Логотип рязанской газеты "Благовест"

Марина МУРАВЬЁВА

Райские цветы Шостья

Когда наступает долгожданное лето, многие думают, как бы провести его так, чтобы запомнилось надолго. Кто-то едет на юг к ласкающим волнам моря, кто-то отправляется в экскурсионную поездку. А мы с дочерью Ксенией и подругой Еленой решили несколько дней пожить в монастыре. Только не отдыхать, а потрудиться. За тридевять земель ехать не пришлось. Выбранный нами монастырь расположен в селе Шостье всего в сорока минутах езды от родного города Касимова. Только десять лет назад здесь появились первые монахини. И стало в селе будто светлее и теплее…

Московские переселенцы

Монастырь основан на новом месте в 1999 году. Осенью этого года ему исполнится всего 10 лет.

А началось все так. Настоятель Спасского собора Заиконоспасского монастыря г. Москвы отец Петр, известный в России духовник, стал задумываться об открытии подворья с целью устроения молитвы и воспитания детей-сирот. Решено было молиться, чтобы Господь разместил его где-то в деревне подальше от мирской суеты.

Сначала искали в Подмосковье заброшенный пионерский лагерь, чтобы переоборудовать его и построить храм. Но выход находится чаще всего не там, где его ищут, а где Бог укажет. Одна москвичка, прихожанка о. Петра, купила дом в с. Шостье, где местные жители очень хотели возобновить церковные службы. Вот и попросили они ее походатайствовать перед батюшкой о помощи в восстановлении храма.

Приехав на место, отец Петр переговорил с местной администрацией и оформил Никольский храм как патриаршее подворье.

Прихожане принесли несколько икон, и на Пасху в 1999 году после долгого перерыва состоялась первая служба. В разоренном храме было так холодно, что под облачение священнику пришлось надеть ватник. Так началось возрождение духовной жизни в селе. Сейчас храм восстановлен, летняя часть расписана фресками, причем над ними трудились не только сестры, но и дети. Даже дошкольники выполняли несложную работу. Каждая из сестер получила возможность по своему вкусу написать по райскому цветку.

Поначалу планировалось, что монастырь разместится вокруг храма, но, к сожалению, места для этого не оказалось. Даже старый дом священника до сих пор занят. Местная администрация выделила землю около Шостьенской основной школы. Благодаря хлопотам московского батюшки она вскоре преобразовалась в среднюю школу. Сейчас идет строительство нового здания для нее...

В том же году приехали четыре сестры из Москвы. Сейчас их уже около шестидесяти. Четыре года назад по указу Патриарха монастырь был разделен на две части. Половина сестер с м. Антонией поехали восстанавливать Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в с. Акатово Клинского района Московской области.

Насельницы монастыря с. Шостье обрабатывают земли, держат птицу, скотину: овец, коз, лошадей, коров редкой породы (из их молока делают удивительный сыр). Дети, школьники и даже малыши, с удовольствием занимаются в кружке верховой езды. Мы сами забрались на смирную лошадку Милку, соблюдая все правила техники безопасности, а Ксения отважилась и самостоятельно прокатилась на ней, выполняя специальные упражнения.

В хозяйстве есть современная техника, на которой трудятся наемные рабочие из числа селян. В проекте – открытие богадельни для престарелых православных людей.

В 2008 году при монастыре в Шостье открылся приют-пансионат для детей-сирот и детей, попавших в сложные обстоятельства жизни. Воспитанница приюта и выпускница прошлого года Анжелика, теперь уже сестра Екатерина, писала стихи, прозу, песни, занимала за них призовые места в районных конкурсах. А выпускница этого года – Ольга, круглая сирота, окончила школу с золотой медалью.

От рассвета до заката

В монастыре подъем – в пять часов утра. С половины шестого до семи – утренняя молитва в монастырском храме. После часа отдыха все отправляются на послушания. В одиннадцать часов – первая трапеза. В четыре часа вечера – вторая и последняя. После нее за общим столом сестры уже не встречаются.

