Логотип рязанской газеты "Благовест"

Леденцовый петушок

Памяти Митрополита Симона (Новикова)

…Как-то я попал на прием к владыке Симону, когда из кабинета вышел веселый игумен одного рязанского монастыря. Там на Святки не стало ни еды, ни денег. Край. Потрясенный игумен живописует монастырскую нужду и голод, а Владыка улыбается и слушает. Помолчали. Потом его Преосвященство берет из детского рождественского подарка леденцового петушка. Покрутил в руке, свистнул в сладкий свисток и говорит игумену:

– Вот возьми в утешение братии.

Отец сидит с петушком и думает, как же ехать обратно. А Владыка добавляет:

– Постой, вот тебе еще! – и дает два детских подарка с конфетами, мандаринами и печеньем.

Тогда мне это показалось веселой шуткой в безвыходном положении. А потом я понял, что это был урок и для меня. Урок из необычного арсенала.

Раньше, при коммунистах, Церковь пребывала в молчании и тайне. Церковный мир был совсем другой. Говорили мало, а больше молились. Читать было нечего, говорить не с кем. Книги ходили по рукам. Давали только надежным людям. Евангелие – это была великая редкость. Разве что умрет кто из принадлежащих к Церкви и тогда, может, и дадут какую-нибудь его книгу или икону в подарок. Переписывали много. Я сам себе переписал утреннее и вечернее правило. Священник был цветик редкий. Быть знакомым с иереем считалось большим счастьем. А уж Владыка весь был окутан тайной, как Моисей на Синае.

Вот вижу, как двадцать лет тому назад наполняется его приемная народом.

Вызвали.

Тесная комната, заставленная книгами. Высокие занавески с шитыми узорами принимают в себя яркое солнце, а в комнату льют ровный сильный свет. По окнам клетки с канарейками. Канарейки прыгают в клетках и смотрят на меня. В белой комнате, в светлом подряснике и в серебряной бороде Владыка. И вдруг заговорил. Странно так – громким шепотом и необыкновенно ласково. Говорит: слова как из сердца вынимает. Собрался и я что-то сказать, вдруг как грянут канарейки. С переливами и щелканьем. Громко и весело. Долго пели, так что устал слушать. Пропели. Ласково и внимательно глядит Владыка.

Пока пели, пока смотрел на иконы и Владыку, все слова растаяли в голове. Даже как-то стыдно стало, что пустое принес к такому человеку. Есть у некоторых людей удивительная харизма – при них как-то неудобно быть наглым. При них и самые «отвязные» ребята придерживают языки. И уж если такой человек что скажет, значит, в самом деле совсем уж нехорошо дело. Вот и Владыка владел таким даром. Я всё удивлялся, почему вот при Владыке я сдерживаюсь или даже и вовсе в голове делается ясный день, а при Царе Небесном, который вот совсем рядом, и Дух которого, по словам праотец, может быть, в ноздрех наших, творю невесть что? Удивительная и загадочная тупость души. Вот как иудеи в Гефсимании сначала поклонились Христу, а потом связали Его и начали бить.

У Владыки есть Сад. Был сад. Трудно привыкнуть к слову «был». Если смотреть по-простому – это просто огороженная клумба. Пять шагов туда и сюда. Внутри отгородки Владыкина дорожка, по которой он ходит вокруг цветов. Утром на рассвете он недолго гуляет в Саду. За садом специально смотрит садовница. Это его великое утешение.

Для утешения гостей у него есть необычный чайник. Если налить в него горячую воду, то золотые ангелы, расположенные над крышкой, начинают вертеться и звенеть колокольчиками.

А для меня на службе великое утешение – выход Владыки с дикирием и трикирием, когда он голосом сердца говорит:

Ми-и-р вам!

И удивленный разум вдруг застывает на несколько мгновений от радостного всплеска сердца. И всем, кто ходил на службы Владыки, знакома радость этого проникновенного возгласа.

…Мне вначале казалось, что владыка Симон просто имеет свой особенный стиль жизни. Очень специфичный и интересный. Но потом оказалось, что его стиль – это осколок старой русской, почти утерянной жизни. Можно было много читать о том времени, а вот рядом с ним можно было получить мастер-класс древнего церковного аристократизма. Можно было услышать, как молились ТОГДА. Узнать, от чего радовалась и плакала Церковь сто лет назад. А может быть, и две тысячи лет назад.

