Логотип рязанской газеты "Благовест"

Неизвестная Турция, или По семи церквам Апокалипсиса

Современные учебники по библейской археологии в основном посвящены ветхозаветной археологии, а новозаветной археологии уделяется мало внимания. Длительное время существовал большой пробел в преподавании этого предмета, и преподавателей библейской археологии этот вопрос всегда волновал. Преподаватели и студенты Смоленской Духовной Семинарии уже несколько раз ездили в Турцию, чтобы исследовать новозаветную историю церквей Малой Азии (а Малая Азия – это и есть современная Турция). Ими организовывались экспедиции «по семи церквам Апокалипсиса», то есть по тем древним малоазийским церквам, к которым святой апостол Иоанн Богослов обращал свое послание в книге Апокалипсиса.

Этой весной состав экспедиции «по семи церквам Апокалипсиса» значительно расширился, в поездке приняли участие и рязанцы – протоиерей Димитрий Гольцев, преподаватель библейской археологии Рязанской Духовной Семинарии, Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, и иерей Георгий Аверин, преподаватель кафедры библеистики Рязанской Духовной Семинарии. О поездке рассказывает протоиерей Димитрий ГОЛЬЦЕВ.

Поездка была очень интересная и уникальная, в некоторых местах, где мы побывали, русских вообще никогда не видели, и на нас смотрели с удивлением. Мы привезли массу материала, я узнал для себя много нового, хотя преподаю эту дисциплину уже в течение пяти лет.

Первый день нашей поездки был посвящен Стамбулу. Конечно, прежде всего нам хотелось посетить храм Святой Софии, и еще нас интересовал Стамбульский археологический музей, в котором находятся интереснейшие артефакты, в том числе и привезенные из Палестины. Я занимаюсь тематикой Иерусалимского храма, и для меня это было вдвойне интересно, потому что в этом музее находится камень с так называемой «запретительной надписью» на греческом языке. На Храмовой горе в Иерусалиме вокруг храма была ограда, и не иудеям запрещалось входить за ограду. Надпись гласит, что всем, кто нарушит этот запрет, грозит смертная казнь. Римляне в виде исключения разрешали иудеям убивать нарушителей запрета, хотя обычно иудеи не могли никого казнить. Такие надписи были на латинском и греческом языках. Еще в этом музее находится образец самого древнего израильского письма, так называемый «гезерский календарь». Всё это хотелось бы посмотреть воочию, но, к сожалению, и музей, и храм Святой Софии в этот день оказались закрыты. Нам удалось осмотреть древние стены Константинополя, побывать в резиденции Вселенских патриархов и полюбоваться так называемой голубой мечетью. Вернувшись в Измир (Смирну), мы, конечно, были опечалены таким итогом первого дня. Но в дальнейшем были вознаграждены сторицей, когда уже из Измира мы ездили непосредственно по семи церквам Апокалипсиса.

Во второй день нашего путешествия мы попали в Эфес. В наши дни это город-памятник, в котором уже никто не живет, его руины представляют собой один из крупнейших мировых музеев под открытым небом. Это красивейший древний город, который нас сразу вдохновил и очаровал. Раньше я видел его только на фотографиях, а когда сам ходишь по этим улицам и видишь эти древние развалины, статуи и колонны, то поражаешься уровню развития архитектуры, который был в античной Малой Азии.

Не случайно апостолы проповедовали именно в Малой Азии, потому что в те времена это был центр язычества. Ни в Риме, ни в Греции, ни в Палестине язычество не получило такого развития, как в Малой Азии. Именно в Малой Азии, в Эфесе стоял огромнейший храм Артемиды Эфесской, одно из семи чудес света. Интересна история его постройки. В Малой Азии часто бывали землетрясения, и чтобы храм не разрушился, его построили на болоте. Болото выстилали козьими шкурами, засыпали слой угля и сверху строили храм, так что в случае землетрясения была обеспечена амортизация. Сейчас от величественного храма Артемиды Эфесской осталась только одна колонна на болоте.

Конечно, нам было важно побывать в тех местах, где проповедовали апостолы. В книге Деяний святых апостолов часто упоминается Эфес как место проповеди апостола Павла и его учеников. В то время Эфес был крупным и очень богатым городом, там жили аристократы, знатные люди. Артемида считалась богиней плодородия, и в храм Артемиды Эфесской съезжались люди со всего мира, привозя с собой обильные приношения, чтобы принести богине жертву. При храме жили люди, которые получали от этого большую прибыль – изготавливали серебряные копии храма, делали статуэтки Артемиды и продавали паломникам.