Во время Петровского поста на столе у насельниц простая пища: манная и гречневая каша на воде, картофель, вареная фасоль, грибы, овощи и зелень,  иногда салат или овощной суп и ягоды. Интересно, что почти такой же рацион остается на второй прием пищи. В понедельник, среду и пятницу – пища без масла, а рыба только по субботам и воскресеньям. Сразу вспоминаются наши разносолы и разнообразие блюд. Но, как ни странно, нам казалось все вкусным и сытным, правда, масла трудникам предлагали всегда. И опять послушания.

Свободное (личное) время с восьми до десяти часов вечера. Можно почитать или заняться любимым делом. Затем до половины двенадцатого отдых, обязательный для всех, и до половины первого – ночная служба в монастырской церкви. И, конечно же, службы в Никольском храме, где присутствуют свободные от послушаний сестры и прихожане.

Синклитикия, Неонила  и другие

Среди мирских людей с атеистических времен бытует мнение, что в монастырь идут те, кто не смог в миру устроить свою жизнь.  Может быть, где-то, с кем-то так и бывает, но это точно не про сестер из Шостья.

Среди сестер два кандидата искусствоведческих наук, художницы, несколько экономистов , есть и инженер-конструктор военной промышленности (специалист по авианесущим крейсерам), профессиональные музыканты, врач-стоматолог, выпускница Тимирязевской академии дизайнер по ландшафтам, четыре педагога. Думаю, что перечислять достаточно. Матушки никак не похожи на неудачниц.

Всего сестер около 25 человек, основной возраст до 30-40 лет. И пришли они сюда по зову сердца, по любви к Богу. Мне казалась монастырская жизнь очень тяжелой, на пределе сил. Однако они как один заявляли, что труднее в миру, где много скорбей. В монастыре меньше забот. Большая часть отводится молитве. И всё по силам.

В монастыре живут просто. Нет привычных нам забот о жилье, об одежде, пропитании. Заболел – всегда можно опереться на надежное плечо. Все делается с Богом. Солнце светит – хорошо, пошел дождь – опять слава Богу. Не получилось что-то, – значит, Богу так угодно. А раз так, то зачем же печалиться, зная, что обо всем Господь позаботится? Трудись и молись. Особую силу несет в себе общая молитва.

Утешением в скорбях звучат слова апостола Павла: «Господь бьет всякого сына, которого принимает». Ведь если трудно, горько порой, значит... принимает? И легче от этого становится. Помогает сознание, что Господь рядом и тебя видит.

В монастыре у сестер необычные имена, старинные, красивые: Досифея, Сергия, Феодосия, Параскева… Говорят, о. Петр специально дает при постриге редкие имена, чтобы не забывали.

Почему же люди уходят из мира, оставляют родных, любимую работу, отказываются от семьи? Попробуем разобраться.

Монахиня Неонила – в монастыре благочинная. По ее кроткому виду я бы ни за что не догадалась, что в прошлом она – младший лейтенант связи. Улучив минутку, набираюсь смелости (все-таки начальство) и задаю вопрос: почему она здесь? Матушка Неонила рассказала о себе немного. Она не раз посещала монастыри. После окончания учебы остро встал вопрос выбора: или создавать семью, или поступить в монастырь. Убийство трех Оптинских монахов подтолкнуло ее к принятию решения уйти из мира, чтобы служить Богу. Сейчас ее мама – послушница этого же подворья.

Монахиня Синклитикия назначена бухгалтером-казначеем самим Патриархом. Ее сфера – работа с документами, сотрудничество с различными организациями и рабочими-мужчинами. Особенно трудно бывает с рабочими. Здесь она видит для себя три задачи: не обидеть мирского человека, наставить в вере и, конечно же, потребовать выполнения работы. Старец благословил ее в монастырь, когда она еще была семейным человеком. Не пошла. Испугалась, что будет тяжело. Да и муж есть, сын. А потом за короткое время она потеряла пять близких людей: мужа, сына, племянника, крестного… Осталась совсем одна. Поняла, что кроме Бога никому так не нужна. Ничего в миру не держит. И решилась. В монастыре уже восемь лет. На собственном опыте убедилась, что, если есть благословение на поступление в монастырь, как ни бегай – все равно там будешь. (Об этом же говорили и другие сестры). Я не удержалась и спросила, очень ли тяжел монашеский путь. Она ответила просто и ясно: «Если монастырь считать своим домом – то легко, если нет – то тяжело».

