Логотип рязанской газеты "Благовест"

ФОРПОСТ РУСИ

В этом году мы отмечаем большую дату в истории земли Рязанской – 620 лет со дня основания Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря.

 

Примирение

Монастырь был создан в 1390 г. святым благоверным князем Олегом Ивановичем. По преданию, князь Олег и его супруга Евфросиния в глухом лесу в окрестностях реки Солотча повстречали двух отшельников – Василия и Евфимия.

Разговор со старцами глубоко запал в душу князя. В память об этой встрече великий князь Олег Иванович и заложил на этом месте мужской монастырь, здесь же вскоре сам принял постриг.

Факт этот обычно приводится, когда вспоминают обстоятельства возникновения Солотчинской обители. Как известно, князь Олег строит сначала деревянный храм Рождества Богородицы, сообщавшийся переходом с его теремом. Затем кельи, возводит Успенский храм и церковь Покрова Божией Матери, после чего святая обитель получает имя Дома Пресвятой Богородицы.

К сожалению, от той древней эпохи осталось не так много свидетельств, чтобы мы сегодня могли уверенно сказать, почему именно Божией Матери решил посвятить свой монастырь великий князь. Однако, если внимательно посмотреть на это время, многое и в этом вопросе для человека верующего становится простым и понятным.

За пять лет до описываемых событий, осенью 1385 г., у князя Олега Ивановича произошла встреча с великим молитвенником земли Русской, настоятелем Троицкого монастыря преподобным Сергием Радонежским. Сергия привела на рязанские земли нужда: необходимо было помирить двух великих князей – Дмитрия Московского и Олега Рязанского. Прошла уже Куликовская битва, показавшая князьям, насколько важно единение русских сил в борьбе с Золотой Ордой. Вместе с тем, старый удельный миропорядок диктовал другое: нужно отстаивать, прежде всего, свои удельные интересы, борясь правдой и неправдой за свою землю. От князя Олега сейчас зависело: помочь крепнуть новой нарождающейся Руси в лице ее лидера, Московского княжества, или надолго, возможно навсегда, погубить дело созидания новых отношений. Выбор, который стоял перед ним, был совсем непростым.

Ни летописи, ни житие преподобного Сергия не дают нам ответа, о чем был разговор игумена и великого князя Рязанского. Но известно другое: результатом этих переговоров стало подписание «вечного» мира между двумя княжествами и породнение двух великих родов. «...с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками. Место ожесточенной вражды заступили родственные и дружественные отношения», – писал об этих событиях известный русский историк Д.И. Иловайский.

Из жития преподобного Сергия нам известно и о другой встрече, которая прошла накануне описываемых событий, по древнему преданию, в Рождественский пост 1384 г., по другому предположению в 1379 г. Речь идет о чудесном явлении троицкому старцу Преблагословенной Девы Марии в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. «Не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Матерь Божию, как видел Ее некогда преподобный Афанасий Афонский», – замечает при этом летописец.

Как известно, такое явление в жизни любого смертного из ряда вон выходящее, накладывающее неизгладимый отпечаток на всю его последующую жизнь. Вспомните, историю жизни преподобного Серафима Саровского, других святых... Не могла эта встреча не отразиться и на таком судьбоносном разговоре, который произошел у преподобного Сергия с князем Олегом Ивановичем Рязанским.

В 1389 г. умирает бывший противник, а теперь уже близкий родственник князя Олега Рязанского князь Дмитрий Донской. В 1390 г., согласно преданию, происходит закладка Солотчинского монастыря, а в 1391 г. находит свое упокоение и великий старец... Так близки эти события по времени и по своей значимости, что невольно напрашивается вывод: решение о строительстве Дома Пресвятой Богородицы стало одним из результатов доверительного общения преподобного Сергия Радонежского с князем Олегом Ивановичем. Повторюсь, утверждать этот вывод мы не вправе, но и отмахиваться от него было бы неразумно.

