Логотип рязанской газеты "Благовест"

Прекрасная Солотча

В маленьких городках, в которых практически всё взрослое население работает на одном предприятии, его называют градообразующим. В поселке Солотча, который считается частью Рязани, таким центром, его жемчужиной является Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь.

Это признают и светские власти, которые объединили празднование Дня Солотчи с торжествами по случаю 620-летней годовщины основания монастыря. Главными и почетными гостями на празднике, который прошел 25 сентября, были москвичи – потомки известных дворянских фамилий: Вердеревских, Крюковых, Головниных, Гагариных, Апраксиных, Ратаевых, Пороховатовых и других.

Многие из них ведут свой род от зятя Олега Рязанского Иоанна Мирославовича, до святого крещения именовавшегося татарским мурзой Салахмиром, а значит, и от самого князя Олега. Несколько лет назад здесь, в монастыре, была обнаружена могильная плита Иоанна Мирославовича, верного сподвижника своего тестя. К празднованию годовщины основания Солотчинской обители было решено приурочить ее открытие и освящение, на которое прибыло более ста потомков славных князей в 23-24 коленах.

По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла наместником Свято-Троицкого монастыря г. Рязани архимандритом Андреем (Креховым) в соборе Рождества Богородицы Солотчинской обители была совершена заупокойная лития, а затем освящение памятной плиты. «Во все времена монастырь являлся одним из главных центров просвещения и социального служения Рязанского края», – подчеркнул отец Андрей в своем пастырском слове. Он вспомнил мудрых насельников монастыря, принесших ему славу и уважение, в частности, архимандрита Софрония Лихуда, ученого-богослова, одного из основателей Московской духовной школы, и, конечно, основателя монастыря князя Олега Рязанского, правителя, чье княжение, по словам исследователей, признается «самым славным и самым счастливым» для Рязанской земли, чья личность затмила в памяти потомков всех предшественников и преемников на Рязанском престоле. «Убежден, что такое слияние памятных событий и знаковых имен воедино промыслительно, тем более если посмотреть на это с позиции вечности, – сказал в своем слове отец Андрей. – В Псалтири есть изречение: «В память вечную будет праведник» (Пс. 111, 6). Конечно, история хранит разные имена, достойные и запятнанные, благородные и бесчестные, имена защитников Отечества и его предателей. Но молитвенная память живет в народе только о тех, кто свою жизнь полагал за ближних, кто искал приобщения к жизни вечной более, чем призрачного земного благоденствия. О тех, кто понимал, что ничто в мире не может цениться выше собственной души. Как ни были славны ратными подвигами и политической смекалкой великий князь Олег Иванович и его талантливый сподвижник Иоанн Мирославович, но многие их дела навечно смыты волной времени. О чем-то из созданного ими мы никогда уже не узнаем, какие-то результаты их трудов на сегодняшний день утратили смысл, потеряли былое значение, остались только в прошлом. Но до сегодняшнего момента выстояло то, что было собираемо ими в вечность. Живет Солотчинская обитель, основанная князем Олегом, взращенная его усердием, обитель, в которой и Олег Иванович, и Иоанн Мирославович возносили свои молитвы ко Господу, укрывались от страстей мира ради спасения собственных душ, ради познания сладости богообщения, обитель, в которой оба приняли великую схиму. В молитвенной памяти живут и они сами. Православный народ издавна почитал князя Олега праведником, хранил предания об исцелениях, получаемых от прикосновения к его кольчуге, в обители сберегаются честные останки князя. Ныне Господь явил нам место захоронения Иоанна Мирославовича, чтобы молитва о почившем, потрудившемся здесь в подвиге монашеского делания, продолжилась. Чтобы она, совершившись сегодня, творилась и впредь уже не только его потомками, но и насельницами Солотчинского монастыря, прихожанами обители, всеми жителями Рязанской земли. Будем же помнить о своих корнях, о своих предках, пребывать в молитве о них и подражать им в усердии о спасении собственной души».

В работе круглого стола, который состоялся сразу после молебна, ученые-историки, краеведы, духовенство, представители Всероссийского дворянского собрания из Москвы, Рязани, Тулы сумели только обозначить ряд исторических проблем, связанных с взаимоотношениями Рязанского и Московского княжеств, историей монастыря, родом Салахмира… Высказывались самые радикальные, неоднозначные мнения. Например, что Иоанн Мирославович вовсе не был татарином (?!) Отец Вячеслав Штанько, ключарь Христорождественского собора Рязанского кремля, предложил на главной площади Солотчи, которая раньше называлась Монастырской, установить вместо памятника Ленину памятник Олегу Рязанскому. «Во многих городах на Руси главная площадь посвящалась тому человеку, который сделал для этого города больше всего», – аргументировал он свое предложение. А Татьяна Павловна Федечкина, представлявшая 23-е поколение от Салахмира, на основании архивных документов сумела выстроить свое генеалогическое древо и пригласить в Солотчу многих своих родственников, которые впервые увиделись в этот день. «Моя прапрабабка была Вердеревская, – рассказала Т.П. Федечкина, – и в нашей семье существует целый архив с фотографиями, письмами и воспоминаниями, начиная с XIX века. Всё это хранилось у наших родителей, но мы мало что об этом знали, потому что в советские годы говорить об этом было нельзя. Наша прапрабабка была помещица, у нее было имение в Ухоловском районе. Когда родители умерли, в ящике письменного стола остались документы, мы стали их разбирать. И цепочка потянулась…»

Желающих высказаться было много, но формат встречи не позволил сделать в этот день какие-то определенные взвешенные выводы о спорных исторических вопросах многовековой давности. Несомненно, эта встреча для рязанцев очень важна и может послужить толчком к началу серьезной работы по реабилитации славного имени Олега Рязанского.

Наследующий день, в воскресенье, торжества в монастыре продолжились. В этот день Божественную литургию в храме Рождества Богородицы возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.

Ирина ЕВСИНА

На фото: встреча владыки Павла в Солотчинском монастыре; потомки мурзы Салахмира у памятной плиты; архимандрит Андрей освящает плиту

 

 

 

В начало

Дружное Мосолово

У многих российских храмов трудная судьба. Но многие из них, как птица Феникс, восстают из пепла и обретают новую жизнь

Большой круг

В 1444 году в очередной раз на Рязанскую землю, грабя и убивая, пришли татарские воины царевича Мустафы

Государство - семейство семей

На вопросы Ирины Евсиной отвечает сопредседатель Рязанского Общественного комитета «В защиту семьи, детства и нравственности» Дмитрий СМИРНОВ

Ребенок - продукт зачатия

Новый закон об охране здоровья приближает людей… к скотам

Уроки истории с отцом Амвросием

Современные аналитики утверждают, что если бы мы лучше знали свою историю, большинства ошибок можно было бы избежать

Со-работник Господа

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Прекрасная Солотча

В маленьких городках, в которых практически всё взрослое население работает на одном предприятии, его называют градообразующим

Еще можно спасти

Безжалостное «смывание» лица старинных русских городов, уничтожение исторических построек с неумолимой последовательностью продолжается и в Рязани

ПОЛЮШКА

Из повести о слепой праведнице Пелагее Захаровской

Сергей Есенин - детям

Знаете ли вы, что 3 октября исполняется 115 лет со дня рождения нашего замечательного земляка Сергея Есенина

Приоритеты не определены

Если верить СМИ, положение с воспитанием в школах только улучшается, но на самом деле всё далеко не так

Прекрасная СолотчаВ монастыреВстреча Владыки