Логотип рязанской газеты "Благовест"

Служение Слову

Имя иеромонаха Романа – в миру Александра Матюшина – стало известно в 90-е годы ХХ века, в первую очередь благодаря широкому распространению пластинок и кассет с его песнопениями и стихами. «Ликует Рим в языческом веселье…», «Если тебя неудача постигла…», «Сон мне приснился…», «Радость моя, наступает пора покаянная…», «Встанем пред Царицею Небесною…» – эти песни были на слуху у многих. Где сейчас иеромонах Роман? Чем он занят и почему мы не слышим его голоса? Об этом – в юбилейный для иеромонаха Романа год, год его 55-летия.

Первые стихи Александра Матюшина, будущего иеромонаха Романа, появились еще в школе. В семидесятые годы поэту предложили издать сборник с условием, что он включит в него стихотворения о партии или о вожде. Для будущего иеромонаха Романа вопрос об издании сборника оказался ключевым моментом в его жизни и творческой биографии, своеобразным моментом истины. Он не стал давить на совесть, сказал, что даже не комсомолец, забрал стихи и ушел. Позже, как приехал домой, всё написанное с детских лет бросил в печь, по его словам, «расчистил дорогу в монастырь». Воцерковление Александра Матюшина открывает для него мир с новой стороны, дарит ему новые радости жизни в области духа. Исповедь, Причастие, духовные книги, общение со священнослужителями, встречи со старцами, прикосновение к уединению в горах Кавказа – эти живые родники традиции формируют мировоззрение православного христианина – будущего монаха. В 1983 году в возрасте 29 лет, достигнув определенной личностной зрелости (вспомним, что Христос вышел на проповедь в 30 лет), он принимает монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре, в 1985 году – священнический сан: его рукополагают в иеромонахи.

В сознании многих складывается ложный образ иеромонаха Романа – «монах с гитарой». Однако сам иеромонах Роман придерживается точки зрения, что «гитара – не монашеское утешение», тем более «эстрадный стиль исполнения для монаха недопустим». Он считает, что «сладкий голос, аккордеон, усилители, барабаны – все это подавляет духовную сторону, усиливая душевную». Восприятие же песенного творчества зависит от внутреннего состояния, от духовного опыта. Что же касается его собственного опыта игры на гитаре, то он имел эпизодический характер в его жизни и инициирован его духовным наставником. «Какая гитара? Какие там песни? Есть псалмы, служба, – говорит иеромонах Роман в одном из интервью. – Это когда я служил в Киеве, отец наместник купил испанскую гитару, чтобы вечерами братия собиралась и пела псалмы (не псалмы пророка Давида, а примитивные песенки на религиозную тему), я отказался, сказав, что это не матросский кубрик». И если бы не отец Николай Гурьянов с острова Залит, который был духовным наставником иеромонаха Романа и благословил его купить гитару, тот никогда бы к ней не прикоснулся. Благодаря тому же отцу Николаю реализовался поэтический потенциал иеромонаха Романа.

Дар поэтического слова как жизненный удел накладывает определенные обязательства на лирического героя его поэзии, который с одной стороны – монах и пишет: «Стихи слагать – сомненьем погрешать: / Спасаются молитвой и молчаньем», а с другой стороны – поэт и возражает: «Молитва – все! Никто не спорит с этим, / Но люди и за малый дар в ответе».

В течение нескольких лет иеромонах Роман трудился на строительстве бревенчатого храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в скиту Ветрово Псковской области. Ему пришлось активно вникать в строительные дела, становиться и мастером, и прорабом. Кроме того, он надолго затворялся в келье, чтобы писать иконы для храма. В скит не иссякал поток паломников, но это становилось препятствием к рождению новых стихов иеромонаха, тем более что и он сам тяготился суетой. Выход был найден: по благословению 9 октября 2003 года иеромонах Роман (Матюшин) ушел в затвор. Годы уединения оказались весьма плодотворными для иеромонаха-поэта. В затворе родилось огромное количество стихотворений, достойных войти в сокровищницу отечественной классической литературы. Его стихи своей легкостью композиционно и структурно близки пушкинской поэзии, мировосприятием – тютчевской лире, свежестью образов – есенинскому слову, чувством Родины и глубокой болью о ней – блоковским стихотворным раздумьям, а поэтизацией быта – рубцовской лирике.