 

Могущество обители

А монастырь строился и рос. В XV-XVI веках он становится одним из самых влиятельных и могущественных на Рязанской земле. В начале XVI в. возводятся взамен деревянных – каменные собор Рождества Богородицы и Покровский храм. В 1552 году через Солотчинский монастырь прошли на Казань войска Ивана Грозного. В память о победе русских войск над казанским ханом в 50-х годах XVI века в монастыре возводят шатровую Алексеевскую церковь, просуществовавшую до 1847 г. В 1570-1580-х годах святая обитель на реке Солотча считается одной из важнейших. Об этом говорит тот факт, что ее настоятелей, наряду с представителями других крупнейших монастырей, приглашали на церковные Соборы. Об этом же свидетельствует включение Солотчинского монастыря в список самых крупных и значимых епархий и монастырей, изданный Патриархом Иоасафом в 1636 г. Однако предположительно в 1618 г. монастырь подвергся разорительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, после чего он долго восстанавливается.

Новый подъем в жизни монастыря приходится на конец XVII столетия. Грандиозность и великолепие возводимых строений в стиле нарышкинского барокко свидетельствовали о несомненном богатстве обители в это время и размахе замыслов ее строителей. Именно тогда при архимандрите Игнатии (Шангине) складывается нынешний вид монастыря. Были построены трапезная палата с церковью Святого Духа, Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи, два корпуса келий, высокая каменная крепостная стена с угловыми башнями. В 1690-х годах был заложен фундамент для колокольни, достроить которую удалось только к 1735 году. Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой больше напоминала пышный дворец, единственным аналогом которого была Трапезная Патриаршего подворья Московского Кремля. Прежде она смотрелась еще эффектнее, поскольку в трапезную вела снизу широкая, нарядно оформленная лестница. Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад. Считается, что зодчим, создавшим этот каменный шедевр, был Яков Бухвостов, строивший в это время собор в Рязани. В XVII веке солотчинская обитель славилась далеко за пределами Рязанщины и своей школой иконописцев.

В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало более 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле-Рязанском и собственное подворье в Москве.

В ХVIII-ХIХ вв. монастырь не был особенно знаменит. Стены обители постепенно ветшали, время от времени разрушались и перестраивались его постройки. После 1917 года Солотчинский монастырь был закрыт, его храмы и строения заняла колония для малолетних преступников: в храме Рождества Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом... В 60-е годы ХХ столетия храмы прошли реставрацию…

 

В наше время

В 1993 г. монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игуменьи Варвары (Самариной) и силами насельниц в последние годы в монастыре была окончательно завершена реконструкция всех монастырских зданий, восстановлена монастырская ограда, построены новые хозяйственные постройки. В монастыре возродилось большое подсобное хозяйство. Сегодня в обители проживает 23 насельницы.

...В конце своей жизни князь Олег принял постриг и ушел в созданный им Солотчинский монастырь, а перед смертью принял схиму с именем Иоаким. Здесь же в настоящее время в храме Сошествия Святого Духа на апостолов покоятся его святые мощи. Некогда рядом покоились и мощи княжны, его супруги Евфросинии, в схиме Евпраксии. Однако годы лихолетья, богоборчества сделали свое дело, и сегодня в раке только честная голова великого князя. В 1923 г. княжеские мощи были переданы в краеведческий музей г. Рязани, в котором пребывали до лета 1990 г. А 13 июля 1990 г. был подписан Акт о передаче Русской Православной Церкви останков святого благоверного князя Олега. После этого мощи князя находились в Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупово близ Рыбного. В 2001 г. рака с мощами была препровождена в Солотчинский женский монастырь. Так князь Олег, а точнее, уже инок, схимонах Иоаким вновь оказался на месте своего первоначального захоронения. С этого дня наблюдалось мироточение и необычное благоухание от главы князя Олега Рязанского, которое продолжается и сегодня.

Князь Олег издревле считается местночтимым святым, судя по некоторым данным, признанным таковым почти сразу после кончины. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега перед Богом помогает при эпилепсии и пьянстве. Особо почиталась «рубаха» князя: его кольчуга, составленная из железных колец. Больные возлагали на себя этот панцирь, надеясь получить исцеление. Сейчас кольчуга хранится в открытых фондах музея-заповедника «Рязанский Кремль».

 

Находка

В марте этого года «Благовест» уже писал о необычной находке, сделанной на территории Солотчинского монастыря в 2003 г. и обстоятельствах, с ней связанных («Благовест» 2010г., №3(195), с.7. Т.Шустова «От Салахмира до Виноградова»). Мы коротко напомним, о чем идет речь.

