Логотип рязанской газеты "Благовест"

Игорь ЕВСИН

ПОЛЮШКА

Из повести о слепой праведнице Пелагее Захаровской.

В основание повести легли воспоминания родственницы блаженной Полюшки Захаровской (Пелагеи Александровны Лобачевой, впоследствии Орловой), а также хорошо её знавших старожилов села Захарова.

Автор благодарит за помощь в сборе материалов сотрудников рязанской газеты «Благовест» и жителя г. Москвы Александра Евгеньевича Николаева, сделавшего уникальные аудиозаписи о жизни слепой праведницы.

 

Ворчание отца

Яр – высокое место. На яру или, как говорят в народе, «по яру» расположилась деревня Поярково. В старину «поярком» называли и шерсть овцы после первой стрижки, и темную кору на березе, остающуюся после снятия белой для плетения лукошек или растопки печей. И всё это вполне сочетается с названием деревни Поярково, расположенной на высоком месте. Рядом, в низине раскинулись луга, служащие пастбищем для овец, коров и лошадей. А у подножия яра все еще растут одряхлевшие березы, с которых крестьяне вполне могли сдирать кору.

В этом-то селении, относящемся ныне к Захаровскому району, а ранее приписанном к Михайловскому уезду Рязанской губернии, и появилась на свет Поля Иевлева – будущая подвижница веры и благочестия Пелагея Захаровская. Родилась она в 1890 году 20 октября (Здесь и далее даты указываются по новому стилю).

На дворе стояла глухая осень, золотой листопад превращался в медный, а потом упавшие листья и вовсе расползались по сырой земле грязной ржавчиной. Но у крестьян было праздничное настроение. Они справляли «богатину» – окончание трудов по сбору урожая. Михайловская земля всегда хорошо родила картофель, сахарную свеклу и капусту – основные продукты, которыми крестьяне питались долгую зиму. А до нее оставалось немногим более пяти недель.

По утрам близлежащие луга уже начинал серебрить легкий иней. Подходило время, когда заканчивался выгон скота на пастбище.

Полюшкины родители – Александр и Наталья Иевлевы – к зиме подготовились хорошо. Урожай собрали, сено заготовили, хлева утеплили. Только праздника на душе не было. Хоть они и работали от первых петухов и до вечерних сумерек, но из-за нехватки земли жили все-таки бедно. А семья была немалая. До Полюшки у них родилось четверо детей – дочери Аня, Саша, Федора и сын Вася. А земельный надел распределялся по количеству лиц мужского пола. Потому земли у Иевлевых было маловато, а значит, и урожай с нее «богатиной» никак не назовешь.

– Земля родит плохо, а жена родит, да только не мужиков. Ждал помощника, а получил еще одну девку, да еще слепенькую. Что же за жизнь такая у меня складывается? – ворчал про себя Полин отец.

Да и Наталья тужила. Понимала мужнину печаль, но помочь не могла. Рада бы пособить ему по хозяйству, да хвори одолевают. То одна, то другая… Даже когда забеременела Полей, заболела невесть откуда взявшейся малярией. Участковый врач прописал ей хину. Лекарство сказалось на развитии плода, и это стало одной из причин того, что Полюшка родилась слепенькой.

– Что ж ты, Наталья, раньше-то не сказала мне о беременности, – сокрушался после врач.

А Наталья, слава Богу, пятого ребенка вынашивала, ей и в голову не пришло распространяться о своем положении.

Так по Божьему Промыслу и родилась Поля слепенькой.

– Нелегкие времена ждут нас, мать, – сказал, узнав о слепоте своей сестры, Василий.

– На всё воля Божия, – смиренно отвечала Наталья.

А Полин отец лишь тяжело вздохнул и заворчал:

– Дело ясное – помощницей девочка не вырастет. Ей самой помогать придется.

И не ведал Александр, что из этого слепенького комочка вырастет не только помощница, но и спасительница многих людей. Что она станет угодницей Божией, всецело посвятившей свою жизнь служению Господу.

 

Вижу свет

С первых же лет жизни, будучи еще несмышленым дитятей, Полюшка училась терпению. Едва научившись ползать, тыкалась она во все углы крохотной комнатки в деревянном доме, ударялась об угол печки или же просто о стену и не понимала, почему ей становится больно. А главное, не знала, не видела предмета, о который она ударялась. А потому вновь и вновь натыкалась на те же преграды, которые причиняли ей боль. И тем не менее, претерпевая удары непонятного внешнего мира, она настойчиво училась передвигаться. Сначала ползала на коленочках. Потом, вставая на слабенькие ножки, облокачивалась рукой о стеночку и пыталась делать первые шаги. Мама как могла помогала ей в этом, оберегала от падений, но за всем уследить не могла. Много шишек набила Поля, прежде чем научилась ходить. Но зато познала окружающий мир на ощупь, через осязание, через запахи и звуки. И беленая известью печка, пахнущая глиной, и сосновые бревна избы передавали ей ощущение земли и деревьев. А пахнущие молоком руки матери пробуждали чувство нежности и радости от соприкосновения с ними. А звуки?.. Ах, лучше бы их не было! Перебранки сестер, ворчание брата и окрики отца стали для Полюшки больнее, чем удары об угол печки или о стенку. И лишь когда утихнет всё в доме, любила она шепот маминых молитв. О, какими дивными, какими чудными казались ей слова: «Ты еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая… Свет невечерний… Свет незакатный…»

