Логотип рязанской газеты "Благовест"

Выпрыгнувший из черной дыры

Второй раз в дни школьных каникул встречаюсь с упругим, как мячик, живым, как ртуть, крепким, как гриб-боровик в чаще, молодым человеком. Хотя нет, не так – ему ведь немного за сорок, и он скорее мужчина в расцвете творческих, физических и духовных сил. Александр Гезалов здесь, в православном пансионате «Державный», что в селе Кузьминки рядом с селом Константиново, родиной Сергея Есенина, – руководитель авторской программы «Желтая Подводная Лодка», предлагающей ребятам в увлекательной форме получать различные знания и навыки, необходимые для плавания в житейском море. В лагере принимают участие ребята из детского дома деревни Софьино. Для «домашних» – это опыт сотрудничества и взаимодействия с ребятами, у которых трудная судьба, для сирот – возможность взаимодействия с «домашними» и необходимый адаптационный опыт.

Это – о нем. А вот что он, воспитанник нескольких детских домов, говорит сам о себе, о своем уникальном жизненном опыте и о своих проектах, многие из которых он уже воплотил в жизнь. И получил за них как церковные, так и государственные награды.

Я выпускник Суздальского детского дома, а родился я в Рязанской области, в поселке Тума. Рос я в разных городах – Суздали, Владимире, Гусе-Хрустальном, Петрозаводске, поэтому так получилось, что моя родина – это вся Россия. А в Рязанской области я совместно с Алексеем Газаряном и другими единомышленниками занимаюсь проектом помощи детям из детских домов.

У детдомовских ребят часто возникают проблемы в общении, они не всегда правильно воспринимают вопрос и могут на него ответить. Наш проект – это программа погружения в какие-то предлагаемые обстоятельства, по Станиславскому. Мы предлагаем детям поместиться в определенные обстоятельства, называемые жизнью. Этот момент личностной встречи детей с некими людьми, которые им отдают свое время, здоровье, силы, знания, для детей очень важен и полезен. Здесь мы всё проживаем совместно, рука в руку, глаза в глаза. Детям, особенно детдомовским, необходимы встречи с интересными, содержательными людьми, это может повлиять на их дальнейшую жизнь. Они здесь набираются новых знаний, получают навык плотного общения. Вообще люди, как правило, избегают плотного общения, потому что в таком общении надо отдавать себя другому человеку, а отдавать хотят немногие. В детском доме очень плотное, концентрированное общение, но оно только на уровне борьбы за ресурсы.

Как Вам самому удалось выстоять в этой борьбе? Два Ваших брата тоже были в детском доме, из них один, став наркоманом, уже умер, другой сел в тюрьму. И это никого не удивляет, говорят, что у детдомовцев такая судьба. Как Вам удалось выпрыгнуть из этого поезда, несущегося в черную дыру?

Мне трудно дать ответ на этот вопрос. У меня не было каких-то выдающихся способностей или карьерных устремлений. Я просто подумал: ну что же я буду погибать-то? Когда я вышел из детдома, у меня в аттестате были в основном тройки. На самом деле, фактически, это были двойки, потому что на уроках я практически не бывал, а когда и бывал, то сидел на задней парте. И сейчас спросите у любого детдомовского ребенка, где он сидит на уроках, он вам ответит – на задней парте, или вообще не сидит. Школа машет рукой на этих детей, она за них никакой ответственности не несет. Ведь в уставе школы не прописано, что школа обязана дать детдомовцам хорошие знания. Если ребенок сам что-то возьмет – хорошо, а нет – это его проблемы.

