Логотип рязанской газеты "Благовест"

С помощью старца Софрония

Чем дальше от больших городов и федеральных трасс, тем скромнее домики местных жителей, лишь изредка перемежающиеся особняками дачников, тем хуже дороги. Не отличаются от этой простой схемы и селения Кораблинского района.

Но вдруг за обветшалым Ибердским спиртзаводом среди довольно густого лиственного леса появляется  прекрасная асфальтовая дорога.

Раз, и она заканчивается большой ухоженной стоянкой, а на пригорке, как на ладошке, вдруг открывается взору словно игрушечный по внешнему виду… монастырь, обнесенный жизнерадостных цветов забором.

Монастырь действительно здесь был когда-то, и жило здесь 76 монахинь, которых собирал старец Софроний. Храм был такой же, как современный, а вместо колокольни была деревянная звонница. Вокруг стояли домики, двухэтажный корпус для сестер, и вокруг монастыря была деревянная ограда. Но советская власть прекратила жизнь не только обители, но и многих ее насельниц. А храм был снесен до основания в 1946 году.

Новая жизнь возрождаемого монастыря, а фактически, храма в честь святого благоверного князя Александра Невского началась здесь с появлением отца Николая (Анисимова), тогда иеромонаха, насельника Свято-Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря.

Очень давно хотелось сюда приехать, и то, что увидела, превзошло все ожидания.

– Отец Николай, здесь у вас такая красота, это место производит впечатление рая. Что вас сюда привело?

«Конечно, Промысел Божий,рассказывает мне отец Николай, стоя рядом с восстановленным храмом, в котором он только что отслужил Божественную литургию и окрестил пятнадцать (!) младенцев. – Покойный отец Авель говорил мне: если есть Промысел Божий, здесь всё будет, если нет – то ничего у тебя не получится. Оказалось, что Промысел Божий действительно был, и возможно, старец Софроний так захотел, чтобы я был здесь. Еще когда мне было 15 лет и я только начинал ходить в храм в Ряжске, я много слышал о старце Софронии, даже еще был жив старец Иоанн, который его помнил. Когда я уже был в Иоанно-Богословском монастыре, каждый год старался посетить это место. Кладбище было заросшим, но потом мы с мамой постепенно восстановили все заброшенные могилки, заменили кресты, поставили цветники. Только после этого мы узнали, что здесь собираются восстанавливать храм, но неизвестно было, кто этим будет заниматься, и так получилось, что занялись мы с мамой, которая работала шофером».

На месте храма тогда, в 1996 году, росло 46 деревьев. За один день вместе с лесниками удалось их спилить и расчистить фундамент храма. Потом отец Николай познакомился с директором спиртзавода, которая долго присматривалась к тому, что происходит в заброшенном, но святом месте, а потом стала помогать техникой и деньгами. 12 сентября 1996 года, в праздник святого благоверного князя Александра Невского, была совершена закладка храма.  В 1997 году отец Николай за полгода построил храм, а в декабре 1997 года  освятил крест на куполе. Люди начали жертвовать на храм, потому что увидели, что благие намерения подтверждаются на деле. И вскоре здесь появилась чудотворная икона Матери Божией «Скоропослушница» из старого монастыря. Все эти годы она хранилась в соседнем селе.

«Мне отец Авель всегда говорил: «Сделай сначала храм и всё для храма, чтобы там было благолепие, а потом можешь и сам скромно обустроиться. Если люди увидят, что ты всё делаешь для храма, они и тебя будут поддерживать и помогать тебе в трудную минуту», – продолжил отец Николай. – В 1998 году перед освящением храма отец Авель благословил поднять мощи старца Софрония. Сначала их поставили в домовой церкви в поселке Ибердский, а когда храм был готов к освящению, мы перевезли их сюда. Я вёз мощи в чемодане, накрытом покровом, и шофер об этом не знал. Он начал что-то мне говорить, а я ему говорю: «Давай помолчим». Потом он меня спрашивал: «Что ты тогда такое вёз, что даже разговаривать не разрешал?» Я ему рассказал, он потом знакомым говорил: «У нас в машине ехал сам отец Софрон».

