Логотип рязанской газеты "Благовест"

Рай из «ящика»

Часто мы жалуемся на то, что наше телевидение пропагандирует погоню за материальными ценностями и почти совсем не интересуется вопросами духовности. Однако интерес к религии в наши дни вырос, есть «спрос» на духовную тематику, и телеканалы начали стараться этот спрос удовлетворять. Но порой телевизионщики говорят о духовности так, что поневоле думаешь – лучше бы они совсем этого не делали.

«По ту сторону жизни и смерти. Рай» – так назывался документальный фильм, показанный по телеканалу «Россия» в декабре. Первую часть этого фильма, в которой речь шла об аде (она была показана по тому же каналу в апреле), мне посмотреть не довелось, зато часть вторая оставила о себе массу впечатлений. Начало фильма я встретила с воодушевлением – наконец-то наше центральное телевидение обратилось к теме вечных ценностей, проблеме добра и зла, заговорило о реальности загробной жизни! Была толково пересказана история грехопадения, подчеркнута суть преступления первых людей – не плотский грех (как некоторые до сих пор думают), а непослушание Богу, своеволие и отвержение Божией любви. Положительное впечатление усиливали цитаты из Библии и мудрые высказывания философов, озвученные народным артистом России Алексеем Петренко, запомнившимся нам не только своими великолепными киноролями, но и участием в замечательном фильме об истории христианства «Земное и Небесное». Однако радость довольно быстро сменилась недоумением, когда на экране появился известный псевдоученый Эрнст Мулдашев и начал рассказывать о том, что рай, оказывается, есть и на земле, называется он Шамбала и находится где-то в Тибете. На этом «научные» изыскания не закончились, дальше нам поведали, что древний Эдемский сад, в котором произошло грехопадение Адама и Евы, находился…где бы вы думали? В России, на территории Ярославской области! Очень напоминает теорию сатирика Михаила Задорнова, согласно которой все народы произошли от русских. Но этот фильм вроде бы не сатирический, а документальный (хотя само сочетание «документальный фильм о рае» звучит несколько странно). Дальше – больше. Как вам такая фраза: «О рае людям рассказывали такие великие пророки, как Будда, Христос, Магомет». Называть Господа Иисуса Христа пророком и ставить Его в один ряд с лжепророками – это уже кощунство. Обидно за Алексея Петренко, который это озвучил.

Затем речь пошла о райском блаженстве как награде людям за добрые дела (не слишком ли примитивное понимание?) В связи с этим мы услышали такой «перл» (за дословную точность не ручаюсь, цитирую по памяти, но смысл передаю точно): «В христианстве и исламе издавна обязательным условием для попадания в рай считалась вера и следование канонам, однако в последнее время позиция Церкви стала меняться, ведь есть люди, которых глубоко верующими не назовешь, однако живут они так, что впору при жизни записывать их в святые». Интересно, кто дал создателям фильма право говорить за всю Церковь, и кто сказал им, что позиция Церкви по такому принципиально важному вопросу вообще может меняться? В качестве примера такого «неверующего святого» выступил знаменитый детский доктор Леонид Рошаль, который сказал о том, что он вообще не задумывается о том, что будет после смерти, просто старается делать людям как можно больше добра. Конечно, хочется верить в то, что такие люди, как доктор Рошаль, не будут лишены Божией милости, но говорить о том, что для спасения достаточно добрых дел, а вера не обязательна – не ересь ли это? Как спастись без Спасителя – Христа? Только барон Мюнхгаузен мог вытащить сам себя за волосы из болота, а нам это вряд ли удастся.

Дальше, правда, авторы фильма рассказали нам о Божией благодати, о том, что она необходима людям. Однако по фильму выходит, что получать эту благодать можно разными способами. Можно – через молитву и церковные таинства, как православные, а можно – через медитацию, как буддисты! Вот так, дорогие зрители, выбирайте, какой способ вам удобнее, а можете и совместить разные способы для большего эффекта! А закончился фильм вполне по-православному, рассказом о святой горе Афон и словами афонского монаха.

Впрочем, такая «сборная солянка» меня не очень удивила бы – ведь фильм снимали люди невоцерковленные (хотя, вполне возможно, считающие себя православными!), если бы не одно обстоятельство – в фильме, наряду с иудейским раввином и буддистским монахом, снимался и православный священник. Теперь мне не дает покоя вопрос – ознакомился ли этот батюшка с полным текстом фильма, знал ли он, в каком контексте прозвучат его разумные слова? Если да, то не очень понятно, почему он согласился участвовать в таком фильме, а если нет, то это было довольно неосмотрительно с его стороны. Может быть, он рассудил так: «За свои слова я отвечаю, а остальное меня не касается?» А может быть, он хотел внести хоть немного здравого смысла в этот хаос? С одной стороны, ему это удалось, но вот с другой стороны… Вполне может получиться так, что у невоцерковленных зрителей этого фильма отложится в памяти, что в фильме участвовал православный священник, а значит, вся эта «мутная каша» будет в их сознании освящена авторитетом православной Церкви, а это уже страшно.

Телеканал «Россия» уже не в первый раз отличается подобным «шедевром» – около года назад по этому же каналу был показан фильм «Великие пророчицы. Ванга и Матрона», в котором между святой Матроной Московской и прорицательницей Вангой был фактически поставлен знак равенства. «Промывка мозгов» продолжается. Такие «разговоры о духовности» могут оказаться намного опаснее антирелигиозной пропаганды. Люди будут ходить в храм, молиться, ставить свечи, но что при этом будет у них в головах, какая «каша» из разных верований и домыслов – одному Богу известно. Может получиться так, что люди, искренне считающие себя православными, начнут медитировать прямо в храме, чтобы получить Божию благодать, улучшить этим свою карму и достичь «райской нирваны». Думаете, до этого не дойдет? Если наше телевидение продолжит снимать такие фильмы, вполне может дойти.

Анна НЕЗНАЕВА

 

 

 

 

 

В начало

Свет Вифлеема

Из Рождественского послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Обращение к Патриарху

В связи с ратификацией Правительством РФ Европейской Социальной Хартии.

Вновь Рождество

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел

Обручение с Церковью

Он был завсегдатаем нашей областной молодежки, а потом  завсегдатаем Иоанно-Богословского монастыря.

Грех библейского Хама

Нынешний век – это век информационного общества, а значит, манипуляция общественным сознанием

Казаки– опора Церкви

Сегодня настало время, когда Церковь и казачье сообщество должны тесно взаимодействовать во благо народа нашего

Не плюй через плечо

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Новая жизнь в Солотче

Молодежная страница.

Чего мы достойны

Кризис личности. И причину всех болезней следует искать именно в нем.

Запредельная территория

Имя Севы Гаккеля хорошо знакомо петербуржцам среднего возраста: экс-музыкант «Аквариума»

Кто, если не я

Лидер этого волонтерского движения «Поможем вместе» Инна Сучкова

ОБКУРЕННЫЙ ПЕТУХ

Взгляд из песочницы.

Рай из «ящика»

Порой телевизионщики говорят о духовности так, что поневоле думаешь – лучше бы они совсем этого не делали.

СИМВОЛ СМИРЕНИЯ

«Для меня Рождество Христово в первую очередь – рождение Спасителя.»

«По ту сторону жизни и смерти. Рай»