Мама, мама, расскажи мне, что же это за свет, который всех освещает? – спрашивала малышка.

– Бог это, доченька, Бог, только Он истинный наш Свет, без которого мы ничего не можем ни увидеть, ни сделать.

– Значит, во мне Бога нет, раз я слепая и ничего не вижу?

– Поля, ну что ты такое говоришь? Я же тебе рассказывала, что Бог – Он везде и во всем. Надо только стремиться к Нему, постараться полюбить Его, как самое-самое лучшее, что есть в жизни. И Он откроется человеку и просветит его. И тогда этот человек станет видеть самое главное, даже если он слеп от рождения… А впрочем, тебе еще рано говорить об этом, иди-ка, ложись скорее спать, и пусть Ангел-хранитель оберегает тебя.

Но ошибалась Наталья Михайловна, рассуждая о раннем Полином влечении к богомыслию. О чем же еще и думать чистому, непорочному ребенку, как не о самом-самом лучшем. А раз самое лучшее – это Бог, то о Нем и размышляла Полюшка. И призрел на нее Господь.

Когда Поле исполнилось три годика, она вдруг закричала: «Вижу свет!» Охнула ее мама, хмыкнул отец, ухмыльнулся брат. А сестры и вовсе рассмеялись:

– А нас ты видишь? А стол, а табуретку? Раз у тебя глаза закрыты, не можешь ты видеть ничего!

Но не могла сказать, не находила слов Полюшка, чтобы объяснить, что за свет увидела она. То ли это «Свете светлый», Ангел Божий явился ей, то ли просто беленую известью печку увидела она сквозь на миг, на чуточку приоткрывшиеся веки. Ничего не сказала, промолчала малышка, так и не открыв сокровенную тайну. Но с тех пор у слепенькой девочки наступило духовное прозрение, появился у Полюшки дар прозорливости, дар видеть то, что она, по человеческому разумению, никак не могла видеть, но все-таки видела…

Так, сидела однажды Полюшка на лавочке около дома и размышляла о белом, как вдруг что-то живое мелькнуло в ее глазах, и хотя она не знала, каков он, белый цвет, но сердцем почуяла – это он, он! Но почему он живой, мягкий, пушистый? Почему мечется туда-сюда и блеет, как овечка? Почему вокруг него какая-то холодная сырость, похожая на ту, которая была в овраге, где ее оставили одну?

Из оцепенения Полю вывел громкий разговор соседки с ее матерью.

– Наталья, у меня, слышь, кручина появилась, – говорила соседка, – овечка моя белая пропала, где искать, ума не приложу.

И вдруг осенило Полюшку! Никогда не вступавшая в чужие разговоры, она вдруг вскричала, боясь, что ее не услышат:

– В овраге, в овраге! Тетенька, идите скорей туда!

Бросилась к ней мама, стала лобик рукой трогать:

– Уж не горячка ли у тебя, доченька?

А соседка задумалась. Поразмыслила да и пошла в овраг. Хоть и была она там уже, ну да лишний раз сходить не помешает. И точно – подходя к оврагу, услышала женщина блеяние своей овечки.

– Э-э… Да Полька-то наша, наверное, и впрямь избранница Божия, – подумала она.

Потом «по секрету» рассказала об этом случае своей знакомой, а знакомая еще одной знакомой. Так и пополз по Пояркову слух о Полюшкиной прозорливости.

– Сорочьи враки, – отмахивались от этой новости мужики.

Но однако ж, когда потерялась у одного из них лошадь, так он все-таки сходил к Поле. «На всякий случай». Сказала она ему, где лошадь искать. Опять же «на всякий случай» он сходил, проверил. И нашел свою кобылку! Только не в мужицком характере рассказывать об этом «по секрету». И когда спрашивали, как он смог отыскать заплутавшую лошадь, то отвечал:

– Благодаря Богу.

Но в селе-то знали, что он ходил к Полюшке, а некоторые прямо говорили, что та подсказала ему местонахождение лошади. Но большинство считало этот случай простым совпадением.

