Логотип рязанской газеты "Благовест"

Пламенный боголюбец

13/26 февраля исполнилось 60 лет со дня преставления архиепископа Серафима (Соболева)

Владыка Серафим (Соболев) (1881-1950) сочетал в себе качества учёного богослова и смиренного инока. Он был человеком глубокой веры и молитвенником. В своих богословских трудах Архипастырь касался вопросов спасения, нового стиля, экуменизма, учения о Софии, а также защищал монархию как Богом установленную форму правления.

Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) – рязанец, родился он в 1881 году у благочестивых родителей Бориса и Марии Соболевых, проживавших в Рязани. Уже с детских лет Коля отличался отзывчивостью к чужой боли и серьёзным отношением к порученному делу. Успешно пройдя курс начального и среднего духовного образования в родной Рязани, он завершил его в Петербургской Духовной академии с учёной степенью кандидата богословия. В 1907 году на последнем курсе Николай принял монашеский постриг и священный сан от руки ректора епископа Ямбургского Сергия (Тихомирова).

Как лучший выпускник молодой иеромонах Серафим был призван к преподавательской деятельности.  В 1911 году отец Серафим становится инспектором Костромской Духовной семинарии, а спустя год утверждён в должности ректора Воронежской Духовной семинарии, в которой пробыл до 1919 года. Везде, где по воле священноначалия нёс послушание отец Серафим, он трудился с полной отдачей сил и пользовался доверием и любовью преподавателей и воспитанников.

В 1920 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе г. Симферополя состоялась хиротония во епископа архимандрита Серафима, которую возглавил митрополит Антоний (Храповицкий). Таким образом, владыка Серафим стал последним русским епископом, посвящённым на территории России, ещё не захваченной безбожной властью. Принимая архиерейский сан, он глубоко осознавал высоту и ответственность епископского служения. Это чувство ответственности и долга перед Святой Церковью сопровождало всё его дальнейшее служение. Вскоре после хиротонии Владыка был вынужден с глубокой скорбью покинуть родину. В 1921 году Святейший Патриарх Тихон назначил епископа Богучарского Серафима управляющим русскими православными приходами в Болгарии. В этой должности Преосвященный Серафим пробыл до конца своей жизни.

Несмотря на болезни и лишения, святитель, как добрый пастырь, заботился о своей обездоленной пастве. Кроме окормления русских эмигрантов в Софии, он посещал их в других городах и сёлах, утешая и ободряя пасомых. Проживая сам в маленькой квартире без удобств в трудных материальных условиях, владыка заботился о бедных русских людях. Одних он устраивал бесплатно в больницу, других – в дома инвалидов, третьих – в свой мужской монастырь. Проявил епископ Серафим заботу и о русских иноках на Афоне, которые, лишившись поддержки из захваченной безбожниками России, находились на грани голода. Им был создан комитет для сбора помощи русским инокам Афона. В 1934 году  Владыка был возведён в сан архиепископа.

Владыка Серафим запомнился современникам добротой, смирением и нестяжательством. Он не имел пристрастия к вещам и всегда делился всем, что имел, с нуждающимися. Святитель имел дар дерзновенной молитвы, действенность которой чувствовали многие обращавшиеся к нему за молитвенной поддержкой. 

За свою чистую и целомудренную жизнь владыка Серафим получил от Бога дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины, проникая умом в глубины духовного ведения и богословия. В тридцатые и сороковые годы прошлого столетия святитель стоял на страже православного вероучения. Поэтому его иногда называли совестью православной жизни русского Зарубежья. Плодом борьбы за чистоту Православия явился богословский труд Владыки «Новое учение о Софии Премудрости Божией», в котором он обличил заблуждения парижского богослова протоиерея С. Булгакова, за что в 1937 году был удостоен звания магистра богословия. В 1939 году архиепископ Серафим написал книгу «Русская идеология», в которой обосновал богоустановленность царской власти. В 1943 году в ответ на отклонения от святоотеческого богословия было опубликовано его сочинение «Искажение православной истины в русской богословской мысли».

Особенно святитель Серафим указывал на опасность сближения Православия с протестантскими «церквами». В 1938 году на соборе Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах в докладе об экуменическом движении он указал на зависимость его от масонства, враждебного Церкви Христовой. Свою твёрдость и бескомпромиссность в защите православной истины авторитетный иерарх Церкви проявил спустя десять лет на Московском всеправославном Совещании.

