Логотип рязанской газеты "Благовест"

Почему боятся ювенальной юстиции

Интервью газете «Благовест» протоиерея Сергия Рыбакова, председателя отдела религиозного образования Рязанской епархии.

– Батюшка, сейчас много говорят о введении ювенальной юстиции, причем ведутся острые споры. Каково Ваше мнение на этот счет?

– Во-первых, сразу же скажу, что я не юрист, и по этому вопросу могу рассуждать только с самых общих позиций. Я тоже отношусь с большим недоверием к ювенальной юстиции.

Здесь нужно выделить несколько моментов, для того чтобы разобраться во многочисленных наслоениях и разных мнениях. Приведу такой пример. Есть хорошее слово «духовность». Мы, православные, понимаем под этим православную духовность. Среди неправославных в лучшем случае под этим может пониматься традиционная духовность, которая сформирована в традиционных религиях. Но многие понимают под этим словом рерихианство, оккультизм. Поэтому всегда нужно внимательно смотреть, что понимается в данном случае. Ювенальная юстиция тоже неким образом концентрирует в себе совершенно разные понятия. При этом я бы заметил, что никаких официальных программных разъясняющих заявлений по этому вопросу не сделано. А наше общество за последние десятилетия привыкло ожидать, что вводится что-то обязательно негативное. К примеру, возьмем систему образования. Все согласны, что систему образования надо менять. Но что было сделано в качестве изменений? Разрушена традиционная система, и лучше не стало. Были попытки введения полового воспитания, введения в школьную программу оккультизма под видом валеологии. Те стандарты, которые сейчас предлагаются, разрабатывали такие люди, к которым нет доверия. Отношение к ЕГЭ в обществе большей частью резко отрицательное. Таким образом, возникает стена недоверия между властной структурой, которая предлагает нововведения, и обществом. Точно так же складывается ситуация и в отношении ювенальной юстиции. Да, мы сейчас видим множество негативных примеров, которые показывают, что многие дети действительно находятся без должного попечения, страдают от недобросовестных и даже преступных родителей. Конечно, необходимо принимать меры, это понятно. Но опять-таки нам предлагают ювенальную юстицию в пакете с «Социальной хартией», которая вызывает слишком много вопросов.

– Сторонники ювенальных судов предлагают судить подростков  в специализированных судах, учитывая их возрастную психологию. Разве в этом нет рационального зерна?

– Есть, конечно. Дай Бог, чтобы хорошие начинания были реализованы. Всё упирается в ту самую сформированную и еще не ликвидированную систему недоверия. Мы не можем доверять тому, что сейчас делает, скажем, Министерство образования и науки РФ, потому что мы видим разрушение системы образования. Где гарантия того, что введение ювенальной юстиции, даже с благими целями, не обернется тем же? Общество напряжено и ожидает опять какого-то подвоха.

– Как же найти «золотую середину» в этом вопросе? Как помочь нашим детям, имеющим «неблагополучных» родителей?

– Речь сейчас идет о необходимости изменения массового сознания, в том числе у медиков, которые нас лечат, у учителей, которые учат наших детей, у представителей власти и так далее. Дело не в том, чтобы создать еще одну новую структуру, еще один надзорный орган. Их можно создавать до бесконечности: орган, который надзирает за надзорным органом, который в свою очередь надзирает за другим органом и так далее, и так все мы будем друг за другом надзирать. Это неэффективный путь. Нужно вести массовую просветительскую работу. Наш народ, к сожалению, в религиозном, духовном и нравственном отношении совершенно непросвещен. Я считаю, что в этом корень всех проблем.

А вопрос о доверии к ювенальной юстиции остается открытым до тех пор, пока не станет ясно, что, собственно, хотят делать.

– Представители православной общественности, когда выступают на различных форумах, посвященных ювенальной юстиции, постоянно приводят один и тот же пример: историю с актрисой Захаровой, которой не позволяют общаться со своим ребенком... Но при чем здесь ювенальная юстиция?

