Логотип рязанской газеты "Благовест"

Духовный форпост

Пюхтицкий монастырь для многих

провинциальных российских паломников всё

еще остается неведомым Зазеркальем. Сюда в

Куремяэ, на «журавлиную гору», как переводится

с эстонского название этой местности, приезжают

всё больше столичные жители. Да не только

паломники из нашей матушки-России, но

практически и жители всей Европы, для которых

иметь два паспорта – свой и заграничный –

обыкновенное дело. А жители стран Прибалтики,

где население едва ли не наполовину

русскоязычное, православное, здесь, можно сказать, завсегдатаи.

Зачем приезжают, почему? Да потому, что здесь «три ступени до Царствия Небесного», как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, по благословению которого, как духовный форпост, и был построен в начале ХХ века на западном рубеже России этот дивный монастырь.

Мы с дочкой Машей попали в эту обитель на Святках вместе с детьми из Елизаветинской православной гимназии г. Москвы и с прихожанами московского Красносельского храма. Рождественская сказка началась еще в Санкт-Петербурге. Ранним утром северная столица встретила нас праздничными огнями пушистых от снега гирлянд и деревьев. В Александро-Невской Лавре на ранней Литургии старенький священник одаривал ребят конфетами. Подошла и я под благословение.

– Вот и вам конфетка.

Подняла голову.

– Хотя не надо бы вам есть сладкое… Ну ладно, сегодня можно.

За мной потянулись другие взрослые. Пакет у батюшки был увесистый. Конфеты достались всем… Взрослые, кажется, радовались больше детей. Несмотря на раннее время, мы побывали в часовне блаженной Ксении Петербургской. Тепло нас встретили и сестры в Иоанновском монастыре. Пропев величание праведному Иоанну Кронштадтскому и приложившись к его святым мощам, мы отправились в Пюхтицы по дороге, по которой не раз к дорогим сестрам спешил «всероссийский батюшка».

Путь неблизкий, в автобусе можно было бы и поспать, но от нежной, лебедино-светлой красоты за окном, девственного снежного покрова бесконечных полей, могучих северных елей, укрытых плотным снежным покрывалом, невозможно было оторвать глаз.

Не заметили, как пересекли границу. В пейзаж за окном добавились лишь редкие домики-хуторки. Внезапно из-за молочной пелены вынырнуло солнце. В сумерках подъехали к монастырю. Здесь снега еще больше, а небо еще ближе… «Целуйте эту землю, – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, – она освящена пришествием Божьей Матери».

Устраиваемся в монастырской гостинице и идем в монастырь поклониться святыням обители. Главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной часовней уже закрыты… Обычно уже здесь встречают сестры паломников, исполняя завет святого праведного отца Иоанна: «Сестры, помните, что вы встречаете гостей Самой Царицы Небесной». Мы заходим в калиточку не так благочинно, как хотелось бы, – дети радуются возможности пройтись, подышать свежим воздухом после долгой дороги.

А за калиточкой… нас встречает улыбающаяся хрупкая бабушка-монахиня, укутанная в пуховый платок. И что же – она специально нас ждала в двадцатиградусный мороз?!

В главном храме монастыря, Успенском соборе, подходит к концу вечерняя служба. Немалой командой – нас 26 человек, из которых 15 гимназистов, – заходим в храм. У меня такое ощущение, что я уже здесь была и вдруг вернулась после долгого отсутствия. Старенькие монахини, среди которых есть и схимницы, сидят на лавочках или стульчиках, обитых теплым сукном. В храме прохладно. Север! Читают псалмы. Как можно благочиннее стараемся приложиться к главным святыням обители. Одна из них – икона Успения Пресвятой Богородицы. Ее передала эстонским пастухам Сама Матерь Божия еще в XVI веке, явившись им на горе, у подножия которой забил чудотворный источник. О явлении иконы напоминает многовековой дуб-богатырь у входа на монастырское кладбище. До того, как икона была внесена в построенный в 1910 году собор, она пребывала на Богородицкой горе в деревянной приходской церкви, но уже тогда собирала со всей округи тысячи паломников.

При входе в собор справа всех встречает Владимирский образ Божией Матери, написанный в 1895 году на Афоне специально для святого праведного Иоанна Кронштадтского. Среди многочисленных икон Матери Божией мы, конечно же, поклонились и очень редкому в России образу Пресвятой Богородицы «Пюхтицкая» или «Источниковая».