После школы я, как и большинство детдомовцев, окончил ПТУ, но у меня всегда было какое-то стремление к самосовершенствованию. Возможно, это было благодаря спорту, которым я активно занимался за пределами детского дома. В детском доме у нас физкультуры не было, потому что не было спортинвентаря. Временами приходили спонсоры, что-то дарили, но смысла в этом я не видел. Мне были нужны знания, навыки, так сказать, ключики к замочкам жизни, а вместо этого мне говорили – вот, на тебе подарок ни за что, еще один замочек. Но я решил, что надо продолжать образование, после ПТУ окончил еще одно ПТУ, потом колледж культуры, отслужил в армии – три года на атомной подводной лодке, в торпедном отсеке.

Когда я вернулся из армии, то узнал, что многие мои детдомовские товарищи сгинули – кто-то погиб, кто-то попал в тюрьму. А я, как торпедист, выжил и до сих пор атакую эту систему. Мне кажется, что вообще всех детдомовских надо отправлять на подводную лодку, там многое начинаешь понимать… Потом я попал в Петрозаводск и окончил Петрозаводский государственный университет.

Почему Вы вдруг там оказались?

Помню, что когда я приехал в отпуск из армии, у меня появилось ощущение, будто я снова детдомовский. Опять то же общежитие, мы о том же говорим, все те же приятели без образования, всё беспросветно. Я понял, что мне надо что-то в жизни менять. Когда через год я пришел из армии, я не поехал обратно, а остался в Петрозаводске и стал заниматься социальной работой. Уже когда я учился в университете, я, по сути, преподавал, рассказывал студентам и преподавателям о жизни детей-сирот, ведь я знал обо всём этом изнутри.

Удалось ли Вам расстаться с комплексом детдомовца? И что из приобретенного в стенах детского дома помогает Вам в жизни?

Мне вообще немногие верят, что я вырос в детском доме. Но это и хорошо. Если бы было сразу видно, что я детдомовский, не было бы смысла в моей работе. Хотя полностью победить в себе детдомовца невозможно. Пусть детдомовские дети не пытаются это сделать, а учатся с этим жить, тем более что у детдомовцев есть и большие плюсы, преимущества, и этими плюсами они должны уметь пользоваться. Детдомовцы обладают определенными психологическими навыками, которых нет у других детей. Например, усидчивость. Посадите детдомовца охранять комнату, и он оттуда не уйдет, потому что он привык к стенам, его не тянет на улицу. Детдомовцы очень ответственные, если их правильно поощрить. Вот для ОПГ детдомовцы – это просто находка. Если они совершат преступление, они ни за что не «расколются», и у них есть жесткая внутренняя установка – не сдавать другого. Но если бывший детдомовец получит психологическое образование и вернется в детский дом, ему цены там не будет.

Как у Вас складывалась личная жизнь?

Признаюсь, я до сих пор не знаю, что такое семья. Для человека важно, чтобы общество его приняло. А в обществе существуют определенные мифы. Если человек говорит, что он прошел Чечню, от него стараются отсесть подальше, потому что он наверняка псих. Если человек из Чернобыля, от него тоже отодвигаются подальше – радиация! То же и в отношении детдомовцев. Когда я в первый раз пытался построить личные отношения, у меня сразу спросили – а что у тебя есть?  Поэтому мы расстались. Сейчас у меня жена верующая, она сказала, что ей как раз такой и нужен. Ведь не моя вина, что я вырос в детском доме и у меня ничего нет. Я только в 40 лет впервые получил прописку. Когда я приезжаю на какую-нибудь конференцию и слышу, как там льют елей, говорят об адаптации детей-сирот, мне очень больно это слышать, я выхожу и говорю: «Давайте я вам задам три конкретных вопроса». Задаю – никто не может ответить. Чиновники часто всё заглаживают. Никому не нужен успешный выпускник детского дома, потому что он неудобен. Он знает эту систему изнутри, и когда он о ней говорит, становится неудобно всем.

Но чиновники бывают всё-таки разные?