– Даже не касаясь истории с этой актрисой, могу сказать о том, что сам знаю достоверно. В США дети находятся под постоянным контролем психологов, причем контроль этот часто осуществляется не в виде бесед, а в виде инъекций. Друг моего сына взялся поработать в США в скаутском лагере. Он подряжался на два месяца, но убежал оттуда, потому что не смог выдержать, мягко говоря, антипедагогических методов воспитания. Он рассказывает, что за всеми детьми постоянно ведется слежка. Когда ребенок, например, обрадуется чему-нибудь, то считается, что он перевозбужден. Ему делают укол от перевозбуждения. Детям, которые начинают капризничать или плакать, тоже делают уколы или дают таблетки. У многих детей потухшие глаза, нет ни к чему интереса. Когда он стал пытаться защищать ребят, ему сказали: «Ты здесь в чужой стране, и не вмешивайся». Он стал спрашивать о том, знают ли об этом родители, и узнал, что если родители не согласны с такими методами, то у них только один выход – забирать своего ребенка из этой школы и отдавать его в школу более низкого уровня, для социально неблагополучных. Родители не могут защитить своих детей от медикаментозного воздействия, потому что ювенальная юстиция «защищает» детей от родителей. Во многих странах Европы в 14 лет ребенок считается совершенно самостоятельным. Если родители ему что-то говорят, в чем-то его ограничивают, это уже считается психологическим давлением, нарушением прав ребенка. Известные психологи Медведева и Шишова рассказывают о русской девочке, которая какое-то время училась в США. Когда бабушка, провожая ее на новый этап учебы, сказала: «Ты ко мне приезжай», то в ответ услышала: «Не дави на меня». Даже простое приглашение посетить бабушку воспринимается как неприемлемое давление. И это следствие западной системы воспитания, нетрадиционной для нашей страны, для нашей культуры.

– То есть люди опасаются, что нам в нашей стране, в которой только-только восстанавливаются семейные устои, не дадут воспитывать детей в духе Православия, в духе наших традиций.

– Да, общество, по крайней мере, его нравственно здоровое ядро, продолжает жить в тревожном ожидании, потому что многие декларируемые положения явно расходятся с реальностью. Остается очень много вопросов к системе образования, к учебникам, по которым учатся наши дети. И так можно рассуждать по всем направлениям нашей жизни. И в этом главная причина настороженного отношения к ювенальным судам. Будут ли судить в этих судах на основе нравственных принципов и нашей духовной традиции, или кто-то задумал еще одним способом – на основе нововведенных законов, – здесь реализовывать античеловеческие планы разрушения отношений между отцами и детьми, между поколениями?

Беседовала Ирина ЕВСИНА

 

Ювенальная юстиция

 

 

 

 

В начало

Духовный день рождения

Возвышение Рязани как духовного и культурного центра древней Руси началось в XIII веке

Таланты и служение

О выставке рассказывает один из ее организаторов и участников архитектор Константин КАМЫШАНОВ.

Благодать на Старой Рязани

Крестный ход 400-летию обретения мощей святителя Василия Рязанского – главного покровителя нашей земли.

Почему боятся ювенальной юстиции

Интервью газете «Благовест» протоиерея Сергия Рыбакова, председателя отдела религиозного образования Рязанской епархии

Ювенальная юстиция

Вопрос о ювенальной юстиции нельзя рассматривать одномерно, только с одной стороны.

На воде и на суше

Путешествуем, стараемся оказывать посильную помощь храмам, очищаем берега рек.

Брак и венчание

На вопросы молодых читателей  отвечает иеромонах Лука (Степанов)

Монастырь на Затинке

Редкая икона Божией Матери «Каплуновская-Казанская» принадлежала насельнице монастыря схимонахине Неонилле

«Фэнтези» и реальность

На вопросы нашего корреспондента отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ

Уроки отца

Хочу рассказать о нашей семье и добрых делах, которые нас учил делать отец

Касание ангела

Рассказ

Дети