В 2000 году состоялось прославление старца Софрония. Материал для этого приходилось собирать с большими трудностями, было много нестыковок, потому что народная молва часто искажает даты и события. Но благодаря директору областного архива Т.П. Синельниковой удалось найти точные данные, и даже житие старца. Много старец Софроний претерпел гонений и нестроений, а сейчас он в лике святых… Много людей приезжают к нему и просят помощи. И самому отцу Николаю он много раз являл свою помощь. Когда строили храм, были такие случаи, что нечем было заплатить рабочим. «Бывало, прибегу к старцу на могилку,рассказывает батюшка, – даже заплачу и попрошу его послать денег – и всегда помощь приходила, деньги находились».

На старца Софрония было много нападок, их с дочерью обвиняли в сектантстве, даже было заведено следственное дело. Он сам писать не умел, и его дочь под его диктовку писала архиерею: «Я стараюсь для нашей обители, а нас отовсюду гонят. А у меня была задумка обнести обитель каменной стеной, так как находимся мы в лесу. Нам подарили колокола, а у нас деревянная звонница, хотелось бы сделать кирпичную колоколенку». Сейчас колокольня стоит, стоит и каменная стена вокруг. Получается, что старец Софроний свои задумки, которые ему не дали осуществить при жизни, осуществляет теперь руками отца Николая.

До самой смерти старца враг рода человеческого через людей, даже облеченных духовным саном, пытался изгнать его из монастыря. В последние годы жизни батюшке пришлось переселиться на монастырский хутор, куда к нему за советом притекало множество людей. Лишь за несколько месяцев до смерти настоятельница разрешила ему вернуться в обитель. Умер он в 89 лет, предсказав разорение монастыря: «Вы-то нас руками выгоняете, а вас будут штыками выгонять». Когда пришли облачать тело усопшего, то, сняв верхнюю одежду, обнаружили на его теле вериги, которые вросли в тело. Мать игумения долго плакала, просила прощения, сознавая свое недостоинство пред великим подвижником. Когда после революции начались притеснения монастыря, сестры вспомнили предсказание старца. И еще он предсказал, что будет время, когда всё восстановится: «Храм потом будет еще краше, а я в него первый взойду». Так и случилось – когда храм был подготовлен к освящению, старец Софроний своими мощами взошел в него первый.

В апреле этого года иеромонаха Николая вызвали в епархию для возведения в сан игумена. Владыка Павел прочитал над ним молитву о посвящении не просто в игумена, а в игумена обители. Отец Николай сказал владыке, что не готов к этому, но владыка ответил, что монастырь был, есть и будет, и привел пример монастыря в Иерусалиме, в котором живет только один игумен.

Ирина ЕВСИНА

 

 

В начало

Личность и общество

«Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Азбука… на старом городище

Славянская азбука – это не просто буквы, из которых складываются слова, а целостная христианская система мировоззрения

С помощью старца Софрония

Монастырь действительно здесь был когда-то, и жило здесь 76 монахинь

Певица с позицией

Беседа со Светланой Копыловой после благотворительного концерта для Православной гимназии

Неизвестная Турция, или По семи церквам Апокалипсиса

то есть по тем древним малоазийским церквам, к которым святой апостол Иоанн Богослов обращал свое послание

Тропинка к храму

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

«Я иду в ВДВ»

Десант тем и хорош, что появляется неожиданно и оставляет неизгладимые впечатления

В добрый путь!!!

У выпускников впереди – новая, неизведанная, ответственная жизнь, которая, как полноводная река

Разрушающая толерантность

Приводились данные исследования, в котором учащимся был задан вопрос об их отношении к различным сектам

Купец– благотворитель

В издательстве «Зёрна» вышла в свет книга И.В. Евсина «Пётр Мальшин»

Информация как инфекция

Как остановить рост преступности, в том числе и духовной

Милость апостола любви

А ведь большинство испытавших на себе помощь Божью молчали или рассказывали только близким родственникам

Маленькие детки– маленькие бедки...

Взгляд из песочницы

"Китеж" Православный туризм- для взрослых, детей и молодежи

С помощью старца Софрония