Да, это так. Например, когда встал вопрос о награждении меня президентской наградой, оказалось, что для этого обязательно должна быть прописка, а у меня на тот момент постоянной прописки не было. Но чиновник, который занимался моими документами, ради дел, за которые меня представляли, закрыл на это глаза, и Президент Медведев вручил мне медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени. Для меня это важно как свидетельство того, что детдомовец тоже может чего-то добиться в жизни. После этого я начал понимать, что среду надо возделывать, и выпускникам детского дома надо не конфетки давать, а работать с ними, чтобы они понимали, зачем нужно учиться.

Почему Вам не удалось получить жилье? Ведь выпускникам детдомов положено жилье, и можно его добиться?

Вообще слово «добиваться» от слова «добить». Многие не добиваются, а добивают себя. Надо, конечно, бороться за свои права, за свое жилье, но при этом учиться, работать, самому двигаться вперед в жизни. Когда меня выгнали из общежития, я устроился на работу, и где работал, там и ночевал – на раскладушке в магазине. Сама квартира, жилье – это еще не решение жизненных вопросов. Детдомовцы не умеют пользоваться собственностью. Если им дадут квартиру, они будут собирать на квартире тусовки, а потом и вовсе эту квартиру продадут. Мы проводили с ребятами тренинг, в котором просили их представить, что им дали сто тысяч рублей, и сказать, что они с этими деньгами будут делать. Одна девочка сказала: «Я хочу купить себе на девяносто тысяч стеклопакеты». Спрашиваю, зачем? Отвечает: «Это круто». А один мальчик сказал: «Я куплю себе машину». «А права у тебя есть?» – «Нет». «А бензин есть?» – «Нет». Такой хаос у ребят в головах.

Я считаю, что надо ввести такой закон, чтобы хотя бы первые пять-шесть лет детдомовец ничего с квартирой не мог сделать, ни продать, ни обменять. А сейчас много таких случаев, когда детдомовец получает квартиру, и уже через год его «вычисляют», он пропадает без вести, а его квартирой завладевают. За него ведь никто не заступится. Многие считают, что воспитанники детских домов – люди жесткие. Отчасти это правда. Попробуйте в этой системе быть мягким! Если бы я был мягким, я бы не выжил. Или говорят о бомжах – вот, бомжи такие нехорошие, они пьют. А вы попробуйте пожить на улице в мороз. Вас выгони на улицу, и вы тоже пойдете искать водку. Я с этой проблемой тоже знаком, потому что занимаюсь питанием бездомных.

Как Вам удается собирать деньги?

Примерно так - я приезжаю к человеку, он неверующий, я провожу с ним четырехчасовую беседу, объясняю ему, почему нужно кормить бездомных. Когда соприкасаешься с бездомным, реально понимаешь, что это отражение нашего общества. И хочется, чтобы люди задумались, почему это отражение находится в таком плачевном состоянии. Меня не волнует, пьют они или нет, я каждый раз объясняю, что это Божьи люди. А пьют они оттого, что мы вокруг такие. Меня батюшка благословил заниматься питанием бездомных, потому что православные в основном только молятся, а дел милосердия не делают. У нас на приходе вывешено объявление о том, чем мы занимаемся и как с нами можно связаться. Звонит однажды мальчик и говорит: «Я принесу для бездомных банку тушенки и пачку макарон». А мальчику всего восемь лет...

Как Вы думаете, можно ли всё-таки переломить ситуацию с выпускниками детских домов?

Думаю, что можно, но сначала надо изучить проблему честно, без прикрас. К сожалению, до сих пор в России нет банка данных о выпускниках детских домов. Дальнейшая судьба этих детей никого не интересует. С ними поиграли в благотворительность, подарили им подарки и бросили. А ребенку-то нужны не подарки, а знания и умения. Многие детдомовские ребята привыкают к тому, что они вызывают у людей жалость, и начинают потом и во взрослой жизни «заводить сиротскую машинку», жаловаться и за счет этого существовать. Мы в нашем лагере хотим эту «сиротскую машинку» сломать, чтобы они перестали сами себя жалеть. Чрезмерная опека со стороны государства приводит к тому, что ребята из детдомов разрушаются как личности, а мы хотим, чтобы они были личностями, умеющими постоять за себя и принести пользу окружающим.

