Логотип рязанской газеты "Благовест"

Храм– крепость

Тургеневские места

Храм наш Успения Пресвятой Богородицы расположен в селе Огарево-Почково Сасовского района Рязанской области. Он был построен князем Хилковым в 1750 году, всего лишь четверть века спустя после смерти императора Петра I. В те далекие времена земли, принадлежавшие князю Хилкову, находились на окраине Российского государства. Поэтому при строительстве храма учитывалось его назначение в первую очередь как храма, и одновременно как крепости для защиты от внешних нападений.

С момента его построения храм был связан незримыми нитями не только с историческими событиями минувших веков, но и с великими людьми, которым довелось быть в нашем крае. В начале XIX века Варвара Петровна Тургенева владела землями в Огареве, и ей принадлежали крепостные в этом селе, но большая часть крепостных, принадлежавших ей, была в соседнем селе Истлееве. К этому времени, примерно к 1828 или в 1830 году, относится ее посещение села Огарево с молодыми своими сыновьями: старшим сыном Николаем и младшим Иваном, будущим писателем И.С. Тургеневым, которому было в ту пору 10-12 лет. В свой приезд Варвара Петровна посещала нашу церковь вместе со своими сыновьями и крепостными людьми.

После ее смерти огаревские, истлеевские и сасовские имения вместе с крепостными крестьянами перешли к младшему сыну Ивану. Ему же принадлежали и часть реки Мокши, и массивы прибрежных лесов. Иван Сергеевич Тургенев не часто приезжал в свои имения, но в каждый свой приезд он имел удовольствие наблюдать жизнь крестьян, их обычаи и занятия, знакомиться с соседними помещиками. На основе наблюдений жизни местных крестьян и помещиков им были написаны несколько рассказов: «Затишье», «Касьян с Красивой мечи» и другие.

С селом Огарево-Почково соседствует село Истлеево, там в ограде ныне не существующей Казанской церкви были похоронены родственники А.С. Пушкина. Вначале они жили в соседнем селе Устье, а потом переселились в село Истлеево. А.С. Пушкин, отправляясь в г. Оренбург за сбором исторических материалов для своей будущей книги «История Пугачевского бунта», по дошедшим до нас сведениям, заезжал к своим родственникам в село Устье, так как это село лежало на пути почтового тракта.

Распятая икона

Успенский храм был закрыт богоборческой властью в 1937 году. После закрытия храма началось постыдное и бессовестное уничтожение всех икон и всего церковного имущества.

Из множества икон, находившихся в то время в храме, уцелела только одна – чудотворная Боголюбская икона. Эта икона как бы дала себя на распятие, но зато она и уцелела за счет этого – ею был забит правый боковой вход храма на долгий семидесятилетний период. Когда мы освободили эту икону два года тому назад, то на обратной стороне иконы обнаружили старинную надпись: «Сия святая икона точная копия мерою и подобием с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской, что в селе Зимарово Рязанской епархии, которая в 1860 году в августе спасла Рязань и присных наших от холеры, а 5 сентября от пожара свирепствовавшего близ них… …написана св. икона в 1862 году в царствование Александра II…».

После закрытия храма был арестован и последний священник этого храма Василий Убранцев, который, не отказавшись от веры, был сослан в сибирские лагеря. Там он и сгинул, вероятно, он был расстрелян.

По рассказам огаревских жителей, отец Василий был очень хорошим священником, добрым и смиренным человеком. Родом он был из простой, но очень опрятной и благочестивой крестьянской семьи. Когда он еще мальчиком пришел в церковно-приходскую школу в первый класс в очень приятном и убранном виде, то учительница встретила его такими приветственными словами: «Дети, посмотрите, какой хороший и убранный мальчик к нам пришел!» С той поры нарицательное прозвище мальчика сделалось его фамилией и перекочевало в документальные записи как Убранцев.

Пострадали за храм и многие жители нашего села, которые не дали разрушить храм и очень смело и твердо стояли до конца, бывало, даже сражаясь за храм в рукопашных схватках. Была сломана только колокольня, и то в последующие годы, а храм, как единый монолит, так и остался нетронутым.

Из защитников храма только единицы вернулись из лагерей, а остальные навечно остались лежать в сибирских землях.