Как в пушкинском «Зимнем утре», звучат слова в стихотворении иеромонаха Романа:

Не день, а сказка! Солнце и

                                          лазурь!

Блистанье снега непосильно

                                                  оку!

В засеребренном

                     царственном лесу

Все светится поэзией

                                       высокой!

Как в ранних есенинских стихах, природа у иеромонаха Романа оживотворяется церковными образами:

Ликует мир, Тобою

                         сотворенный,

Благовествует радость

                                         бытия.

И птахи славословят

                                антифонно

По знаку канонарха

                                        соловья.

А как проникновенно, щемящей болью звучат его слова о России, родственно близкие поэтическому циклу Александра Блока «На поле Куликовом»:

Земля моя! Пыреи

                                да бурьяны!

Лазурь моя! Сычи

                                 да воронье!

Откуду стану  плакать

                                    окаянный,

Взирая на Отечество свое?

Но кроме умения глубоко переживать беды и горести родной земли и родного народа, кроме умения сострадать, стихи иеромонаха Романа являют собой уникальное умение человека радоваться всему вокруг, а более всего – небу (кстати, одна из его книг так и называется – «Радоваться небу»). Это умение восхищаться разлитой Богом в небесах лазурью, моленьем птиц, славословием всей природы. В одном из стихотворений он пишет:

Лазурь! Лазурь! –

                молитвенно   шепчу,

Вобрав душой небесные

                                       разливы.

Ах, если б все прияли, хоть

                                 чуть-чуть,

Твое молчанье и твои

                                      призывы.

Строчки его стихов дышат светом и зовут к Свету:

Имеешь Слово –

                 не испачкай ложью,

Веди к Лазури, расточая

                                              мглу.

Не погреши: глагол не твой,

                                      а Божий,

Верни принадлежащее Ему.

Неплохо было бы помнить эти слова всем наставникам и учителям, политикам и, в особенности, журналистам. Как важно осознавать ответственность за каждое произносимое нами слово, тем более слово, действующее на умы и сердца людей!

Уникальность же дара иеромонаха Романа (Матюшина) заключается в органическом соединении духовного наследства богословской мысли с высокой поэтической культурой классического русского стиха, с простотой и безыскусностью русской бытовой речи, доверительностью, естественностью ее интонаций, установкой на диалог с читателем-другом.

Зажги свечу, пока не грянул

                                               гром,

Пока дитя в восторге тянет

                                                   руки…

Душа без веры – погорелый

                                               дом,

Не обрекай сокровище на

                                            муки!

Да, творчество православного поэта иеромонаха Романа (Матюшина), без сомнения, органично вписывается в целостную картину современной духовной лирики. Уходя корнями в плодородную почву отечественной поэзии и культуры, оно обращено к высшим устремлениям человека и тем самым представляет собой «времен связующую нить», соединяющую его с золотым фондом отечественной литературы, с сокровищницей православной духовности.

Наталья ГОРДИЕНКО, кандидат

филологических наук

 

 

 

 

 

 

 

В начало

Наш Крым

Детская оздоровительная экспедиция «Здравица».

Райские цветы Шостья

Монастырь основан на новом месте в 1999 году. Осенью этого года ему исполнится всего 10 лет.

Найти половинку

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

На велосипеде к святыням

Мы решили, что если это велопоход, значит, и Севастополь, и Инкерман, и Херсонес мы должны осмотреть вместе с ...

Служение Слову

Имя иеромонаха Романа – в миру Александра Матюшина – стало известно в 90-е годы ХХ века

Преодолевая трудности

С протоиереем Андреем ПРАВДОЛЮБОВЫМ о вопросах воспитания и образования беседует Ирина ЕВСИНА

Привыкаем к садику

«Детский сад: за и против»

Желаем Божьей благодати

29 июня на праздник Спаса Нерукотворного редактору газеты «Благовест» Ирине Ивановне Евсиной исполнилось 50 лет.

Чудо в Хонех

Воскресная школа

иеромонах РоманОбложка