Логотип рязанской газеты "Благовест"

Таланты и служение

В рамках празднования 400-летия перенесения мощей святителя Василия Рязанского в Рязанском кремле в выставочном зале Ильинского храма 23 июня открылась выставка современного православного искусства. О выставке рассказывает один из ее организаторов и участников архитектор Константин КАМЫШАНОВ.

Празднование нашего рязанского духовного дня рождения в день памяти святителя Василия Рязанского ознаменовалось всплеском активности не только церковного народа, но и тех, кто находится на периферии Церкви. Это писатели, художники, архитекторы. Народ и Церковь едины. Что-то стало происходить на подсознательном уровне, все стали объединяться вокруг Церкви. Почувствовав эту тенденцию, мы подумали, что будет уместно сделать эту выставку. Архитекторы, как наиболее организованная часть творческой интеллигенции, пришли с идеей выставки к архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу, и он благословил это начинание. Конечно, выставку хотелось сделать на хорошем уровне, и одним из первых, кого мы пригласили в ней участвовать, стал иконописец с мировым именем, москвич Александр Чашкин. Он один из лучших иконописцев нашей страны. Чашкин занимался росписью церкви на Поклонной горе в Москве, Иверской часовни на Красной площади, собора в Вашингтоне, ряда церквей в Сербии, Черногории, Болгарии, в Иоанно-Богословском монастыре села Пощупово. Его родители живут недалеко от Рыбного, поэтому Александра можно даже назвать нашим земляком. Наместник Иоанно-Богословского монастыря архимандрит Авель, ныне почивший в Бозе, очень ценил его дар.

К сожалению, за время истории Рязани на Рязанской земле не сложилась ни иконописная, ни архитектурная школа. Культурный провал, который образовался после того, как Рязань перестала быть самостоятельной, присоединившись к Московскому княжеству, сохраняется до сих пор. В селах в сохранившихся храмах академическая роспись очень даже приличная, но в самой Рязани – в основном второразрядная живопись. А Рязань имеет право быть в первых рядах, потому что Рязань богата талантливыми людьми. И мы подумали, что есть возможность это исправить. В Вашингтоне Чашкин что-то расписывает, а почему не в Рязани? Андрей Черный вместе с Андреем Рублевым расписывали храмы во Владимире, и какая, собственно, разница, жили они там или нет? Их роспись осталась на века. Людей надо уметь «вычислять». А Чашкин – такой человек, который может своей рукой сделать то, что в Рязани может еще тысячу лет не появиться. Он ориентируется на афонскую и византийскую иконопись, на систему знаков, методов, которые выработались в Византии. И теперь с этой системой есть возможность наконец познакомиться рязанцам. Сейчас есть все условия для того, чтобы Рязань могла украситься внутренней храмовой росписью высокого уровня. Совершенно неожиданно после кризиса стали заказывать много проектов церквей, во много раз больше, чем прежде. Видно, в голове у людей, у которых есть деньги, что-то произошло, какая-то перемена к лучшему.

Кроме икон, иконостаса работы Александра Чашкина, на выставке можно увидеть фотографии из Сербии, Болгарии, Черногории, где он работал. В выставке участвовал также архитектор из Самары Юрий Харитонов. Также на выставке представлены интересные работы рязанского скульптора А.С. Анисимова, в частности, макет скульптуры святителя Василия Рязанского, которая, надеемся, в ближайшем будущем (ведь уже нашли и средства на нее) будет установлена в Рязани.

Когда меня спрашивают, почему имя святителя Василия Рязанского вдохновляет на творчество именно в наше время, то я отвечаю, что, во-первых, он был человеком, любящим рязанский край и как бы нашим сродником. Во-вторых, он жил в то время, когда страна разваливалась, князья воевали друг с другом. По существу, было время той же перестройки, очень близкое по сути, по неразберихе, по оголтелости к нашему. И вот он своим высоким духовным авторитетом, святостью жизни сумел усмирить, замирить, заставить служить Богу и Отечеству правителей и управителей разного уровня. Его опыт, его жизнь, его время схожи с нашими.

 

 

В начало

Духовный день рождения

Возвышение Рязани как духовного и культурного центра древней Руси началось в XIII веке

Таланты и служение

О выставке рассказывает один из ее организаторов и участников архитектор Константин КАМЫШАНОВ.

Благодать на Старой Рязани

Крестный ход 400-летию обретения мощей святителя Василия Рязанского – главного покровителя нашей земли.

Почему боятся ювенальной юстиции

Интервью газете «Благовест» протоиерея Сергия Рыбакова, председателя отдела религиозного образования Рязанской епархии

Ювенальная юстиция

Вопрос о ювенальной юстиции нельзя рассматривать одномерно, только с одной стороны.

На воде и на суше

Путешествуем, стараемся оказывать посильную помощь храмам, очищаем берега рек.

Брак и венчание

На вопросы молодых читателей  отвечает иеромонах Лука (Степанов)

Монастырь на Затинке

Редкая икона Божией Матери «Каплуновская-Казанская» принадлежала насельнице монастыря схимонахине Неонилле

«Фэнтези» и реальность

На вопросы нашего корреспондента отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ

Уроки отца

Хочу рассказать о нашей семье и добрых делах, которые нас учил делать отец

Касание ангела

Рассказ

Архиепископ Павел на выставке