В ограде церкви, с северной ее стороны, было кладбище, где хоронили более знатных людей из дворян и помещиков. И я еще помню, в послевоенное время там стояли красивые памятники из черного и белого мрамора, но к шестидесятым годам там уже ничего нельзя было заметить, пред глазами предстояла ровная поверхность земли без единого напоминания о том, что там было когда-то кладбище.

«Ануза»

В десяти-двенадцати километрах от села Огарево-Почково находится древняя крепость домонгольского периода. Название этой крепости «Ануза». Уже сама местность, на которой расположена эта крепость, являет собой природную крепость: на очень высоком и обрывистом берегу реки Цны расположены углом друг ко другу два высоких насыпных вала. У подножия этих валов были выкопаны глубокие рвы, наполненные водой. Такое устройство обеспечивало защиту с двух сторон, а с других двух сторон естественной защитой служили крутые откосы: один откос был обращен своей стороной к реке Цне, другой не менее крутой откос выходил к безымянной реке, которая впадала в реку Цну, ныне эта речка пересохла или ушла под землю. В самой середине крепости находилась деревянная церковь, и несколько в стороне от нее был потайной подземный ход, который выходил к берегу реки Цны. Еще в пятидесятые годы мне не без опаски удавалось пройти метров десять по этому ходу. На верху двух высоченных земляных валов стояли плотно друг ко другу глубоко врытые дубовые бревна с острым навершием.

Крепость брал штурмом со своим войском сам хан Батый, но он так и не взял ее приступом. «Ануза» считалась неприступной. Тогда татары подвезли метательные орудия и начали метать в крепость горшки с горящей смолой. После того, как начался пожар, жители и защитники крепости решили уйти. Женщин и детей отправили через потайной ход к реке и дальше по льду на другой берег. А сами воины внезапно глубокой ночью открыли ворота крепости, и их кони в стремительном и молниеносном порыве со своими всадниками, как бы распластавшись по воздуху, через головы татар, сидевших у своих костров, мигом перескочили через цепь татарского кольца и скрылись в темноте ночи. Татары их даже и не преследовали, ошарашенные таким поступком русичей.

Новая жизнь

Храм наш Успения Пресвятой Богородицы в селе Огарево-Почково был открыт весной 2005 года, когда на барабане купола был установлен золотой крест. Пока службы идут только в Никольском приделе. Но за прошедшие несколько лет уже многое удалось сделать: храм снаружи покрашен, купол покрыт оцинкованным железом, половина церковной кровли покрыта рифленым железом, сделана ограда вокруг храма, внутри храма смонтирована отопительная система и подведен газ, храм отапливается газом, завершены штукатурные работы всего интерьера, изготавливается новый иконостас. Но многое нам еще предстоит сделать. Надеемся на Божию помощь и покровительство Пресвятой Богородицы, в честь Успения Которой и назван наш храм.

Священник Анатолий СИНЕВ, настоятель Успенского храма с. Огарево-Почково, Сасовский р-н Рязанской области

 

 

 

 

 

В начало

В защиту будущего

IV Форум женщин Центрального федерального округа на тему «Антикризисные меры социальной поддержки семей с детьми»

Закон, отменяющий заповеди

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с психологом и публицистом Татьяной ШИШОВОЙ

Восстановленное благолепие

Успенский собор более других пострадал во времена безбожной Советской власти

Храм – крепость

Крепость брал штурмом со своим войском сам хан Батый, но он так и не взял ее приступом.

Повторение чуда

Крестный ход по пути святителя Василия из Мурома в Рязань.

«Встреча» на воде и на суше

..с добрыми делами по Оке на байдарках и катамаранах навстречу регате с иконой святителя Василия Рязанского

Летний отдых

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Город твоих возможностей

Что такое молодежный образовательный форум «Селигер», который, как известно, проходит в Тверской области?

Радость преображения

В XVII в. этот храм сожгли запорожские казаки, вторгшиеся на Рязанскую землю под предводительством гетмана Сагайдачного.

Детский сад: За и Против

В августе начинается новый набор в детские сады. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

Помощники апостолов

Воскресная школа

Священник Анатолий СИНЕВ