Кроме того, в Эфесе был огромный театр, и проводились спортивные игры, альтернативные Олимпийским. Эфес был наполнен богачами, которые проводили время в увеселениях, спортсменами, которые занимались культом тела, почитателями богини Артемиды, то есть людьми, которым не было дела до Христа. Казалось бы, что там было делать апостолу Павлу? Однако его проповедь в Эфесе имела успех, за ним последовало много людей.

В Деяниях апостолов описано, как некий Димитрий серебряник (серебряных дел мастер) поднял бунт против апостола Павла. Он сразу смекнул, что чем больше людей будет ходить за апостолом Павлом, тем меньше будут раскупаться его изделия и тем меньше будет его доход. Он собрал других ремесленников, занимавшихся тем же промыслом, и они возмутили весь город, говоря, что апостол Павел оскорбляет Артемиду и хочет уничтожить ее храм, так что народ стал кричать: «Велика Артемида Эфесская!» Апостола Павла ученики не пустили на это собрание, а его спутников Македония, Гаия и Аристарха схватили и потащили на сцену театра, где начались допросы и разбирательства. Начальники города поступили мудро: сказали, что апостолы храму не угрожали и богиню не оскорбляли, и надо решить дело мирно, чтобы не было наказания от высших властей. Собрание постепенно утихомирилось, после этого апостол Павел покинул Эфес.

До наших дней сохранилась дорога, которая ведет к этому театру, и сама огромная арена театра. Все эти древние руины, артефакты помогли нам мысленно проникнуть сквозь толщу веков в те времена, когда здесь проповедовали такие великие люди, как апостол Павел и его ученики.

Но Эфес интересен не только этим. Если пройти от театра немного подальше, можно увидеть большой византийский храм, в котором проходил III Вселенский собор. Храм разрушен, но и его развалины поражают своим величием.

Еще одно важное место в Эфесе – место, где был похоронен апостол Иоанн Богослов. Над его гробницей был построен огромный храм, даже больший по своим размерам, чем храм Артемиды Эфесской. Эти два грандиозных храма до начала V века стояли недалеко друг от друга, но храм Иоанна Богослова был больше и выше, а храм Артемиды постепенно разрушался, и это было как бы наглядным свидетельством победы христианства над язычеством. В наши дни от храма сохранились руины, которые открыты для посещения как музей. Гробница Иоанна Богослова находится в алтарной части храма, и мы удостоились там помолиться.

В Эфесе есть еще одно удивительное место – это дом Пресвятой Богородицы. Мы помним, что Господь Иисус Христос на Кресте усыновил Иоанна Богослова Деве Марии, и с тех пор Иоанн Богослов заботился о Ней, как о родной матери. Если он жил в Эфесе, значит, там была и Богородица.

До XIX века не было известно, где находился этот дом. В начале XIX века немецкой монахине Анне Екатерине Эммерих было видение, где надо искать дом Пресвятой Богородицы. Она никогда не была в Эфесе, но достоверно описала эти места. Туда поехали археологи, опросили местных жителей, и оказалось, что существует местное предание о пребывании в этих местах Пресвятой Богородицы, и есть святой источник, посвященный Богородице. Когда рядом с источником начали раскопки, обнаружили древний фундамент, его датируют именно I веком нашей эры. На этом фундаменте дом был восстановлен в традициях того времени, и сейчас на стене этого дома проступает лик Богородицы, причем по своей иконографии он православный. Мы видели этот лик и прикладывались к нему. Сейчас он под стеклом.

Как видим, в Эфесе много христианских святынь, но с другой стороны, там много и проявлений современного язычества. Там есть «стена желаний», вся увешанная узелками с записками, в которых люди пишут свои желания. Вместо того чтобы молиться у святынь, люди загадывают желания. Очень грустно на это смотреть…

И, наконец, в тот же день мы посетили пещеру семи Эфесских отроков. Во времена гонений на христиан императора Деция семь отроков были заживо замурованы в пещере в окрестностях Эфеса, но они не умерли, а уснули чудесным сном, и когда через двести лет разобрали вход в пещеру, они проснулись и вышли из нее. Впоследствии в этой пещере был византийский монастырь, и считалось большой честью для знатных людей быть похороненными в этой пещере. Сейчас там можно увидеть много погребальных саркофагов.

В последующие дни мы посетили места, где находились другие древние церкви Апокалипсиса: Лаодикию, Сардис, Фиатиру, Пергам, Смирну, Филадельфию. Из этих городов больше всего нас поразил Пергам, там были языческие храмы необыкновенных размеров. В Апокалипсисе о Пергаме сказано, что там находится престол сатаны. Мы предполагаем, что под этим имеется в виду алтарь Зевса, который стоял на горе и был отовсюду виден. А внизу под горой стоял еще один огромный языческий комплекс, который назывался Асклепион – храм Асклепия (языческого бога врачевания), больница и целый комплекс оздоровительных учреждений.