Инокиня Анфиса родом из Эстонии. Почти все ее предки были людьми воцерковленными. Верующая мама поднимала дочку в пять утра, чтобы ехать в церковь в соседний город, поэтому многое о вере она помнит именно из детства. По натуре своей веселая, озорная, матушка Анфиса в юности полюбила шумные компании, часто пропадала на улице и охладела к церковной службе. И осознанно вернулась в церковь в 17-18 лет.

Однажды она возвратилась домой с улицы чуть раньше обычного и случайно услышала горячую молитву матери: «Господи! Отврати от моей дочери всех друзей и подруг!» В ответ – непонимание. «Зачем ты так молишься?» – накинулась на мать с попреками. Но молитва матери была услышана. Спустя какое-то время в миру девушке стало скучно, неуютно. Она отошла от друзей, стала ближе к старшей сестре, племянникам. Снова потянуло в церковь. Стала посещать монастыри: Пюхтицкий женский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру. Возвращение из монастыря всегда было трудным: душа тянулась к высокому, а мир навязывал свои соблазны, против которых трудно устоять. В душе происходила борьба: понимаешь, что нельзя это, плохо, но делаешь и мучаешься потом. Решение быть в монастыре созрело неожиданно. По благословению старца Наума – духовника Лавры – уехала с отцом Петром. Дома не была уже семь лет.

Мать Анфиса

Мать Анфиса, улыбчивая и общительная, по профессии – швея, сразу согласилась  ответить на интересующие меня вопросы.

– Как люди попадают в монастырь?

– Бог сам их выбирает. И как бы человек ни сопротивлялся, если на то есть воля Божия, он рано или поздно окажется в монастыре.

– Есть ли дружба среди живущих в монастыре?

– Дружба не приветствуется, так как она забирает то, что должно принадлежать Богу. А общение строится по-разному: с одной хочется вместе работать, а с другой – говорить о духовной жизни.

– Легко ли быть в монастыре? Бывают ли искушения?

– Конечно. Иногда очень сильные. Например, когда в Шостье из Эстонии приехали мои родители и стали строить здесь дом, захотелось быть с ними. Временами бывает очень тяжело, одолевают сомнения: зачем я здесь? – но потом все проходит.

– Если посмотреть со стороны, то кажется, что все сестры между собой, как ангелы.

– Это только кажется. Все мы люди, у которых есть страсти, искушения. Но врач нужен больным. Так Христос нужен тем, которые считают себя немощными. А мы такие и есть.

– Как мама отнеслась к Вашему решению уйти в монастырь?

– Ей, да и мне, было трудно пережить разлуку, но она все же благословила. А материнское благословение много значит.

Качели от святителя Николая

Как только мы прибыли в Шостье, сразу зашли в храм на службу. Монастырский хор славится красотой и культурой пения. Его не раз приглашали выступать в г. Касимов. Нам как клиросным певчим есть чему поучиться у них. (Забегая вперед, скажу, что нам с Еленой посчастливилось вместе с сестрами петь на водосвятном молебне на освящение места под строительство нового корпуса для пансиона.) А потом нас благочинная определила на место жительства в… детский сад. Вернее, детский сад располагается на первом этаже, а наши кельи – на втором. Хозяйка, мать Иоанна, очень обрадовалась нам. Бог прислал, как она выразилась, специалиста-дошкольника (т.е. меня) и мою спутницу – пианистку и вокалистку.

Для «садика» выделили небольшую, но уютную комнату. Здесь много книг, фортепиано, игрушки, столы для занятий, стены украшают детские работы. Приходят сюда 11 детей. Матушка Иоанна вместе с детками читает утренние молитвы, отрывок из Евангелия, кропит святой водичкой. Она же ведет Закон Божий и разучивает песенки. Очень полюбилась всем одна из них:

Святой Николай, ты к нам приходи.

Святой Николай, ты нам помоги.

Ты нас научи, как Бога любить,

Послушными, верными быть.

