Логотип рязанской газеты "Благовест"

ОБЕЩАНИЕ

Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Покидают земную жизнь ветераны. Самым младшим за 80… Но и дети их – уже немолодые люди. И теперь уже они спешат написать, рассказать о родителях то, что не печатали в советских газетах и книгах. Например, уроженец села Черная Слобода Путятинского района Рязанской области Иван Петрович Астахов не раз писал свои воспоминания о войне. Их, а также его стихи (а Иван Петрович был, несомненно, литературно одаренным человеком) не раз печатали в районной газете «Сельская новь». Но нигде ему не позволили сказать о главном, о том, что именно вера в Бога помогла ему, солдату Великой Отечественной, провоевать все пять лет на передовой и остаться в живых.

С детских лет Иван Астахов ходил в церковь, а за 21 день до смерти он принял монашеский постриг с именем Серафим. Преставился монах Серафим (Астахов) 23 апреля  1998 года на пасхальной неделе, в Светлый четверг.

О своем отце, ветеране Великой Отечественной войны, рассказывает его дочь Антонина Ивановна ГРИВИНА, 1949 года рождения.

Через три месяца после того, как моего папу призвали служить в армию, началась Великая Отечественная война. Когда его отправили на фронт, он дал себе зарок: если вернется живым, то женится на вдове погибшего солдата и воспитает его детей.

Служить папа попал в пехоту, был минометчиком. На фронте у него появился друг из Пскова, который был на несколько лет старше и имел жену и детей. Когда друга убили, Иван написал письмо его вдове, та ответила. Отец написал ей, что ее муж убит и наспех похоронен под горой. В ответном письме она просила его рассказать, как ее муж погиб и как его похоронили, сделали ли ему гроб. Никакого гроба, конечно, не было, просто вырыли ямку, положили фуражку на лицо, засыпали и двинулись дальше за фронтом. Отец рассказывал, что когда он читал ее письмо, у него мелькнула мысль, что если он вернется с войны, то женится на ней и воспитает детей своего товарища. Он прошел всю войну, дошел до Берлина, и уже после окончания войны остался служить в Берлине еще год. А потом получилось так, что из Германии их повезли северной дорогой, и в Псков он не попал. Когда он приехал в свою деревню, он боялся нарушить свой зарок перед Богом, и поэтому женился на моей маме, у которой тоже муж погиб на войне и тоже было двое детей. У них родилось еще двое детей – я и моя сестра. Мы росли все вместе, и никогда отец между нами не делал никакого различия, кто ему родной, а кто нет. Отец с детства писал стихи, и посвятил вдове своего товарища стихотворение «Моей знакомой». Потом он написал письмо, в котором описал этот случай, и послал его в редакцию псковской газеты вместе с этим стихотворением. Оттуда ему ответили, что в Пскове такая не проживает.

То письмо когда читал в «воронке»,

Вмиг блеснули мысли в голове:

Если уцелею я на фронте,

Заверну к приветливой вдове.

Чтобы детям, встреченный тобою,

Я отцом остался навсегда,

Чтоб найти в твоем краю любое

Дорогое поприще труда.

Но солдата в дисциплине строгой

До тебя судьба не довела, -

Я проехал северной дорогой

В свой приют заветного села.

То сбылось, что жив и невредимый

В край вернулся, с детства дорогой.

И пришлось на стороне родимой

Мне жениться на вдове другой.

Как и ты, такой же одинокой,

И с такой же участью точь-в точь:

Так же муж погиб в войне жестокой,

Та же бабка, те же сын и дочь.

Жизнь пошла спокойная, другая,

Радость - в звонком говоре детей,

Их учить, воспитывать, лаская, -

Нет того достойнее, знатней.

И не жаль мне опыт свой и душу

Им, счастливым, отдавать любя,

Вспоминая часто про Павлушу,

Про твоих детей и про тебя.

Храм в честь Спаса Нерукотворного в нашем селе построен на три деревни, поэтому он стоит в поле, за километр от села. Отец был глубоко верующим человеком, с детства ходил в храм, дружил с сыном священника. У них был условный знак – когда его друг, сын священника, хотел с ним встретиться, он поднимал флаг на столбе, и отец приходил, чтобы поиграть с ним вместе или помочь в храме. Уже в 15-летнем возрасте папа делал для церкви бухгалтерский отчет.

Когда отец уходил на войну, у него была с собой икона Матери Божией. С ней он прошел всю войну. Он рассказывал такой случай. Ехал немецкий танк, а отец метко стрелял, и выстрелил прямо в окошко танка. Танк развернулся, направил на него дуло и начал стрелять в него. Отец говорил: «Выдолбил пулями прямо передо мной огромную яму, шириной в человеческий рост, а в меня ни одна пуля не попала. Тогда, чтобы они подумали, что я погиб, я слегка подпрыгнул и упал, и каска ударила мне по носу. Из-за каски я не видел, что происходит, но услышал, что они развернулись и поехали дальше, а я чудом остался жив».