Больные там жили, их лечили, а хоронили тайно, чтобы не повредить престижу этой лечебницы. Там был и театр, больные смотрели представления, слушали музыку, купались в бассейне, принимали солнечные ванны. До наших дней сохранились вытесанные из камня сиденья в театре, причем это были не обычные сиденья, а анатомические, сделанные специально для больных, чтобы удобно было сидеть. Рядом с этим комплексом находится храм египетского бога Сераписа. Постепенно старые культы греческих богов уходили в прошлое, им на смену приходили новые египетские культы. Храм Сераписа – это огромная базилика римского периода, в которой стояла большая статуя этого бога. Нас пропустили внутрь, мы обследовали помещение и нашли потайные ходы, по которым проходили жрецы. В древние времена язычники приходили в этот храм и спрашивали что-то у бога (конечно, за это они платили деньги, и чем больше человек платил, тем более благоприятный для себя ответ он получал). По этим тайным ходам жрецы пробирались внутрь и отвечали людям на их вопросы, а храм был устроен так, что звук выходил изо рта идола. Таким образом создавалась иллюзия, что отвечает сам языческий бог.

На развалинах Лаодикии мы искали остатки храма, в котором проходил Лаодикийский собор. Мы нашли трехнефный византийский храм, который только начинают раскапывать, и я не удержался от того, чтобы пропеть там «Христос Воскресе», ведь наша поездка пришлась на пасхальный период.

Еще нас поразил Иераполис. Это тоже античный город, от которого сохранились каменные руины. Это была главная здравница Римской империи, куда ездили отдыхать патриции, античные врачи использовали для лечения пациентов горячие термальные источники. Там сохранился «бассейн Клеопатры», куда приезжала отдыхать сама египетская царица Клеопатра. В Иераполисе есть и христианская святыня – место, где принял мученическую смерть святой апостол Филипп, один из 12 апостолов. Он был похоронен на высоком холме, а впоследствии на этом месте был построен прекрасный октогональный византийский храм.

Конечно же, в этой поездке я приобрел несколько экспонатов для нашего музея библейской археологии в Рязанской Духовной Семинарии. Из Эфеса я привез небольшую статую Артемиды Эфесской, маленькую копию той, которая выставлена сейчас в музее, и древние монеты, на одной из которых есть изображение пчелы (пчела была символом Эфеса). Еще я привез для наглядности небольшую копию римского саркофага, в котором хоронили патрициев, бронзовый светильник и пергамент из Пергама (именно там начали его производить, на нем писали Священное Писание). Сейчас на лето мы убрали экспонаты, надеемся, что с нового учебного года музей откроется и предстанет во всей своей красе.

На фото: отец Димитрий с древней монетой; место захоронения св. апостола Иоанна Богослова в Эфесе; дом Пресвятой Богородицы; пещера семи отроков Эфесских

 

 

В начало

Личность и общество

«Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Азбука… на старом городище

Славянская азбука – это не просто буквы, из которых складываются слова, а целостная христианская система мировоззрения

С помощью старца Софрония

Монастырь действительно здесь был когда-то, и жило здесь 76 монахинь

Певица с позицией

Беседа со Светланой Копыловой после благотворительного концерта для Православной гимназии

Неизвестная Турция, или По семи церквам Апокалипсиса

то есть по тем древним малоазийским церквам, к которым святой апостол Иоанн Богослов обращал свое послание

Тропинка к храму

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

«Я иду в ВДВ»

Десант тем и хорош, что появляется неожиданно и оставляет неизгладимые впечатления

В добрый путь!!!

У выпускников впереди – новая, неизведанная, ответственная жизнь, которая, как полноводная река

Разрушающая толерантность

Приводились данные исследования, в котором учащимся был задан вопрос об их отношении к различным сектам

Купец– благотворитель

В издательстве «Зёрна» вышла в свет книга И.В. Евсина «Пётр Мальшин»

Информация как инфекция

Как остановить рост преступности, в том числе и духовной

Милость апостола любви

А ведь большинство испытавших на себе помощь Божью молчали или рассказывали только близким родственникам

Маленькие детки– маленькие бедки...

Взгляд из песочницы

"Китеж" Православный туризм- для взрослых, детей и молодежи

отец Димитрий с древней монетойдом Пресвятой Богородицыместо захоронения св. апостола Иоанна Богослова в Эфесепещера семи отроков Эфесских