В докладе «О новом и старом стиле» владыка Серафим дал отрицательную оценку нового стиля, в том числе и его компромиссной формы. «Этот компромисс в последнее время наблюдается в жизни некоторых Православных Церквей и проявляется в том, что Пасха празднуется по старой православной Пасхалии, а все непереходящие, неподвижные праздники празднуются по новому стилю». Далее святитель предупреждает, что введение нового стиля при помощи католической пропаганды может стать разлагающим началом для жизни Православных Церквей.

В богословских трудах владыки Серафима выразилась его преданная и пламенная любовь к Православию. Святитель, превозмогая усталость и немощь, забывая об отдыхе, часто по ночам трудился над своими книгами. Поэтому он неслучайно говорил: «Мои книги – это моя кровь». Как венец за прожитую праведную жизнь Господь сподобил Своего служителя блаженной кончины в день, когда Церковь Христова празднует Торжество Православия и его защитников, – 13/26 февраля 1950 года. Отпевание святителя-подвижника возглавил наместник-председатель Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Врачанский Паисий в сослужении русского и болгарского духовенства. Погребён архиепископ Серафим в крипте русской церкви святителя Николая г. Софии.

Из жизнеописания владыки Серафима известно, что он без подготовки, а лишь благодаря своей горячей молитве и помощи свыше, успешно сдал приёмные экзамены в Духовную академию. Поэтому его могила в Никольском храме Софии особенно почитается студентами и учащимися, которые получают его помощь при сдаче экзаменов. Один студент-медик также часто молился у гробницы Владыки перед экзаменами. Но он вырос в атеистической семье и не был крещён. Однажды после коленопреклоненной молитвы он поцеловал мраморное надгробие и встал. Вдруг пред ним предстал как живой архиепископ Серафим, благословил и сказал: «Крестись и постись!» Студент был потрясён видением до глубины души, вскоре крестился и стал глубоко верующим христианином.

Супруга доктора К.Я. из Новой Загоры заболела раком желудка. Прибыв в Софию, больная прежде всего пошла в русский Никольский храм на могилку почитаемого ею владыки Серафима и горячо помолилась ему о благополучном исходе предстоящей операции. В больнице перед операцией её снова обследовали. И оказалось, что у неё нет никакого рака...

Прошло шестьдесят лет со дня преставления праведного владыки Серафима, но память о нём жива. Православные христиане Болгарии, России и других стран посещают его могилу в русском храме Софии с молитвой о помощи и получают её. Таким образом, сбылись над ним слова Господни: «Прославляющего Мя прославлю» (1 Цар. 2,30).

Протоиерей Анатолий ЛАЗАРЕВ, кандидат богословия

 

В начало

По дороге к Пасхе

Жив Бог, но мне кажется, что в вечер Великой среды Иуда реально идет к первосвященникам

«Нельзя быть немножко беременной»

Угрозу для общества представляет ювенальная система, а ювенальная юстиция – лишь ее составная часть

Педагогическая опасность

Главная педагогическая опасность введения ювенальной системы – деформация мировоззрения у детей

Завещание соловецкого узника

Завещание священноисповедника Сергия , написанное им в страшные годы гонений, являет собой образец богословия

Единым сердцем

В Рязани прошел третий фестиваль хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова

Путь выпускницы МГУ

Сейчас у нас в приюте 11 девочек, есть возможность принять еще

Пламенный боголюбец

13/26 февраля исполнилось 60 лет со дня преставления архиепископа Серафима (Соболева)

Рецепт от «окамененного нечувствия»

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Борец за государственность и Православие

5/18 февраля исполнилось 105 лет со дня трагической гибели  Великого князя Сергея Александровича

От Салахмира до Виноградова

Памяти композитора протоиерея Михаила Александровича Виноградова (1809-1888)

Памяти подвижника

О Шестых Гаретовских чтениях, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

Вновь про любовь

«Он и она: в поисках супружеского согласия» так называется книга священника Павла Гумерова

Детский пост

Ребенку нет семи лет. По церковным канонам ему необязательно соблюдать пост и исповедоваться перед причастием

ЗАРУБКИ НА ПАМЯТЬ

Русские люди сегодня не понимают, что родной язык – их духовная естественная среда обитания

Подари книгу

К сожалению, в этих библиотеках почти нет детских книг

Владыка Серафим (Соболев) (1881-1950)