Среди Ваших многочисленных наград за работу с детьми, с заключенными, за благотворительность, есть и церковные награды – за строительство храмов. Что Вас, человека небогатого, подвигло заниматься и строительством храмов?

Да, меня часто об этом спрашивают. Когда я начал строить первый храм, я вообще был некрещеный. На меня повлиял один случай, когда погиб выпускник детского дома. Он прошел Чечню, потом я его трудоустроил, он работал у моего друга кожевенных дел мастером. Но в какой-то момент что-то в нем надломилось. В ресторане он ввязался в драку вместо того, чтобы встать и уйти, и потом его нашли убитым. И тогда я понял, что мы что-то не доносим до этих детей, что-то мы им недодаем. Нужно что-то еще, кроме знаний и умений. Вот ушел он к Богу, а с чем он ушел? Поэтому рядом с интернатом, где находится мой офис, мы построили первый храм во имя святого апостола Иоанна Богослова. Сейчас в деревне, где я купил дом, мы строим часовню в честь святого Георгия Победоносца. Деревня спивается, работы там нет, мы стараемся как-то возродить там жизнь. В июне уже должно состояться освящение часовни, обещал приехать архиепископ.

 Как вы считаете, нужно ли вкладывать средства в стройки в заброшенных селах, может быть, лучше направить эти средства в городские храмы?

Нет, строить и восстанавливать храмы в селах нужно обязательно. Когда я задумывал строительство часовни в деревне рядом с сельским кладбищем, я понял одну простую вещь – тем, которые уже умерли, это надо, чтобы их поминали, а живые, которые будут проходить мимо, может быть, о чем-то задумаются. Однажды, когда я там работал на строительстве, шел мимо пьяный мужик, и он мне заплетающимся языком начал рассказывать, что здесь раньше была церковь Георгия Победоносца, и как плохо, что ее сожгли. И фактически он начал исповедоваться… Пусть даже и в таком состоянии. Обязательно надо созидать. Я написал статью, которая так и называется: «Национальная идея возрождения России – строительство храмов» (статью можно прочитать у меня на сайте www.sirotinka.ru). В одном следственном изоляторе для подростков я девять лет добивался строительства храма. Только у девятого начальника я нашел понимание, хотя он и неверующий. Примерно через полгода после строительства храма он мне звонит: «Саша, я даже не ожидал – у меня количество преступлений в камерах по сравнению с предыдущим годом сократилось на 60%». Что еще нужно, чтобы доказать, что это людям надо?

Беседовала Ирина ЕВСИНА

 

 

 

В начало

Будущее нации под угрозой

Епископ Павлово-Посадский Кирилл

Новые фараоны

Ювенальная юстиция: Закон Божий или закон человеческий?

Суд, да дело

Г.Н. Ларина, Председатель Железнодорожного районного суда г. Рязани

Браво, даниловцы!

Концерт Праздничного хора Данилова монастыря

Леденцовый петушок

Памяти митрополита Симона (Новикова)

Духовный форпост

Пюхтицкий монастырь для многих провинциальных российских паломников всё еще остается неведомым Зазеркальем.

Лучи Солнца

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Татьянин день

Молодежная страница.

Какие макароны получаются

21 февраля – день преставления святой блаженной Любови Рязанской

Выпрыгнувший из черной дыры

Александр Гезалов – руководитель авторской программы «Желтая Подводная Лодка»

Почему ранняя Пасха

Как же устанавливается дата Пасхи и с чем это связано?

МАМИНА МОЛИТВА

Взгляд из песочницы.

Что волнует

Среди участников Рождественских чтений, проходивших в Москве, были и курсанты Рязанского десантного училища

Александр Гезалов