Логотип рязанской газеты "Благовест"

ДЕТСКИЙ САД: ЗА И ПРОТИВ

В августе начинается новый набор в детские сады. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Принесет ли он пользу или причинит вред? Думаю, подобные вопросы волнуют многих родителей, у которых есть дети-дошкольники. О плюсах и минусах воспитания в детском саду размышляет кандидат филологических наук Наталья ГОРДИЕНКО. Выводы, конечно, каждый сделает сам для себя.

И так, стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Вопрос спорный. Есть случаи, да и много их, когда детский сад просто неизбежен.

Сейчас же мы поговорим о тех случаях, когда у родителей есть выбор: отдавать ребенка в детский сад или не стоит. Например, в семье рождается еще один малыш, мама выходит в отпуск по уходу за ребенком и может находиться дома. А как быть со старшим? И вот тут появляются сомнения: не выпроваживаем ли мы ребенка из семьи, когда и он может быть дома? Попробуем разобраться...

Противники детского сада говорят о том, что детям лучше расти в семье, что в саду им неуютно. Да, конечно, быть рядом с мамой очень хорошо. Мама пожалеет в любой момент, приласкает, поможет, подскажет. Мама рядом, и все хорошо. При этом нельзя забывать, что дети – не собственность родителей. Детей нам дает Господь на время, Он поручает нам их воспитание. Главная задача, которая стоит перед православными родителями, – это «поставить детей на ноги» и направить их по пути спасения. «Держать у юбки» и тотально контролировать свое чадо, пусть даже из самых высоких побуждений, нельзя, да и не получится. Весь вопрос в том, в какой момент помочь ребенку, образно говоря, подняться на ноги, в какой момент поддержать, а в какой – отойти. Рано или поздно перед маленьким человечком все равно встанет проблема социализации, адаптации к человеческому обществу, проблема вживания в определенный коллектив. И эту проблему предстоит решать именно ему, а не его родителям. Именно он сам должен будет как-то утвердить себя в группе, коллективе, обществе. Мы никакими силами не сможем заставить других полюбить, принять нашего сына или дочь. А отчуждать его от общества никак нельзя.

Думать о том, что мы, православные, пытаемся по силам спасаться, а они там всякие, в грехах прозябают, – это уже гордыня. Может быть, из того же шаловливого мальчика из группы, который обзывается и иногда дерется, через десять лет вырастет благочестивый отрок, а наш подросток, «пережатый» дисциплиной и послушанием, отпружинит от нас в сторону, благополучно презрев родительские наставления. Так что, в какой момент произойдет встреча вашего ребенка с миром (в разных его проявлениях) и в какой форме, решать нужно как любящим сердцем, так и сообразуясь со здравым смыслом, и, безусловно, глядя на ребенка, готов ли он к такой встрече? Кому-то пойдет на пользу ранняя социализация уже в яслях. Так, в ясли рядом с нашим домом стали водить десятимесячного мальчика. «Рано», – скажете Вы и будете неправы, потому что родители у него глухонемые, а он, здоровый, должен учиться общению с людьми. Мы с обеими дочерьми намеренно избежали яслей, потому что посчитали, что нашим детям еще рано «идти в люди». По мнению детских психологов, наиболее благоприятным временем для начала посещения дошкольных образовательных учреждений является обычно возраст трех лет. С трех лет доминирующим видом деятельности детей становится общение, с трех лет им легче войти в новую среду. Но по своей старшей дочке, которая пошла в сад как раз с трех лет, могу сказать, что именно для нее с трех лет было рановато. И, может быть, только к четырем годам она психологически созрела для детского сада. Но у каждого все индивидуально.

Возможно, ребенок и вовсе не сможет ходить в детский сад. Есть такое выражение «несадовский» ребенок. Собственно «несадовских» детей немного. Иногда бывает, маленький человечек просто долго привыкает к садику, поэтому не стоит делать молниеносных выводов. Но есть все-таки такие дети, которые, не успев переболеть одним, заболевают другим. У ребенка настолько слаб иммунитет, что находиться в саду ему, действительно, не стоит. Либо бывают случаи устойчивой психологической неприязни ребенка к детскому саду. Часто это проявляется в психосоматике. Недавно мне рассказали случай, когда у ребенка, поменявшего детский сад, ранее не страдавшего аллергией, она стремительно развилась до такой степени, что врачи начали подозревать у него бронхиальную астму. Приступы астмы проходили на фоне несложившихся отношений в группе. На следующий год ребенка вернули в прежний детсад, и от аллергии даже следа не осталось. Так что, если организм ребенка подает сигналы, родителям следует всерьез задуматься об этом и максимально помочь ему.

Сторонники детского сада говорят о том, что именно там ребенок приучается к режиму и порядку, к самостоятельности. Казалось бы, а разве дома его к порядку не приучишь? Разве дома у него нет режима? Конечно, у каждого ребенка есть определенный распорядок, жизненный ритм. Некоторые родители делают на этом акцент и уделяют особое внимание режиму. В большинстве своем современные взрослые все же не следуют строгому режиму в воспитании детей, да и просто по своей занятости или наличию ряда проблем не в состоянии порой бывают выполнить все пункты режима. Но дети, все же организованные определенным распорядком дня, заметно более самостоятельные и в дошкольный период детства, и в школе.

