобного».

В завершение праздника, когда все гости разъехались, а паломники пошли на источник, владыка Павел и наместник монастыря игумен Дионисий в доме-музее архимандрита Авеля (Македонова) напутствовали во взрослую жизнь выпускников православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского. «Главная задача вашего воспитания и образования не в том, чтобы вы все стали священнослужителями или пошли в монастырь. А главное в том, чтобы семя православного вероучения, которое сеется в ваших душах, прорастало в вас и приносило добрые плоды благочестия, – сказал владыка Павел. – Для нас будет великая радость, если вы будете хорошими гражданами нашего Отечества и добрыми христианами. А если у вас по Божьему благословению сложатся еще и крепкие благочестивые семьи, и ваши детишки тоже будут нашими прихожанами, то это будет самой большой наградой для ваших воспитателей и преподавателей. Надеюсь, что вы и в будущем будете приходить в эту святую обитель. Не стесняйтесь, приходите к вашим наставникам, они всегда постараются дать вам добрый совет и ответить на все ваши вопросы».

«Пришедшего ко Мне не изжену вон» – написано на воротах Свято-Иоанно-Богословского монастыря, обители, названной в честь апостола любви Иоанна Богослова, монастыря, в котором каждый пришедший с миром получит и утешение и помощь.

В этом монастыре и мы, сотрудники редакции газеты «Благовест», колыбелью которой тоже стала эта обитель, всегда получаем помощь, любовь и наставление. Спаси Господи!

Ирина ЕВСИНА

 

В начало

Покровитель Рязанской земли

В этом году Рязань празднует 400-летие обретения мощей своего покровителя – святителя Василия, епископа Рязанского.

В обители любви

20 лет назад началось возрождение одной из самых древних в России обителей –Иоанно-Богословского монастыря

С помощью святителя Николая

В Рязани освящен еще один храм в честь святителя Николая Чудотворца.

Десант в интернат

Ощущение другого мира появилось сразу при входе на территорию школы.

Как сохранить духовное здоровье

Психологическая служба «Семейное благо» является победителем в конкурсе президентских грантов

Вопрос Патриарху

Церковь должна понимать проблемы современности, ведь только тогда её работа будет эффективной.

Восток- дело тонкое

На вопросы молодых читателей  отвечает иеромонах Лука (Степанов)

Встанем за наших мальчишек

За всю историю нашей страны размах этой беды не был столь чудовищным, как сейчас.

Училище благочестия

Намоленность и святость места ощущается, как только переступаешь порог...

Добрый пример

Папа хотел мальчика, а мама дочку. Господь угодил им обоим.

Молитвами старца Софрония

Праведный Софроний был основателем женского монастыря

Свято-Иоанно-Богословский монастырь