Владыка как-то сказал, что его музыкальный голос – это от Господа Бога, от земли русской и от родителей. А я добавлю: он весь – от Церкви. Потому что Церковь и состоит из Бога, Родины и семьи. Помню, как после гонений восстанавливалась иконопись. Кто-то изобретал формулу левкаса, кто-то первый догадался варить олифу и толочь в краски полудрагоценные минералы. Ведь все было утеряно. Да и сейчас очень часто формы церковной жизни пишутся с чистого листа. И тем более драгоценным кажется личность старого Владыки, сумевшего донести нам лично сокровища, которые накапливались Церковью веками.

Аристократизм вообще присущ Православию. Я говорю не только про творения Отцов и необыкновенной красоты богословие. Это можно увидеть и просто так. Вот городские и сельские ребята и девчонки приходят в монастырь и через несколько лет как-то незаметно становятся не только внешне красивей, но и, главное, приобретают душевное благородство. Византийский этикет и великолепие через века пускают корни на русской земле. Империя умерла на Босфоре. Империя странным образом возрождается на русских равнинах.

Но у митрополита Симона было нечто большее, чем церковный аристократизм. Его сердечность, внимательность, соединенная с прекрасной памятью лично о тебе, давали новый сплав, очень редко встречаемый в жизни. Возможно, это и есть святость…

Я запомнил его радостным. Были и другие моменты нашего общения, но перед взором встает Владыка с улыбкой и с подарком в руках. Он НИКОГДА не отпускал меня без подарков. И было видно, что одаривать ему радостно.

Тихая радость струилась от него и в проповеди:

«Без радости жизнь была бы тусклой, скучной и тяжелой. Признано, что радость – это украшение жизни человека. Нередко она бывает подобна солнечному лучу, который неожиданно прорезывает облачное небо и, падая на землю, приносит с собой оживление. Среди всех неизбежных в земной жизни скорбей и испытаний наше сердце ищет таких радостей, которые были бы вечны, как вечен и бессмертен наш дух. А эти вечные радости – в Боге».

Проповедь у него яркая и короткая (для утешения уставших). Интересно пространство его речи. В исламе есть руководство для благочестивого верующего, поясняющее, что есть вещи определенно праведные и ясные, есть вещи вроде бы правильные и не вполне ясные, есть не вполне грешные и также неясные и, наконец, определенно грешные. Так ходящий в области сомнений, как ходящий по болоту, всегда может неожиданно провалиться в пучину греха. Так вот, Владыка ходил от края сомнительного на километр. Начало его системы координат было основано где-то рядом с Райскими вратами.

Этот леденцовый петушок всегда приходит мне на память, когда кажется, что вокруг все плохо. Когда кажется, что я недостоин Христовой любви.

Священник Константин КАМЫШАНОВ

 

 

 

 

 

 

В начало

Будущее нации под угрозой

Епископ Павлово-Посадский Кирилл

Новые фараоны

Ювенальная юстиция: Закон Божий или закон человеческий?

Суд, да дело

Г.Н. Ларина, Председатель Железнодорожного районного суда г. Рязани

Браво, даниловцы!

Концерт Праздничного хора Данилова монастыря

Леденцовый петушок

Памяти митрополита Симона (Новикова)

Духовный форпост

Пюхтицкий монастырь для многих провинциальных российских паломников всё еще остается неведомым Зазеркальем.

Лучи Солнца

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Татьянин день

Молодежная страница.

Какие макароны получаются

21 февраля – день преставления святой блаженной Любови Рязанской

Выпрыгнувший из черной дыры

Александр Гезалов – руководитель авторской программы «Желтая Подводная Лодка»

Почему ранняя Пасха

Как же устанавливается дата Пасхи и с чем это связано?

МАМИНА МОЛИТВА

Взгляд из песочницы.

Что волнует

Среди участников Рождественских чтений, проходивших в Москве, были и курсанты Рязанского десантного училища

Митрополит Симон (Новиков)