Логотип рязанской газеты "Благовест"

Азбука… на старом городище

Поистине выдающимся днем для всей русской культуры с полным правом можно назвать день Первой молодежной соборной встречи «Азбука Духа и Свободы», состоявшейся 29 мая сего года на городище Старая Рязань в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры.

В течение нескольких дней ее участники – молодые архитекторы из различных регионов России и Украины – создавали удивительный по своей красоте и необычный по замыслу «Город АЗЪ», возводя 14 объектов, творчески воплощающих буквы первоначальной азбуки Кирилла и Мефодия – глаголического алфавита.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – славянские первоучители, создавшие азбуку и основавшие славянскую книжную культуру. Однако славянская азбука – это не просто буквы, из которых складываются слова, а целостная христианская система мировоззрения в символах, которые необходимо уметь читать, чтобы понимать свою собственную культуру и ощущать себя ее частью. Свв. Кирилл и Мефодий научили славян не только писать и читать, но и мыслить по-новому, они создали своего рода культурную матрицу, заложив основу развития древнерусского государства, как в культурном и духовном аспектах, так и в геополитическом, экономическом и социальном.

Как и письменный памятник, памятник архитектуры – это точный отпечаток времени. Архитектура – выраженный в объеме язык культуры, язык национальной самобытности или отсутствия таковой. Вот почему именно в связи с празднованием Дней славянской письменности и культуры было решено провести архитектурную акцию «Город АЗЪ», в рамках которой архитекторам было предложено осознать глубинное значение букв первой славянской азбуки, добраться до их сути и облечь ее в архитектурную форму.

С раннего утра 29 мая около валов на старорязанском городище закипела работа. На северной стороне от дороги завершались последние приготовления к выступлениям – была установлена большая сцена для будущего концерта. А на южной стороне городища группы молодых архитекторов, вооружившись молотками и пилами, шуруповертами и дрелями, доводили «до ума» свои весьма примечательные инсталляции из дерева, металла, ткани. 14 команд – 14 букв глаголического алфавита. Каждая из них стала уникальным архитектурным объектом, ибо строители «города АЗЪ» подошли к работе творчески, полностью использовав присущие молодости креативность, полет фантазии, современное видение, казалось бы, архаичных объектов, коими стали «азъ», «буки», «веди» и остальные буквы глаголического алфавита.

Больше всех пришлось потрудиться команде питерских архитекторов, занятых возведением центрального объекта – десятиметровой буквы «азъ». Группа из шести молодых людей, куда вошли студенты архитектурных вузов Санкт-Петербурга, строители и даже водитель-дальнобойщик, под руководством выпускницы Питерской академии художеств Даны Богородской в течение шести дней трудилась над созданием уникальной инсталляции в виде огромного круга из дерева, увенчанного деревянным же шпилем. По словам питерских архитекторов, идея их объекта как воплощения первой буквы глаголического алфавита – вселенная, замыкающаяся в солнечном круге, круге времени и бытия. Примечательно, что для создания самой большой композиции было использовано более 5000 саморезов, задействован подъемный кран, израсходовано несколько кубометров древесины. А еще ценой «буквы» стали обожженные рязанским солнцем спины, а в последующие дни – мучения от вездесущих комаров, проливных дождей и ночной прохлады.

Остальные буквы глаголического алфавита были расположены в двух окружностях так называемого «глаголического круга» – древнерусской модели мироздания, представляющей собой многофункциональную систему пространственных и временных координат, в которой узнается ориентация сторон света, солнечный годичный цикл, смена времен года, зодиакальная система и другие астрономические знания, известные науке средневековой Византии.

Образы этих букв, которые создавали строители «города АЗЪ», были столь же разнообразными, как и география участников – Москва и Подмосковье, Ярославль, Воронеж, Одесса. «Пирамида», «песочные часы», «крылья», «ветряная мельница», спиральная лестница – все заслуживало особого внимания, перед каждой инсталляцией можно было стоять подолгу, постигая глубинный смысл сакрального триединства каждой буквы – ее имени, графического начертания и фонетического произношения.