Что касается питания в детском саду, оно там разнообразно. Детскому питанию в нашей семье уделяется особое место, но, признаюсь, у меня не хватит времени, чтобы равноценно уделить внимание обеим дочерям и приготовить весь перечень блюд, которые готовят повара детского сада в течение дня. Часто бывает, что не все блюда меню ребенок ест, но уже по старшей дочке убеждаюсь, что аппетит у нее в детском саду стал лучше. До детского сада приходилось сказками и прибаутками скармливать каждый кусочек, а в саду, глядя на других детей, она стала есть лучше.

Сторонники детского сада говорят о том, что дома дети не развиваются так, как там. Противники и скептики, наоборот, утверждают, что воспитателю трудно донести знания до такого количества детей (а в группах сейчас детей немало). Они считают, что особого развития в саду нет. Некоторые родители говорят о том, что сами могут развить своего ребенка. Я со своей стороны искренне восхищаюсь мамами, способными это сделать. Сама же при наличии педагогического образования отнести себя к таким мамам не могу. Это не значит, что я не занимаюсь со своими детьми или стараюсь переложить ответственность на воспитателей. Вовсе нет. Наоборот, мне интересно что-то с ними лепить или рисовать, раскрашивать или делать аппликацию, подбирать наклейки к рисункам или читать книжки. Но очень часто дети передают инициативу в мои руки, уклоняются от самостоятельной работы, пассивно наблюдая, как мама докрашивает или наклеивает, поэтому не уверена, что наши занятия их заметно образовывают и развивают. Моя подруга, верующая многодетная мама, поработавшая воспитателем и имеющая опыт наставления как своих, так и чужих детей, говорит, что «свои» домашние ученики маму так не воспринимают, как воспитателя. Видимо, характер взаимоотношений «ребенок – взрослый» иной: одно дело «взрослый-воспитатель», другое – «взрослый-мама». Да и в жизни наши дети должны учиться слушать и слышать других.

Противники детского сада говорят, что часто дети приносят из него много плохих слов, выражений, «обзывалок». Из уст своей дочери я еще не слышала гадких слов, хотя некоторые мамы ее одногруппников уже сетовали на появление в словаре ребенка ненорматива. Не знаю, насколько глубоко проникают в детей эти слова, но думаю, если в Вашей семье и ближайшем окружении никто не пользуется ненормативной лексикой, то ребенок, услышав где-то и сказав однажды, но не встретив подкрепления или реакции в семье, минует активного употребления таких слов.

Но главное, о чем говорят противники детского сада, это то, что ребенок начинает постоянно болеть, а если в семье есть еще дети, так и их заражать. Правда, сторонники садика говорят, что, переболев в раннем детстве, ребенок подвергается меньшему воздействию болезней в школе. Та же ветрянка, в легкой форме встречающаяся у малышей, вызывает осложнения в 10-11 лет, а у взрослых протекает с особой тяжестью. Знаю как примеры тех людей, которые и в садик не ходили, и в школе не болели, так и истории тех, кто, пропустив садик с болезнями, «наверстал» все в школе. Отмечу всё же положительный случай, когда одной моей знакомой отсутствие садовского опыта не помешало быть телесно крепкой и здоровой в школе, и умственно развитой и начитанной настолько, что результатами ее обучения стали золотая медаль, красный диплом и степень кандидата наук. Хотя некоторые могут посчитать этот пример индивидуальным успехом. А разве не индивидуален, не уникален чем-то своим каждый ребенок?! Поэтому только чуткое, по-настоящему любящее сердце взрослого способно подсказать, как лучше поступить и что будет полезнее именно Вашему малышу: остаться дома или пойти в детский сад. Бог в помощь!

 

 

 

В начало

В защиту будущего

IV Форум женщин Центрального федерального округа на тему «Антикризисные меры социальной поддержки семей с детьми»

Закон, отменяющий заповеди

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с психологом и публицистом Татьяной ШИШОВОЙ

Восстановленное благолепие

Успенский собор более других пострадал во времена безбожной Советской власти

Храм – крепость

Крепость брал штурмом со своим войском сам хан Батый, но он так и не взял ее приступом.

Повторение чуда

Крестный ход по пути святителя Василия из Мурома в Рязань.

«Встреча» на воде и на суше

..с добрыми делами по Оке на байдарках и катамаранах навстречу регате с иконой святителя Василия Рязанского

Летний отдых

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Город твоих возможностей

Что такое молодежный образовательный форум «Селигер», который, как известно, проходит в Тверской области?

Радость преображения

В XVII в. этот храм сожгли запорожские казаки, вторгшиеся на Рязанскую землю под предводительством гетмана Сагайдачного.

Детский сад: За и Против

В августе начинается новый набор в детские сады. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

Помощники апостолов

Воскресная школа

В песочнице