Детям присылают конфеты, игрушки, одежду. Господь посылает всё, что надо. Как? Да очень просто! Понадобились качели – встали к иконам, попросили Николая Угодника, а кто-то из детей уточнил: «Срочно». И что же вы думаете? На следующий день нашелся спонсор и дети радовались подарку. Нужен песок для песочницы? Опять встали к иконам: «Святой Николай, помоги!», а потом вышли за ворота, притормозили грузовую машину… На следующий день дети уже лепили пирожки. Чудеса? Для них – жизнь. Мы сами были тому свидетелями. Беседуем с матушкой Иоанной о специфике работы с дошкольниками, даем советы: хорошо бы палитры для рисования, маски для игр, музыкальные инструменты… А на следующий день помогаем ей разбирать очередную посылку из Москвы и находим там… маски, палитры (штук эдак пятьдесят!), ксилофон, десяток (!) металлофонов, гармошку…

Помогают и прихожане. Фотиния Георгиевна приезжает с крестницей на велосипеде из соседней деревни и занимается с детьми математикой, старшеклассница Олеся – музыкой, сестра Ирина – рассказывает о растительном и животном мире, рисует и лепит с детьми. У Ирины больные ноги, передвигается она с помощью ходунков, но руки, точно, – золотые. Она нашила красивых костюмов для детских театральных постановок, изготовила куклы для театра бибабо. Дети из «садика» и пансиона с удовольствием участвуют в костюмированных театральных постановках. Одну из таких мы видели своими глазами. Дети, наряженные в русские сарафаны и косоворотки, распевали песни и частушки, приплясывали в такт музыке, инсценировали сказку «Репка», гости-старшеклассницы исполнили музыкальные произведения на скрипке и на фортепиано, сестры монастыря предложили вместе спеть канты. Во дворике под зеленым покровом деревьев всех ожидал накрытый стол с чаем и сладостями, а мы организовали игры и конкурсы для детей. Для каждого матушка Иоанна приготовила подарок – игрушку.

Мать Иоанна – удивительный человек. Ее доброты хватает на многих. Она была пострижена в монахини еще в миру, но не пускал маленький сын. В миру как на чужбине, говорила она про то время. Когда сын повзрослел – ушла в монастырь. Сначала она по послушанию занималась миссионерской работой в селе, ходила по домам, говорила о Боге. Но потом пришла к выводу, что лучшая проповедь – это сама жизнь сестер, отношение с любовью и друг к другу, и к мирянам. Может, поэтому и поручили ей самых маленьких деток на попечение, правда, по специальности она – учитель литературы. Поначалу она тужила: разве это монашеская жизнь? Да и жить пришлось за пределами монастыря. Но потом… Разве можно не привязаться сердцем к чистым и непосредственным малышам?

С матушкой Иоанной очень интересно разговаривать, столько полезного для души можно почерпнуть! Вот, например: «Жить в роскоши и не желать ее, жить в бедности и не скорбеть – совершенный человек. Не привязываться сердцем к вещам, к обстоятельствам – в этом сила духовная. И в отвержении своей воли».

Послушания

В монастыре в трапезной вывешивается график послушаний на неделю: каждой сестре – свое. Я не сразу обратила внимание, что мы (сестра Марина и Елена) тоже в нем есть. А значилось там следующее: огород (огромное картофельное поле с ожидающими нас солидными сорняками), картошка (переборка в подвале) и детский сад. Кто-то направлялся пасти коров, кто-то ухаживать за телятами или овцами, кто-то – на кухню. Дел много, а рук, как всегда, не хватает.

Первое послушание мне запомнилось особо. С утра зарядил неутомимый дождь, а мы же городские, даже сапог резиновых нет. Попросили – принесли и сапоги, и носочки шерстяные, и даже какие-то немыслимые для «той» нашей жизни плащи. И мы решительно отправились собирать викторию прямо под дождем. Кстати, за время пребывания в Шостье я сделала интересное наблюдение: мы абсолютно не заботились о своей внешности, и воспринималось это НОРМАЛЬНО! Причесались, умылись, запрыгнули в длинные юбки и резиновые сапоги и – вперед. Выходит, внешность человека – какая-то искусственность, на которую в обычной жизни мы слишком много обращаем внимания, теряя порой за ней истинного человека.