Полные впечатлений, все еще долго не могли уснуть. Но на утреннюю службу нам было разрешено не ходить… После завтрака, который был очень вкусным, впрочем, как и все остальные трапезы, ребята с санками и ледянками отправились на окрестные горки. Но оказалось, что все они завалены полутораметровым слоем снега, в котором все вволю покупались. Испив водицы в чудотворном источнике, в котором лишь немногие набрались смелости искупаться, мы вернулись в гостиницу. В этот же день мы побывали в музее святого праведного Иоанна Кронштадтского, память о котором и многие личные вещи здесь бережно хранятся. Вот кресло и стул, на которых сидел батюшка, вот его облачение, вот очень похожая на картину искусно вышитая сестрами его икона, а вот скуфейка отца Николая Гурьянова, четки Силуана Афонского… Экспонатам и святыням, находящимся здесь, может позавидовать любой музей и храм. Очень не хотелось уходить, и мы даже отказались в этот день от второй части экскурсии по территории монастыря, просто не могли всё это сразу вместить в себя…

Хорошо, что мы жили в Пюхтицах почти неделю, и уже потом маленькими группками, гуляя по территории обители, выполняя различные послушания, посещая службы, впитывали монастырский дух, знакомились с историей обители и ее насельницами. Их здесь около ста человек. Возраст очень разный – от глубоких девяностолетних стариц до юных невест Христовых. Есть среди сестер и местные, эстонки, и уроженки Самары, Тамбова, Краснодарского края, Украины, Казахстана…

Первую игуменью, которую благословил в Пюхтицу святой Иоанн Кронштадтский, звали Варвара, и последняя, которая управляет монастырем с 1968 года, – тоже Варвара. Увидеть матушку и получить от нее благословение нам удалось только один раз – годы и болезни дают себя знать. Во время ее игуменства монастырю пришлось пережить тяжелые времена. В России повсюду вновь закрывались и разрушались храмы, монастыри. Но благодаря мудрости, таланту администратора и дипломата назначенного на эстонскую кафедру епископа Алексия (Ридигера), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и благодатным дарам матушки Варвары Пюхтице именно в это время удалось стать духовным центром не только Эстонии, но и всей России. Монастырь тогда активно пополнялся образованными монахинями. 14 из них, пройдя искус духовной жизни, стали игуменьями как российских, так и находящихся за границей русских монастырей.

Все дни Святок здесь славили Христа. «Пели» даже сверкающие огнями монастырские елки (в них было вмонтировано специальное поющее устройство). Сестры приходили в гостиницу с колядками, а потом дети из хора Елизаветинской гимназии пели гостиничным матушкам. В прощальный вечер ребята под руководством педагога гимназии Татьяны Владимировны выразили свою благодарность за теплый прием в сочиненных ими стихах и песнях.

Зимой, конечно, здесь паломников меньше, и нам всё время рассказывали, как здесь красиво летом, как благоухают цветники, розы. Но всё-таки и нам красоты перепало – необыкновенной, редкой. Такой красоты зимой здесь уже не бывало, как говорили старенькие монахини, то ли 50, то ли 70 лет.

Хорошо нам в Эстонии было, везде. И в Таллине никто нас не оговаривал, доброжелательно нам всё объясняли, когда мы что-то спрашивали у эстонцев или у русских, и в поселке Куремяэ. У простых эстонцев нет к нам никакой вражды, а проблем у рядовых граждан Эстляндии еще больше, чем у нас…

Уезжать не хотелось. Надеюсь обязательно вернуться в Пюхтицы летом. Но можно и опять зимой...

Ирина ЕВСИНА

 

 

В начало

Будущее нации под угрозой

Епископ Павлово-Посадский Кирилл

Новые фараоны

Ювенальная юстиция: Закон Божий или закон человеческий?

Суд, да дело

Г.Н. Ларина, Председатель Железнодорожного районного суда г. Рязани

Браво, даниловцы!

Концерт Праздничного хора Данилова монастыря

Леденцовый петушок

Памяти митрополита Симона (Новикова)

Духовный форпост

Пюхтицкий монастырь для многих провинциальных российских паломников всё еще остается неведомым Зазеркальем.

Лучи Солнца

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Татьянин день

Молодежная страница.

Какие макароны получаются

21 февраля – день преставления святой блаженной Любови Рязанской

Выпрыгнувший из черной дыры

Александр Гезалов – руководитель авторской программы «Желтая Подводная Лодка»

Почему ранняя Пасха

Как же устанавливается дата Пасхи и с чем это связано?

МАМИНА МОЛИТВА

Взгляд из песочницы.

Что волнует

Среди участников Рождественских чтений, проходивших в Москве, были и курсанты Рязанского десантного училища

СхимонахПюхтицкий монастырь