Логотип рязанской газеты "Благовест"

Купец– благотворитель

В издательстве «Зёрна» вышла в свет книга И.В. Евсина «Пётр Мальшин». Это первое издание в намеченной серии книг «Благотворители земли Рязанской». Благодаря именно этому человеку мы сегодня можем молиться в главной святыне города – Успенском кафедральном соборе, в котором в разное время молились трое русских царей: Александр I, Николай I и Николай II, в соборе, который по своей редчайшей красоте является одним из немногих в нашем Отечестве.

Православное русское купечество всегда отличалось благотворительностью. Особенно в отношении храмов и монастырей. По-настоящему верующие русские купцы понимали, что богатством можно спасти душу, но можно её и погубить. Один из богатейших людей дореволюционной России владелец Прохоровской Трёхгорной мануфактуры Т.В. Прохоров даже составил поучение, этакий своеобразный моральный кодекс купечества. Он называется «О богатении». В этом поучении, в частности, пишется: «Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр., это нехорошее, вредное богатство, оно ведёт к погибели души. Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь. Богатство… не должно пугать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей Его.

Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьёзна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать… Наградою делающему добро человеку должно служить то, что он живёт в Боге».

Кому дать и сколько нужно дать, купцы не всегда могли определить сами. Например, в Рязани они давали немалые деньги бедному, бездомному человеку – блаженному Василию Кадомскому, ныне прославленному в лике святых. А он уж распределял их среди самых нуждающихся горожан. Но чаще благотворители всё-таки обращались к священнослужителям, поддерживая церкви и монастыри. Происходило это оттого, что издревле дело призрения бедных находилось в руках Церкви и монастырей, располагавших большими средствами за счёт благотворителей. При храмах и монастырях создавались бесплатные больницы, богадельни.

Название «богадельня» происходит от слов для «Бога делание», то есть «Бога ради». В России о богадельнях упоминается уже в церковном Уставе святого князя Владимира. Призревались в них больные, убогие, нищие. Такие богадельни-больницы, по-видимому, устраивались при каждой приходской церкви, при каждом монастыре.

Как повелось на Руси издревле, для помощи нуждающимся, больным людям на первое место выдвинулась частная благотворительность.

В Рязани в благодарность благотворителям богадельни даже носили имена их создателей. Особенной любовью пользовалась Мальшинская богадельня. В народной памяти она до сих пор осталась лучшим благотворительным учреждением. Её здание, слава Богу, сохранилось и является памятником архитектуры общероссийского значения.

Создатель этой богадельни – Пётр Алексеевич Мальшин, купец первой гильдии, надворный советник, неоднократно избиравшийся главой города Рязани.

Первым в роду Мальшиных торговлей стал заниматься Даниил Мальшин, он имел свой полок в мясном ряду Нижнего посада. Он был обыкновенный крестьянин, числившийся среди так называемых архиерейских работников. Архиерейский дом являлся тогда церковно-административным учреждением, владеющим епархиальной казной и крупными земельными вотчинами. Архиереи обладали большими земельными наделами. И крестьяне, принадлежавшие Архиерейским домам, работали на них, занимались земледелием и скотоводством. На вырученные от продажи продовольствия средства строились новые храмы, содержались церковные учебные заведения и богадельни для нищих, больных людей.

Таким образом, получается, что издревле еще, не будучи купцами, Мальшины вносили свой вклад в богоугодные дела. И не только крестьянским трудом. Ведь с торговли они платили оброк (налог) в Архиерейский дом, тем самым увеличивая его благосостояние.

С 1605 года Мальшины принадлежали Архиерейскому двору святителя Феодорита, того самого, который благословил на царство Михаила Романова.

Основателем купеческой династии Мальшиных можно назвать Назара Епифановича Мальшина, так как сыновья его, Алексей и Лукьян, в середине восемнадцатого века уже официально числились рязанскими купцами.

…В 1752 году в семье Алексея Назаровича Мальшина и его жены Марии Тихоновны произошло радостное событие. У них родился сын, которого в крещении нарекли Петром. К сожалению, сведений о его рождении в метрических книгах по городу Рязани нет. По мнению И.Е. Голдинского, автора брошюры «Скорбященское кладбище Рязани», Мальшину дали имя в честь преподобного Петра Афонского, память которого отмечается 12 июня по старому стилю.

Серьёзной торговой деятельностью Пётр Алексеевич Мальшин начал заниматься с тридцати лет. Получив от отца небольшой первоначальный капитал, он, как и многие оборотистые купцы того времени, быстро приумножил его на винных откупах.

Накопив капитал, Мальшин открыл самый крупный в Рязани салотопенный завод. При салотопенном заводе предприимчивый Пётр Мальшин организовал трепальню, то есть цех по выработке из льна волокна – пеньки. К 1790 году салотопенный завод и трепальня позволили Мальшину создать капитал в более чем 50 тысяч рублей. Это дало возможность Петру Алексеевичу приобрести звание Именитый гражданин.

Получив звание Именитый гражданин, Пётр Алексеевич был избран городским головой. В этой должности он прослужил с 1791 г. по 1794 г.