В 2003 г. при проведении земляных работ на территории Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря была обнаружена плита, датируемая первой половиной XVI века. Сначала она была воспринята как надгробная. Однако при последующих исследованиях, проводившихся как рязанскими, так и московскими специалистами – историками и археологами, удалось установить, что назначение плиты мемориальное.

Плита фиксировала факт переноса останков давно погребенного видного военного и государственного деятеля великого княжества Рязанского, зятя князя Олега Ивановича, Иоанна Мирославовича, принявшего схиму в этом же монастыре с именем Иосиф. В летописных источниках он был более известен по имени, бывшему у него до святого крещения. Имя это – татарский мурза Салахмир.

Найденная плита уникальна. На Руси перезахоронение останков через 150 лет после смерти погребенного – акт исключительный! Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанну Мирославовичу при дворе князя Олега.

Как явствует из немногих сохранившихся источников этого времени, Иоанн Мирославович, а затем и сын его Григорий Иванович, немало сделали и для самого Солотчинского монастыря. В Жалованных грамотах князя Олега Рязанского, а затем и внука его Ивана Федоровича прямо указывается, что решения о наделении землей монастыря принимались великими князьями только после совета с Иоанном Мирославовичем, а позже с его сыном Григорием Ивановичем: «...поговоря с зятем своим с Иоанном с Мирославовичем...», «…поговоря с дядей своим с Григорием с Ивановичем…»

Иоанн Мирославович стал родоначальником многих выдающихся рязанских и общероссийских дворянских фамилий, послуживших Отечеству: Апраксиных, Вердеревских, Апраксиных-Вердеревских, Крюковых, Ханыковых, Шишкиных, Ратаевых, Пороватых...

25 сентября, в субботу, в дни попразднства соборного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в Солотчинском монастыре соберутся потомки указанных ныне здравствующих дворянских фамилий, с тем, чтобы почтить память своего досточтимого предка. В этот день по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла после торжественного богослужения в храме Рождества Богородицы будет открыта памятная плита в честь славного воина, государственного деятеля Иоанна Мирославовича.

День этот – большой праздник и для всех сегодняшних жителей поселка Солотча: ведь именно Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь стал его градообразующим началом. В поселке пройдут праздничные мероприятия и народные гулянья. Возможно, по своим масштабам они не будут такими, как обычно, из-за недавно прошедшей засухи и лесных пожаров. Однако мы уверены: та вера, то мужество, та слава, которая питала наших предков, поможет и нам справиться со всеми невзгодами, выпавшими на нашу долю.

Михаил ВИНОГРАДОВ, г. Москва

 

В начало

Сбивка компаса

Интервью газеты «Благовест» с начальником отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиереем Сергием Рыбаковым

По следам дымного леса

Этим летом во время страшной жары и пожаров во всех храмах и монастырях Рязанской епархии постоянно возносилась молитва о ниспослании дождя и о прекращении наступления огня

Церковь –пострадавшим от пожаров

На вопросы газеты «Благовест» отвечает руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии, настоятель Вознесенского храма г. Рязани, руководитель епархиальной рабочей группы по оказанию помощи погорельцам иерей Арсений ВИЛКОВ

ФОРПОСТ РУСИ

В этом году мы отмечаем большую дату в истории земли Рязанской – 620 лет со дня основания Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря

«Аляска - русская по духу»

17 августа успешно завершена экспедиция «По следам Л. Загоскина. Аляска-2010». В ее составе были священнослужители Калужской епархии

Своя территория

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Острова благодати

В этом году мне захотелось необычно, но с пользой провести лето. И у меня это, считаю, получилось. Я провела месяц самой необыкновенной жизни, в качестве экскурсовода на Валааме

Трудное лето «Встречи»

Вот прошел год, как в Рязанской епархии отпраздновали 400-летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского

Россия - Родина моя

Куликовская битва… Это что-то из далекого детства. Все поколения наших граждан узнавали об этом сражении из учебников средней школы

Паспорт здоровья школьника– новое лукавство

Ювенальщики разродились новым проектом – «паспорт здоровья школьника»

РУКА НА ПУЛЬТЕ

Мама убежала на работу, оставив ребенка у бабушки, твердо зная, что под присмотром он находится в безопасности

Не царствуй лёжа на боку

Литературный «Благовест»

О рязанских святых

В издательстве «Дело» (г.Рязань) по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла вышла в свет книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской»