Логотип рязанской газеты "Благовест"

«Аляска - русская по духу»

17 августа успешно завершена экспедиция «По следам Л. Загоскина. Аляска-2010». В ее составе были священнослужители Калужской епархии, а возглавил экспедицию Герой России, почетный полярник, рязанец Михаил Малахов. Им и слово.

На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины Евсиной отвечает протодиакон Сергий Комаров, председатель комиссии Калужской епархии по издательской деятельности, руководитель Информационно-издательского центра, редактор газеты «Наша вера», преподаватель Калужской духовной семинарии.

– Отец Сергий, совсем недавно Вы вернулись из экспедиции на Аляску, которая проходила по маршруту исследователя Аляски Лаврентия Загоскина, посетившего эти места 170 лет назад (в 2008 г. было 200 лет со дня рождения Загоскина). Насколько известно, эта экспедиция ставила перед собой серьезные научные задачи по исследованию бывшего Русского Севера – ныне территорий, принадлежащих Америке. Какие задачи были поставлены в этой экспедиции перед представителями Русской Православной Церкви?

– Наше участие в экспедиции стало возможным во многом благодаря интересу к изучению истории Православия на Аляске митрополита Калужского и Боровского Климента, который в настоящее время является чуть ли не единственным авторитетным исследователем религиозной составляющей Русской Америки. Владыка сам бывал на Аляске, изучал архивные документы в Библиотеке конгресса США, хранилищах Синодальной библиотеки в Санкт-Петербурге и Государственном архиве РФ в Москве. В прошлом году он защитил диссертацию «Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг.», за что получил ученую степень кандидата исторических наук. Поэтому то, что Михаил Георгиевич Малахов, организовывая, вот уже второй раз, научно-спортивную экспедицию на Аляску, обратился именно к митрополиту Клименту с предложением об участии в этом научном проекте священнослужителей, нельзя назвать случайностью. К тому же в прошлом году участники экспедиции «Аляска-2009» обнаружили в селениях на реке Юкон большой церковный архив, метрические книги, богослужебные предметы, представляющие ценность для изучения Православия на Аляске. Изучением и обработкой этих находок, а также исследованием «новых горизонтов» мы и должны были заняться.

– Почему именно Вы и отец Роман Глыбовский стали участниками этого маршрута?

– Священнослужителей для экспедиции рекомендовал митрополит Климент, поэтому мне тяжело объективно определить причину такого выбора. Могу лишь со своей стороны предположить некие предпосылки нашего участия. В Калужской духовной семинарии я преподаю предмет «История Поместных Православных Церквей». В разделе, посвященном Американской Православной Церкви, определенное место отводится истории освоения Аляски и началу проповеди там Православия. Поэтому для меня тема изучения Православия на Аляске актуальна и представляет профессиональный интерес. К тому же в настоящее время я пишу научную диссертацию о влиянии Православия на коренных жителей Аляски. Вместе со мной планировали отправить еще одного преподавателя семинарии, но он по семейным обстоятельствам отказался от участия, и вместо него пригласили священника Романа, который среди священнослужителей Калужской епархии известен как любитель попутешествовать. После взаимных договоренностей мы встречались с М.Г. Малаховым, принимали участие в подготовительных тренировках. Михаил Георгиевич определил нашу готовность к предстоящему мероприятию. После этого мы получили научное задание от митрополита и отправились в путь.

– Есть ли у Вас опыт участия в других экспедициях и походах?

– Если отвечать честно, то в экспедициях подобного рода – ходить неделями по тундре, спать на болоте – лично мне участие принимать не приходилось. Однако не раз я принимал участие в миссионерских поездках по Сибири, Дальнему Востоку, был участником международных научных конференций и прочих общецерковных мероприятий. Спать в палатке, жить в отдалении от цивилизации мне тоже не впервой. Так что среди полярников и путешественников белой вороной, наверное, не выглядел. Отец Роман имеет еще большие успехи на поприще путешествий. В течение 20 лет он занимается альпинизмом. Самостоятельно разрабатывает туристические маршруты, водит группы по горным системам. С профессиональными альпинистами поднимался на Памир, Эльбрус, горы Тянь-Шаня, Кавказские, Уральские горы, все я, наверное, сейчас не вспомню. Жаль, что он сам не может нам рассказать о своих маршрутах. Сейчас он находится на Эльбрусе.

На байдарках до этого плавать приходилось лишь несколько раз, но на тренировках мы быстро научились работать веслами.

– В составе какого отряда – на байдарках или пешком – Вы перемещались по Аляске?

– Наш экспедиционный состав был поделен на две группы, с целью большего охвата территорий исследования. Отец Роман попал в Южную группу, которая продвигалась только водным путем по реке Кускоквим от поселка Макграт, я был определен в Северную группу, которая прошла по воде реку Инноко от поселка Шагелюк до Юкона, далее по Юкону до его притока Талбиксок. Затем с притока Талбиксок мы совершили переход через тундру, озера, болота и ручьи на реку Джонсонс, входящую в водную систему Кускоквима. Потом уже соединились с Южной группой и вместе проследовали до конечной точки нашего маршрута – города Бетел.

– Есть ли на Аляске православные храмы и православные люди? Если есть, то приходилось ли Вам с ними встречаться и участвовать в православных богослужениях, совершались ли какие-либо церковные таинства?

– Православные храмы находятся во многих крупных селениях и большей частью на территории, где существовала Русская миссия. Центром этой миссии было селение Икогмют, которое позднее так и стало называться – «Русская миссия» («Russian Mission»). Мы посетили этот населенный пункт и провели там большую исследовательскую работу. В селении есть Крестовоздвиженская церковь. Богослужения сейчас совершаются в новом здании, старое заброшено и почти полностью разрушено. Местные говорят, что старую церковь строил сам святой Иаков Нецветов, ученик и питомец миссионерской деятельности святителя Иннокентия Иркутского.

В этом «Русском селении» мы встретились с главой племени Мери Питерс Белькова и Меером Вили Питка. Получив разрешение от местного священника отца Петра, мы провели восстановительные работы на местном кладбище, где похоронены православный священник Захарий Бельков, его супруга Ольга и их дети. Среди обследованных захоронений была могила священника Василия, попадались другие русские имена. Впрочем, в этом селении почти все жители носят русские имена – Филипп, Ефрем, Лиза, Мария, Екатерина, Ольга…

Еще один момент, без которого характеристика селения будет неполной. В селении Рашн Мишн огромное влияние на общественную жизнь имеет православный священник. Нам рассказали даже о таком положении вещей, что приезжающие в селение люди не имеют права остаться там жить и построить себе дом, если не получат на это благословение (разрешение) священника. Так было сто лет назад, так делается и сегодня. Находясь в этой деревне, естественно, как священнослужитель, я был в подряснике, и поэтому испытывал особое внимание со стороны местных жителей. Все подходили поздороваться, взять благословение. Благословлять диакон не имеет права, поэтому я их просто крестил и говорил: Господи помилуй, благослови. Для них это часть жизни. Это касается всех – и детей, и взрослых, молодежи и стариков. В каждом доме иконы, лампады, фотографии священнослужителей, семейные – все в красном углу. Несмотря на сильную американизацию, являясь американцами по увлечениям, образу жизни, юпики в то же время остаются православными. Соблюдают пост перед Пасхой, отмечают великие праздники и т.д.

Отец Роман на своем маршруте посетил порядка пяти храмов, в двух из которых совершал богослужения с местными священниками. В конечной точке маршрута Бетеле мы уже вместе совершили благодарственный молебен об успешном окончании путешествия в местном православном храме в честь святой Софии.

– Каковы Ваши самые яркие впечатления от экспедиции?

– Самое главное – удовлетворение от проделанной работы. Во всех смыслах мы выполнили поставленные цели, окунулись в мир природы, нетронутый цивилизацией, проверили самих себя на стойкость. Иногда было тяжело, но преодоление трудностей давало силы для дальнейшего пути.

На пути встречали много бобров и лосей. Когда мы держались близко к берегу, бобры с любопытством появлялись в самых неожиданных местах и иной раз сопровождали нас достаточно долгое время. А с медведем встретиться пришлось один раз совсем близко. Когда плыли, было не страшно – они в воду бы не полезли зря. А вот, когда мы переходили пешком с одной реки на озеро, то, оглянувшись, увидели – прямо за нами, метрах в двухстах, шел здоровенный черный мишка. Он обнюхивал наши следы, а ветер дул от нас в его сторону. Мы подняли весла, колья, встали в одну кучу все вместе, приняли такой, как нам казалось, угрожающий для него вид и ждали, и молились, кто умел. Какая-то сила его остановила и он зашел за холм. Потом мы долго шли и думали, откуда он выпрыгнет. Но он ушел. Потом уже, когда опасность миновала, даже не очень верующие признались, что уповали на Высшие силы.

– Что Вы могли бы сказать о Ваших товарищах по экспедиции, об атмосфере, которая сопутствовала походу?

– У нас была хорошая команда. Надо отдать должное организаторам. Состав каждой группы был подобран профессионально. Северная группа была «молодежная», потому что путешествовала в экстремальных условиях, которые требовали больших физических нагрузок. Мы проходили по воде 70-80 км в день, не считая того, что работали над изучением местности, водоемов, делали фотофиксацию, описания. Южная группа имела более высокий средний возраст, более спокойный маршрут, зато научными исследованиями им приходилось заниматься почаще. В каждой группе был врач, священнослужитель, ученый, путешественник, оператор. Каждый участник имел определенную задачу. Успех путешествия зависел от совместных усилий, ошибка, недоработка одного сказывалась на всех. Большинство участников были знакомы между собой по тренировкам, остальные быстро влились в коллектив. Не все одинаково, кому-то приходилось в первые два-три дня пообтесаться, зато потом работали как единый механизм. После экспедиции не хотелось расставаться.

– Есть ли у Вас какие-либо планы на будущие путешествия, экспедиции? И как к этому относятся Ваши домашние?

– Сейчас таких планов пока нет, потому что по роду службы у меня не то что выходных, отпуска как такового не бывает, поэтому сложно куда-то поехать надолго. Но если будет организована новая экспедиция подобного рода и мне предложат принять в ней участие, думаю, что-нибудь придумаем. Все будет зависеть от формата мероприятия, продолжительности и т.д. Семье тоже надо уделять время. Когда я уезжаю, матушка остается дома с тремя детьми. Ей приходится дома потрудиться не меньше, чем в походе. Как относится к таким поездкам? До последнего дня говорит: «Может, не поедешь?», а перед отъездом провожает со словами: «С Богом, скорее возвращайся». Не знаю, привыкли, наверное. Часто приходится уезжать. И самому скучно бывает на чужбине без семьи, и им тоже. Но ведь, сидя дома, не узнаешь, как русские путешественники и миссионеры осваивали Аляску.

– Довольны ли Вы результатами Вашей миссии на Аляске, и как Вы собираетесь применять их на практике?

– В экспедиции нами были найдены десятки артефактов, в том числе православные книги, церковные записи крещений, венчаний. Главное, мы увидели, что по духу этот край остается русским. В научном плане мы приобрели очень много. Теперь весь собранный материал предстоит проанализировать, систематизировать. Ну и, конечно, впечатления – это самый живой материал для уроков в семинарии по истории Православных Поместных Церквей.

Рядом с Колумбом

Михаил Малахов:

О Загоскине я знал еще со школьных лет, и мне давно хотелось пройти по следам его экспедиции. Мой интерес к Аляске подогревали и романтичные произведения Джека Лондона. Так что идея пройти по маршруту Загоскина родилась у меня около сорока лет назад, но она казалась неосуществимой. Но бывает так, что в какой-то момент из разных источников приходит одна и та же мысль, и всё складывается. Наша встреча с Павлом Филиным и рязанским краеведом А.С. Соболевым произошла в год, который предшествовал 200-летию со дня рождения Загоскина. Мы установили памятную доску на доме Загоскина в Рязани, была организована международная конференция, посвященная этой дате, на которой я впервые обнародовал идею организации экспедиции по следам Загоскина, по внутренним районам Аляски. Заслуга Загоскина состоит именно в том, что он впервые проник во внутренние районы Аляски, и не просто проник, а сделал подробное описание всего, что он увидел и нашел. Он привез с Аляски большую этнографическую коллекцию, отражающую быт коренных жителей Аляски. Всё это до сих пор хранится в музеях Москвы и Петербурга. Его книга «Пешеходная опись» является классическим трудом по географии Аляски и быту ее коренного населения. Мне как путешественнику стало ясно, что открытие Загоскиным Америки со стороны северной части Тихого океана стоит в одном ряду с открытиями Колумба.

Со времени экспедиции Загоскина (1842-1844 г.г.) русских путешественников, которые комплексно обследовали бы всю территорию, во внутренних районах Аляски не было. Мы постарались посмотреть на эту территорию глазами Загоскина, увидеть, что изменилось после продажи Аляски Америке. Нам было приятно увидеть, что следы пребывания русских на Аляске до сих пор сохранены. Это проявляется и в сохранении православной веры, и в именах и фамилиях эскимосов. Одежда у них европейская, а дома, особенно старой постройки, во многом похожи на русские. Когда мы углубились в глушь Аляски, всё там было очень похоже на Россию, у нас было ощущение, что это российская территория. И мы почувствовали, что наша обязанность – стимулировать в России широкий интерес к этому. У нас почему-то история с Русской Америкой рассматривается как национальный позор – упустили, не удержали колонию. Но ведь колонию продали, и деньги пошли на благое дело – на эти средства была построена железная дорога между Москвой и Рязанью. А великое географическое достижение, несомненно, принадлежит России.

 

В начало

Сбивка компаса

Интервью газеты «Благовест» с начальником отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиереем Сергием Рыбаковым

По следам дымного леса

Этим летом во время страшной жары и пожаров во всех храмах и монастырях Рязанской епархии постоянно возносилась молитва о ниспослании дождя и о прекращении наступления огня

Церковь –пострадавшим от пожаров

На вопросы газеты «Благовест» отвечает руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии, настоятель Вознесенского храма г. Рязани, руководитель епархиальной рабочей группы по оказанию помощи погорельцам иерей Арсений ВИЛКОВ

ФОРПОСТ РУСИ

В этом году мы отмечаем большую дату в истории земли Рязанской – 620 лет со дня основания Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря

«Аляска - русская по духу»

17 августа успешно завершена экспедиция «По следам Л. Загоскина. Аляска-2010». В ее составе были священнослужители Калужской епархии

Своя территория

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Острова благодати

В этом году мне захотелось необычно, но с пользой провести лето. И у меня это, считаю, получилось. Я провела месяц самой необыкновенной жизни, в качестве экскурсовода на Валааме

Трудное лето «Встречи»

Вот прошел год, как в Рязанской епархии отпраздновали 400-летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского

Россия - Родина моя

Куликовская битва… Это что-то из далекого детства. Все поколения наших граждан узнавали об этом сражении из учебников средней школы

Паспорт здоровья школьника– новое лукавство

Ювенальщики разродились новым проектом – «паспорт здоровья школьника»

РУКА НА ПУЛЬТЕ

Мама убежала на работу, оставив ребенка у бабушки, твердо зная, что под присмотром он находится в безопасности

Не царствуй лёжа на боку

Литературный «Благовест»

О рязанских святых

В издательстве «Дело» (г.Рязань) по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла вышла в свет книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской»

«Аляска - русская по духу»Аляска - русская по духу.Аляска - русская по духу