Логотип рязанской газеты "Благовест"

По дороге к Пасхе

ХВ – эти буквы, составленные из электрических лампочек, круглый год украшают иконостас нашей сельской церкви. А вечерами над нашей деревней часто по-пасхальному играет заходящее солнце: и крутится вокруг себя, и играет короной, и балует цветом. Все это видно прямо с нашего крыльца. Сядешь вечером на теплые доски, а кругом тишина. Пусто на деревне, а Ты, Господи, рядом. Ты и тут видишь меня. Ты для меня солнышко разбаловал. Радостно мне в такой тишине. И грустно, потому что хотел бы я видеть Тебя вместо солнца. Но смерть и тьма моей души стоит между нами.

Жив Бог, но мне кажется, что в вечер Великой среды Иуда реально идет к первосвященникам, а на Пасху в полночь Он таинственным образом воскресает в секунду, когда священник вдруг возгласит на темном крыльце церкви: Христос воскресе!!! В первую же седмицу Великого поста душа горько тоскует о близком, но невидимом Боге, и горечь всего года, всей жизни поднимается в душе до краев.

Душе моя, душе моя!!!

Еще светит яркое весеннее солнце, а в храме уже сумерки обнимают стоящий на коленях народ. Стоит на коленях и сам Владыка в черной мантии с поникшей главой и с силой выдыхает слова Канона. Стоят на коленях и простые священники, вздыхая, глядят в землю. И есть отчего: уже не видны во мраке Царские врата – Врата Царства Небесного. Уже не видны во тьме лики святых угодников, и только редко на какой иконе едва блеснет золото риз, с тем, чтобы тут же погаснуть. Они словно отходят на ту сторону Стикса, а мы здесь, на этом берегу, все глубже погружаемся во мрак и жуть одиночества. Уже и сами люди стали, словно темные плотные тени. Исчез цвет наших одежд, помертвел цвет лиц, погасли взоры. Только сердце еще живое, и оно тоскует безмерно.

Свечи и тусклые лампады, как близкие звезды, теплят искры огня, не разгоняющие сени смертной. Это небо свилось и упало на Землю. Звезды прянули в стекла киотов, отразились в очках Владыки. Все жарче читает он Канон, все горше взывает правый хор. На левом не в тон поют семинаристки. Молоды еще. Истощается свет, лившийся в окна. Темнеет весь мир. Церковные своды напряглись кверху, словно черные паруса корабля, плывущего но ночному морю, смешанному с небом. И где вы, райские врата?

Отошел Великий канон, распалив до предела сердце. Как дух, бесшумно появился на солее дьякон, затеплил еще одну звезду от лампады и унес ее в алтарь. Снова показался уже с небольшой книжицей в руках. Глянул с удовлетворением на народ, наклонился к певчим и вдруг УЛЫБНУЛСЯ! И вдруг как грянут:

С радостью взывает Давид… С НАМИ БОГ! РАЗУМЕЙТЕ ЯЗЫКИ И ПОКАРЯЙТЕСЯ!

Я-то и знал, что с нами Бог, и что Он воскрес и жив! Но показалось на Каноне, что сень смертная, адская уже поглощает меня поминутно в свои тоскливые глубины. И это, в самом деле, так. Я просто забыл об этом. Но вот рука Господа легла на нас, и Он поднял нас с колен к радости. И вдруг увидал я отверстые Врата и Престол Владыки миров, сияющий в шаре огня, и удивительного золотого голубя с синей лампадой на крыльях, парящего над ним, и ожили люди в храме, и я стал узнавать их. Это начало поста и начало Пасхи.

Когда шли радостные из храма, то встретили пенсионеров с мимозами в руках (а было 8 марта), и они пели:

Ехали цыгане с ярмарки

И везли они…

Что везли, узнать так и не удалось, потому что они засмеялись и ушли уже далеко. И мы улыбнулись друг другу: смерть ушла.

Сколько лет вместо Тебя, Господи, я видел, как яркое солнце смеется над заснеженным Кремлем, как луна мечтательно глядит в ночное Черное море и вечерний туман спит у ближнего леса в объятьях травы, сладко дышащей сырой прохладой.

Над нашим лесом солнце часто играет, как на Пасху: и крутится вокруг себя, и играет короной, и балует цветом. И все это видно прямо с нашего крыльца. Сядешь вечером на теплые доски. Тихо. Пусто на деревне. А Ты и тут рядом. Ты везде видишь меня. Ты для меня солнышко разбаловал. Радостно мне в такой тишине. И грустно, потому что хотел бы я видеть Тебя вместо солнца.

КК

На фото: на Пасху солнце играет

 

 

В начало

По дороге к Пасхе

Жив Бог, но мне кажется, что в вечер Великой среды Иуда реально идет к первосвященникам

«Нельзя быть немножко беременной»

Угрозу для общества представляет ювенальная система, а ювенальная юстиция – лишь ее составная часть

Педагогическая опасность

Главная педагогическая опасность введения ювенальной системы – деформация мировоззрения у детей

Завещание соловецкого узника

Завещание священноисповедника Сергия , написанное им в страшные годы гонений, являет собой образец богословия

Единым сердцем

В Рязани прошел третий фестиваль хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова

Путь выпускницы МГУ

Сейчас у нас в приюте 11 девочек, есть возможность принять еще

Пламенный боголюбец

13/26 февраля исполнилось 60 лет со дня преставления архиепископа Серафима (Соболева)

Рецепт от «окамененного нечувствия»

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Борец за государственность и Православие

5/18 февраля исполнилось 105 лет со дня трагической гибели  Великого князя Сергея Александровича

От Салахмира до Виноградова

Памяти композитора протоиерея Михаила Александровича Виноградова (1809-1888)

Памяти подвижника

О Шестых Гаретовских чтениях, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

Вновь про любовь

«Он и она: в поисках супружеского согласия» так называется книга священника Павла Гумерова

Детский пост

Ребенку нет семи лет. По церковным канонам ему необязательно соблюдать пост и исповедоваться перед причастием

ЗАРУБКИ НА ПАМЯТЬ

Русские люди сегодня не понимают, что родной язык – их духовная естественная среда обитания

Подари книгу

К сожалению, в этих библиотеках почти нет детских книг

По дороге к Пасхе