В 1800 г. указом Государя Императора Павла I Пётр Алексеевич Мальшин был пожалован чином надворного советника и стал занимать должность чиновника VII класса городской судебной канцелярии. Таким образом, Мальшин перешёл из официального купечества на государственную службу.

Как и во всех своих начинаниях, в чиновничьей карьере Пётр Алексеевич также преуспел. С начала 1809 года он служил в Петербурге по ведомству Министерства внутренних дел. В 1800-1810-е годы Петр Алексеевич брал подряды на соляные поставки в Рязанскую, Тульскую и Тамбовскую губернии. Немалую прибыль приносили Мальшину и так называемые доходные дома. В начале девятнадцатого века он стал самым крупным в Рязани домовладельцем, ему принадлежало 10 домов.

Первые благотворительные акции Пётр Мальшин осуществлял совместно с Гаврилой Рюминым. В 1793 году на строительство здания для Главного народного училища они пожертвовали пять тысяч рублей. В 1799 году благодаря их стараниям был спасён от сноса Успенский кафедральный собор. Тогда он действительно сильно обветшал.

Особенным актом благотворительности Петра Алексеевича стало строительство в 1807 году новой каменной Скорбященской церкви на месте старой деревянной. Строительство велось по просьбе архиепископа Рязанского и Зарайского Амвросия. Помимо главного престола в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в церкви были устроены два придела. Правый – в честь Алексия, человека Божия, левый – в честь преподобного Онуфрия Великого. Существует предание, что правый придел Мальшин посвятил памяти своего отца Алексея Назаровича, а левый устроил в благодарность за исцеление от заболевания глаз по молитвам к преподобному Онуфрию.

Большой вклад внёс Мальшин и в реставрацию обветшалой Ильинской церкви.

Но главным строением Петра Мальшина, благодаря которому он остался в памяти рязанцев, помимо Скорбященской церкви, была богадельня, построенная в 1808 году.

Эта богадельня по первоначальному проекту Мальшина должна была быть при Скорбященском храме как больница для инвалидов. Однако по каким-то причинам место для богадельни было выделено на углу улиц Гостиной и Курганской (ныне соответственно Свободы и Маяковского). На её учреждение в 1806 году Пётр Алексеевич внес пятьдесят тысяч рублей в Приказ общественного призрения. Пятнадцать тысяч из них были использованы для постройки каменного здания, а тридцать пять тысяч рублей оставлены «на вечные времена неприкосновенным капиталом», проценты с которого предназначались на содержание богадельни и выплату пособий служащему персоналу.

Император Александр I высоко оценил благотворительную деятельность рязанского мецената. Особым Указом от 5 июня 1806 года основатель богадельни был «всемилостивейше пожалован» орденом Анны II степени.

Строительство помещения было завершено в декабре 1808 года, а в 1809 году богадельня была открыта. Её открытие Петр Алексеевич косвенно посвятил памяти своей первой жены Ирины Максимовны, скоропостижно скончавшейся в том же году в возрасте 47 лет.

Последний акт благотворительности он совершил незадолго до своей кончины. В 1821 году он подарил рязанскому Христорождественскому собору две уникальные иконы в серебряно-позолоченных ризах – икону Рождества Христова и икону святителя Николая Чудотворца.

Скончался меценат 31 марта 1821 года. Погребли его за алтарём Скорбященского храма, того самого, который построил Пётр Алексеевич. Там же находилась и могила его первой супруги Ирины. Места погребения Мальшиных были увенчаны памятниками. На могиле Ирины Максимовны установили чёрный мраморный памятник с чугунным крестом. На могиле Петра Алексеевича стоял гранитный памятник в виде гробницы с медным распятием наверху, а сбоку на медной доске сделана такая надпись: «Под сим погребено тело надворного советника и Кавалера П.А. Мальшина. Жития его было 74 года».

 

 

 

 

 

В начало

Личность и общество

«Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Азбука… на старом городище

Славянская азбука – это не просто буквы, из которых складываются слова, а целостная христианская система мировоззрения

С помощью старца Софрония

Монастырь действительно здесь был когда-то, и жило здесь 76 монахинь

Певица с позицией

Беседа со Светланой Копыловой после благотворительного концерта для Православной гимназии

Неизвестная Турция, или По семи церквам Апокалипсиса

то есть по тем древним малоазийским церквам, к которым святой апостол Иоанн Богослов обращал свое послание

Тропинка к храму

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

«Я иду в ВДВ»

Десант тем и хорош, что появляется неожиданно и оставляет неизгладимые впечатления

В добрый путь!!!

У выпускников впереди – новая, неизведанная, ответственная жизнь, которая, как полноводная река

Разрушающая толерантность

Приводились данные исследования, в котором учащимся был задан вопрос об их отношении к различным сектам

Купец– благотворитель

В издательстве «Зёрна» вышла в свет книга И.В. Евсина «Пётр Мальшин»

Информация как инфекция

Как остановить рост преступности, в том числе и духовной

Милость апостола любви

А ведь большинство испытавших на себе помощь Божью молчали или рассказывали только близким родственникам

Маленькие детки– маленькие бедки...

Взгляд из песочницы

"Китеж" Православный туризм- для взрослых, детей и молодежи

Купец– благотворитель