И после войны он хранил веру, всегда соблюдал посты, много помогал храму. Когда храм закрыли, три больших иконы из храма привезли к нам домой на хранение. Отец их подновил и хранил в своей мастерской, а тем, кто спрашивал, что он такое привез, отвечал, что это двери. Рассказывать об иконах было тогда опасно. Когда в начале 90-х храм открыли, он вернул иконы в храм, и его выбрали старостой.

Наш папа был очень добрым человеком, муху не мог обидеть, никогда не ругался, не пил. Часто ездил в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. При принятии каких-то особо важных решений он обращался за советом к старице Екатерине Михайловне Хлуденёвой. В первый раз он пошел к Екатерине Михайловне, чтобы спросить у нее, жениться ему или нет. Он тогда был в валенках, а на валенках были тугие галоши, которые тяжело снимались. Как только он зашел в дом, она ему сказала: «Не надо, не снимай, они у тебя тяжело снимаются». Из этого он сразу понял, что она прозорливая. После этого он часто к ней ходил и ее слушался и посвятил ей стихи.

Стишок «Молитва» Лермонтова Вы

Когда читали мне при нашей встрече,

От слов таких не чуя головы,

Впервые удивлен был Вашей речи.

...

Учительницу добрую мою,

Как мать родную, слушать Вас готов я.

И часто про себя в душе молю:

Вам долгих лет и доброго здоровья.

Давно знакомы мы.  Идут года.

И много лет прошло с той

                                    первой встречи.

«Молитва»  залегла мне навсегда,

Мне не забыть поныне этой речи.

В 1992 году умерла мама, три года после этого он жил в деревне один, дневал и ночевал при храме, восстанавливал его своими руками. Потом он стал слабеть, и мы взяли его в Рязань. Он был хорошим специалистом, сам изготавливал свои инструменты, и отец Пётр Кравцов позвал его помогать восстанавливать Троицкий монастырь. Затем, когда отца Петра перевели в Кремль восстанавливать Духовное училище, отец стал жить там как сторож.

Отец очень хотел умереть монахом. Когда мы ездили за советом к матушке Антонии, он сказал ей, что ему хочется принять постриг. Но, видно, было еще не время, и она ему сказала: «Ты и так выше, чем схимник».

Когда мы забирали отца из деревни, по его воле мы раздали всё, что у нас там было, тем, кто победнее: и вещи, и мебель, и десять машин дров. Папа так захотел. И когда мы потом приехали к матушке Антонии, она встретила нас на пороге и говорит: «Какие же вы себе свечи поставили, от земли до неба». Так сбылась мечта отца – он раздал свое имущество, и его постригли в монахи за 21 день до смерти.

Умер он на пасхальной неделе, в Светлый четверг. Отпевали отца в Рязанском духовном училище, в храме Иоанна Богослова. Это был последний храм, в восстановлении которого он принимал участие. Похоронен отец на Скорбященском кладбище, на почетном месте, рядом с алтарем храма. Когда я попала на прием к владыке Симону, я благодарила его за это, а владыка ответил: «Он заслужил».

 

 

В начало

Священники на войне

К 65-летию Победы в Рязани издана книга «Солдаты Победы» с данными о ветеранах Великой Отечественной войны

ОБЕЩАНИЕ

Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Покидают земную жизнь ветераны

Жизнь -  Нечаянная Радость

Известно, что в Великую Отечественную войну было много случаев Божией помощи русским солдатам

ВОСПИТАНИЕ ВИТЯЗЯ

Во Дворце молодежи г. Рязани Рязанская региональная организация «Православные витязи» отмечала свой десятилетний юбилей

СВОБОДА И ЛЮБОВЬ

На вопросы  читателей  отвечает игумен Лука (Степанов)

Гармония души

Преподаватели и учащиеся Рязанского епархиального женского духовного училища устраивают открытый концерт-праздник

Лицом к лицу

Сейчас совсем не редкость поездки студентов, молодежи в детские дома, интернаты Рязанской области

«Не судите...»

Воскресная школа

Чего просит душа

Последний раз мы с ними встретились на концерте в честь праздника жен-мироносиц

С чего начинается Родина...

«Что такое Родина?» неожиданно для самой себя спросила я у дочери, а она показала мне родинку на ручке

Мы - не рабы

Ювенальная система позволяет ребенку быть уже субъектом права

Божья помощь на войне

А ведь большинство испытавших на себе помощь Божью молчали или рассказывали только близким родственникам

Иван Астахово.Серафим