Ближе к вечеру старорязанское городище наполнилось гостями, приехавшими не только из разных городов России, но и из стран ближнего зарубежья. Объединенные интересом к славянской истории, люди неравнодушные, творческие, по большей части молодые, они совершали прогулки по историческим местам, исполненным духом самой истории, с любопытством останавливались у возвышавшихся на фоне майского неба древних валов и руин. Более тысячи человек знакомились с городищем и восхищались архитектурными образами древнего славянского алфавита. Здесь не было людей случайных – все так или иначе имели отношение либо к архитектуре, либо к православной культуре. Большинство зрителей, конечно, было из Спасска и городов области.

Перед началом концерта состоялось подведение итогов и награждение победителей. Первое место в конкурсе безоговорочно заняли архитекторы из Санкт-Петербурга, создавшие центральный объект – букву «азъ». Рязанские архитекторы тоже участвовали в предварительном конкурсе эскизов. Но, увы, буква «ю» у других претендентов, по мнению жюри, оказалась лучше.

Да, команды, представившие свои проекты, были довольно сильными и опытными, несмотря на молодой возраст их участников. Так, например, команда «М33» из Москвы существует уже семь лет, а одному из трех ее участников, с которым мы познакомились, архитектору Григорию Юшину, всего 25 лет. «Перед работой над этим проектом мы изучали все буквы глаголицы, узнали их значение, выбирали то, что ближе нам как архитекторам, – рассказал нам Григорий Юшин. – У нас было задание – переосмыслить букву и создать какой-либо архитектурный объект. Как портал нами была выбрана дверь, открыв которую, можно увидеть путь в мир, к другим буквам алфавита». Они изобразили «Веди» (см. фото).

В концерте этно- и фолк-музыки, состоявшемся в заключительной части мероприятия, выступили наиболее яркие представители этих самобытных направлений. Один из них – ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», который исполняет древнерусские богослужебные песнопения XV-XVIII веков. В творчестве другого коллектива – московского этно-электронного проекта «Волга» электроника сплавлена с танцевальными ритмами и распевами старорусских текстов-уговоров. Ансамбль народной музыки «Нерехетские рожечники» практикует совместную игру на пастушьих рожках. «Купина» – ансамбль народной музыки, возрождающий исконно русские традиции исполнительства на гуслях и других народных инструментах. Буквально поразил зрителей своим мастерством балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский, которого публика долго не хотела отпускать со сцены. С восторгом внимали зрители древним и вместе с тем вечно юным мотивам русского фолка, вибрации которого будят в славянских душах живую кровь предков, заставляют понять величие бытия и красоту Божьего замысла, проявляющуюся во всем.

Завершился фестиваль грандиозным салютом, озарившим ночное небо над Старой Рязанью и на много километров вокруг точно так же, как 14 букв, подаренных славянскому миру Кириллом и Мефодием, когда-то озарили жизнь наших предков, придав ей новый смысл и новое содержание.

Пока будут такие праздники – будет великой и наша страна, и Православие вновь и вновь будет тем светом, который несет миру веру, надежду и любовь!

Сергей ЕГОРОВ, г. Спасск

 

 

В начало

Личность и общество

«Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Азбука… на старом городище

Славянская азбука – это не просто буквы, из которых складываются слова, а целостная христианская система мировоззрения

С помощью старца Софрония

Монастырь действительно здесь был когда-то, и жило здесь 76 монахинь

Певица с позицией

Беседа со Светланой Копыловой после благотворительного концерта для Православной гимназии

Неизвестная Турция, или По семи церквам Апокалипсиса

то есть по тем древним малоазийским церквам, к которым святой апостол Иоанн Богослов обращал свое послание

Тропинка к храму

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

«Я иду в ВДВ»

Десант тем и хорош, что появляется неожиданно и оставляет неизгладимые впечатления

В добрый путь!!!

У выпускников впереди – новая, неизведанная, ответственная жизнь, которая, как полноводная река

Разрушающая толерантность

Приводились данные исследования, в котором учащимся был задан вопрос об их отношении к различным сектам

Купец– благотворитель

В издательстве «Зёрна» вышла в свет книга И.В. Евсина «Пётр Мальшин»

Информация как инфекция

Как остановить рост преступности, в том числе и духовной

Милость апостола любви

А ведь большинство испытавших на себе помощь Божью молчали или рассказывали только близким родственникам

Маленькие детки– маленькие бедки...

Взгляд из песочницы

"Китеж" Православный туризм- для взрослых, детей и молодежи

на старом городище