«Выгодный» сосед

Со школой монастырь имеет очень тесную связь. Даже окна классов выходят на монастырские стены. Директор школы А.А. Миняев усмотрел в монастыре выгодного соседа: школьники изготавливали собственными руками подсвечники для Москвы, монастырь помогал средствами и продуктами, но, самое главное, дефицит квалифицированных кадров в школе восполнили три насельницы с высшим образованием.

Благочинная мать Неонила преподает в школе химию, кандидат искусствоведческих наук мать Параскева – уроки ИЗО и кружки (кстати, ее ученицы, юные художницы и золотошвейки, традиционно занимают призовые места в конкурсах разного уровня), мать Саломия – английский язык и курс «Основы православной культуры». Инокиня Саломия, через которую у меня и завязалось знакомство с монастырем, очень энергичный, пламенный и интересный человек. Она по благословению вышла на районный конкурс «Учитель года» и… победила. Она побывала в нескольких районных школах на встречах со старшеклассниками, в православной школе г. Касимова. Ее уроки интересны и неожиданны. Она готова к встрече с людьми. «Мой урок всегда со мной», – шутливо говорила она, постукивая себя пальцем по лбу. Представьте себе: притихшие школьники осматривают гостью в длинном черном одеянии, ждут каких-то душеспасительных речей, а вместо них: «Ребята, в детстве мне очень нравилась сказка, в которой говорится о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Это «Маугли», верно». И спустя несколько минут начинается разговор (именно разговор, а не лекция) о трех законах жизни: зверином, человечьем и, наконец, Божием. Сравнение, в чем разница, что выше, благородней, постигается постепенно. Неудивительно, что во время открытого урока «Что есть красота?» на областном конкурсе «Учитель года» зрителей из числа взрослых собралось даже больше, чем старшеклассников. Не всем хватило места в классе, стояли даже в коридоре. Всем хотелось посмотреть на молодую с тонким чувством юмора «монашку-учительницу», которая еще и регентует в церковном хоре, и конюхом состоит, да еще и верхом ездит. А после урока – слова благодарности, желание встретиться еще и пугливое: «Да она нам тут всех детей перекрестит!»

А как-то на районной конференции во время выступления матушки Саломии одна из педагогов воскликнула: «Надо же, монашки не накрашенные, а такие все красивые и молодые!»

Не ошибся директор школы, выгодный сосед у него. Дети в школе не курят, не замечены в каких-то хулиганских поступках, ругаться при взрослых стесняются. А в наше время уже это – маленькая победа над телевизором. А еще ребята знают о своих земляках, учатся трудиться и любить свою Родину, задумываются о духовных законах. Разве этого мало?

P.S. Что же мы вынесли за пять недолгих дней из монастыря? Ощущение любви и мира на душе. Как наполненная чаша. Так хочется не расплескать ее подольше. Было немного страшно возвращаться в привычный мир, где почти нет любви. Людям так ее не хватает в жизни. Оттого и несчастны многие. Почему же не попросить ее у Того, у Кого она в избытке?

Марина МУРАВЬЕВА, Касимовский район

 

 

В начало

Наш Крым

Детская оздоровительная экспедиция «Здравица».

Райские цветы Шостья

Монастырь основан на новом месте в 1999 году. Осенью этого года ему исполнится всего 10 лет.

Найти половинку

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

На велосипеде к святыням

Мы решили, что если это велопоход, значит, и Севастополь, и Инкерман, и Херсонес мы должны осмотреть вместе с ...

Служение Слову

Имя иеромонаха Романа – в миру Александра Матюшина – стало известно в 90-е годы ХХ века

Преодолевая трудности

С протоиереем Андреем ПРАВДОЛЮБОВЫМ о вопросах воспитания и образования беседует Ирина ЕВСИНА

Привыкаем к садику

«Детский сад: за и против»

Желаем Божьей благодати

29 июня на праздник Спаса Нерукотворного редактору газеты «Благовест» Ирине Ивановне Евсиной исполнилось 50 лет.

Чудо в Хонех

Воскресная школа

Храм Успения Пресвятой Богородицы в ШостьеВ стоматологическом кабинетеВ швейной мастерскойПраздник в детском саду