 

Смирись, дочка…

По-разному относились к Полюшке и в родной семье. Наталья по-матерински жалела ее, но времени для общения с дочерью не находила. Слишком много хлопот по хозяйству. В четыре часа утра вставала она, чтобы растопить печь, приготовить еду для семьи и корм для скота. Работа по дому, саду, огороду, труд на поле и торфозаготовках и частые болезни истощали ее, потому не находилось сил для духовного воспитания своих детей. Но материнское сердце чувствовало, что Поля хотя и слепенький, но особый, необычный ребенок. Тревожилась Наталья за ее будущее, предугадывала тяжелую судьбу дочери.

Полин отец и брат Вася были пахарями. Тяжелым трудом, горько-соленым потом добывали хлеб для семьи. Поскольку землицы у Иевлевых не хватало, им приходилось наниматься в батраки, обрабатывать чужую землю. Отец жалел, что помощник у него только один. Жалел и о Полином рождении.

– Кому она будет нужна после моей смерти? – думал он порой. – Ваське она и то в тягость. Сынок-то эвон какой запальчивый, со злости даже сестер может побить…

Василий не был жестокосердым, но в запальчивости и впрямь мог побить сестер. А больше всего раздражала его Поля. Когда она ест, и щи-то у нее проливаются, и крошки повсюду сыплются. По дому тычется, так вещи всякие задевает, на пол сбрасывает. Ни поесть, ни прибраться, как следует, не может. Только и знает, что бездельничать да по церквям шляться. Да еще провидицу какую-то из себя строит. И чего только ходят к ней люди? Чего выпытывают слепую девку о каких-то овцах да лошадях, об урожае или неурожае. Пахать надо до седьмого пота, а не лясы точить об урожаях… Так думал Полин брат, не верящий в ее духовные способности и совершенно не заботящийся о духовности своей. Находясь в плену попечения о хлебе насущном, в надежде жить в достатке, он не представлял, что такое благодать и мирный, радостный дух. Не представлял он себе рай на небесах, потому что по Евангельскому слову «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Вообще из родных Полюшки никто не верил в ее духовное дарование – прозорливость.

– Может, и впрямь умеет Полька что-то разгадывать. Только случайно, – думали они. – Мало ли какие совпадения бывают.

Полин брат, женившись, привел супружницу в дом. Она стала в нем полновластной хозяйкой и настроила Василия на то, чтобы прогнать Полю из дома.

– Мешает твоя сестра всем нам, – говорила Васина жена, – ест задарма. Пусть, раз она такая верующая, ей Бог помогает. На подаяние пусть живет.

Полюшка и сама понимала, что их семья живет бедно, что она всем в тягость. Отец и раньше-то ее мало замечал, а в последнее время, как стал прикладываться к рюмке, так совсем забыл о ней. Мама болеет часто, нет у нее сил на Полю. Федора вышла замуж и переехала жить в соседнее село Жокино. Может, к ней хоть на время перебраться? А там видно будет… Подошла Поля к маме, спросила, что делать, как быть. «Смирись, дочка, походи по церквям, помолись. Даст Бог, люди тебя не оставят, а я… ты знаешь, я же больная, слабая, чем я тебе помогу? Мне самой помощь нужна…»

И смирилась Полюшка со своей участью, стала она ждать удобного случая, чтобы уйти из дома...

 

В начало

Дружное Мосолово

У многих российских храмов трудная судьба. Но многие из них, как птица Феникс, восстают из пепла и обретают новую жизнь

Большой круг

В 1444 году в очередной раз на Рязанскую землю, грабя и убивая, пришли татарские воины царевича Мустафы

Государство - семейство семей

На вопросы Ирины Евсиной отвечает сопредседатель Рязанского Общественного комитета «В защиту семьи, детства и нравственности» Дмитрий СМИРНОВ

Ребенок - продукт зачатия

Новый закон об охране здоровья приближает людей… к скотам

Уроки истории с отцом Амвросием

Современные аналитики утверждают, что если бы мы лучше знали свою историю, большинства ошибок можно было бы избежать

Со-работник Господа

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Прекрасная Солотча

В маленьких городках, в которых практически всё взрослое население работает на одном предприятии, его называют градообразующим

Еще можно спасти

Безжалостное «смывание» лица старинных русских городов, уничтожение исторических построек с неумолимой последовательностью продолжается и в Рязани

ПОЛЮШКА

Из повести о слепой праведнице Пелагее Захаровской

Сергей Есенин - детям

Знаете ли вы, что 3 октября исполняется 115 лет со дня рождения нашего замечательного земляка Сергея Есенина

Приоритеты не определены

Если верить СМИ, положение с воспитанием в школах только улучшается, но на самом деле всё далеко не так

Полюшка