Логотип рязанской газеты "Благовест"

Взгляд из песочницы

Самый умный

В три года Даня отлично разговаривал, мог легко пересказать какую-либо историю или объяснить ситуацию. Он не робел перед взрослыми, деловито рассказывая о своей жизни, блистал умом не по годам и вызывал чувство восхищения. При этом дерзил бабушке и чуть ли не ногой по-хозяйски хлопал дверцей холодильника в ее доме. Талантливый ребенок, ребенок-интеллектуал. Кто он? Мечта мамы и папы? Да и что такое талант – дар Божий или испытание?

В наше время стало очень популярным развивать ребенка. Чаще всего под этим подразумевается развитие интеллектуальное. «Если ваш ребенок в три года не знает, что животное панда обитает в Азии, значит, эти три года он прожил впустую», – заключает одна из современных детских энциклопедий. А как много сейчас разных центров по развитию детей с набором уникальных авторских методик.

Родителям, несомненно, приятно, если ребенок не отстает от своих сверстников, а уж тем более, если он обладает нестандартным мышлением, проявляет интерес к знаниям, растет умным и разносторонне развитым. Но не тешит ли это самолюбие родителей, не вредит ли этот успех душе ребенка? В пять лет он умеет читать и писать, знает сложные географические названия, умеет считать. С ним занимаются взрослые, водят его в различные кружки и секции. Он рисует, поет или танцует, катается на роликах или коньках, а может, он успевает делать все из перечисленного. Но хорошо это или плохо?

Я сама научилась читать и писать в пять лет, к семи годам могла уже бегло читать сказки, транслируемые с помощью диафильма. Брат двумя годами старше мешал мне читать, дергал аппарат, при этом картинка прыгала по белому полотну, а он сетовал: «Она еще не ходит в школу, а читает быстрее меня!» А когда я пошла в первый класс, оказалось, что некоторые дети до этого посещали так называемый «нулевой» класс и были достаточно подготовлены для первого класса, учеба шла у них легко и гладко. Мне же страшно было отстать от всех, тем более что мама дала мне установку на самостоятельность, на учебу без ее помощи. Но уже через год подготовленные дети, с легкостью преодолевшие первый класс, стали застревать в математических сложностях второго класса и на удивление все чаще стали прибегать к помощи нас, детей неподготовленных, изначально столкнувшихся с трудностями. Это не значит, что детей до школы не нужно готовить к ней или как-то развивать, вовсе нет. Это значит, что раннее развитие еще не залог стабильной успешной учебы.

Если же Господь одарил вашего ребенка даром рисования, и он увлечен этим, то грехом как раз будет оставить без внимания этот талант, не поспособствовать его посильному раскрытию. Часто бывает, что ребенок растет, а тяги у него к какому-то занятию нет, зато родители чувствуют, что они в детстве что-то недополучили, поэтому компенсируют это в своих детях. Может, и не надо ребенку заниматься балетом, но мама в детстве в силу определенных обстоятельств не смогла окончить балетную школу или мечтала о ней, поэтому ведет в нее ребенка, радуясь, что тем самым развивает его. Хорошо, если это занятие нравится самому ребенку, а если нет, тогда все старания не впрок.

Но что делать, если все-таки, сравнивая свое чадо с другими, мы понимаем, что ребенок одарен? Наверное, стоит быть более внимательными, понять, в чем именно он одарен, и направлять его в нужном русле, не забывая при этом прибегать к помощи Божьей, поскольку, кому многое дано, с того и больше спросится.

Моим дочерям соответственно пять и четыре года. Нельзя сказать, что у них есть какие-то особенные способности или таланты, они обычные дети. Печалит ли меня это? Может, порой переживаю за то, что они не впишутся в какие-то схемы и системы, которые предлагает современное образование. Но всё же гораздо важней, чтобы они проявляли трудолюбие и усердие, «терпение и труд все перетрут». Чем Господь одарил, за всё слава Богу, а чего Бог не дал, того и не надо. Без зависти и без оглядки на другие семьи, на других детей. Не всем дано выписывать па на фигурных коньках и блистать мастерством ума. А целью образования должно быть стремление к тому, чтобы во всей полноте раскрыть образ Божий в человеке.

Вот уже скоро начнется новый учебный год. Вновь начнутся занятия в детских садах и школах, в кружках и секциях. А чтобы этот учебный год прошел с пользой для ребенка, неплохо было бы попросить на него благословение, тем более что в конце августа во многих храмах служатся молебны на начало учебного года.

Наталья ГОРДИЕНКО

 

В начало

Сбереженная икона

На вопросы газеты «Благовест» отвечает иерей Андрей КУЛИКОВ

Сокровищница святынь

Чтобы осмыслить и «разложить по полочкам» то, что увидели, нужно время

В СТРАНЕ АИСТОВ

IX Православный молодежный международный фестиваль «Братья» проходил на священной белорусской земле

НАДО УЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ

Валаамский монастырь, не с точки зрения географии и природы, а именно как духовная точка на карте православной России

У святителя Николая Чудотворца

Главное место паломничества православных в Италии – это город Бари, где с 1087 г. в крипте базилики святителя Николая

Когда Бог в душе

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Православие в Риме

«Дома» мы в Италии были два раза – тогда, когда молились у мощей святителя Николая Чудотворца

Индикатор нравственности

Проблемы ВИЧ и СПИДа с момента их появления в конце 90-х остаются в числе актуальных

«Шепот ангелов» на Селигере

У Юлии Филиной есть творческий псевдоним – Юлия Апрель

Хорошо, когда детки дома...

Общественная организация многодетных семей г. Москвы «Много деток – хорошо» и ее лидер Татьяна Боровикова

Паспорт здоровья школьника– новое лукавство

Ювенальщики разродились новым проектом – «паспорт здоровья школьника»

Самый умный

Талантливый ребенок, ребенок-интеллектуал. Кто он? Мечта мамы и папы? Да и что такое талант – дар Божий или испытание?

Великая формула

В московском издательстве «Светлый берег» вышла новая книга рассказов священника Ярослава Шипова «Лесная пустынь»

Станислав Брейэр, Эссе

Литературный «Благовест»

Взгляд из песочницы