Логотип рязанской газеты "Благовест"

Сбивка компаса

Интервью газеты «Благовест» с начальником отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиереем Сергием Рыбаковым

– Что Вы можете пожелать педагогам и учащимся в новом учебном году?

– Никто не может сказать, что ответственность перед человеком больше, чем ответственность перед Богом. Православные люди на первое место всегда ставят страх Божий, боязнь согрешить, пойти против истины. Поэтому мы призываем педагогов, основываясь на Конституции Российской Федерации, не бояться приобщать детей к нашей традиционной духовной культуре в рамках любого предмета. В этом благом деле хочется пожелать педагогам успешно преподавать, а учащимся осваивать самые важные для человека сведения. Кроме того, предметы должны воспитывать, и воспитывающее влияние также должно быть сориентировано на традиционные идеалы и ценности и, в частности, на ценности православной веры.

– Какие новые тенденции и направления намечаются в школьном образовании в Год учителя, и как к этому относится Церковь?

– Ситуация с образованием сейчас очень сложная. Везде идут реформы, и они не могут не идти. На данный момент нет никого, кто мог бы сказать, что ситуация с образованием устраивает всех или хотя бы какую-то часть населения. Нет учителей и родителей, которые были бы довольны тем, что делается в системе образования. В среде православной педагогической общественности тоже имеется большой пласт недовольства и недоверия. С чем это связано? Во-первых, с тем, что на уровне федерального министерства мы не видим поддержки предмету «Основы православной культуры». В регионах, в том числе и в Рязанской области, этот предмет поддерживается, губернаторы и министры образования многих регионов понимают, что этот предмет во многом стабилизирует обстановку: снижается уровень преступности, облагораживаются отношения между детьми и родителями. Но, к сожалению, мы не видим никакого содействия со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации. Сейчас в Министерстве образования и науки, которое возглавляет Фурсенко, нет людей, которые были бы сторонниками этого предмета, понимали бы его сущность и назначение и сочувствовали его введению в школах.

– Как же тогда говорят, что во всех школах в последней четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса будет преподаваться этот предмет?

– Это не совсем так. Во-первых, это комплексный курс, в который входят основы православной культуры, основы исламской культуры, основы культуры иудаизма и буддизма. И, кроме того, курс нерелигиозной этики и курс «история мировых религий». Эти шесть предметов входят в блок, из которого родители учащихся должны выбирать. Но в этот блок введены антипедагогические идеи. Например, идея о том, что каждый ученик должен почувствовать себя в роли верующего другой религии. Православный должен почувствовать себя или иудеем, или мусульманином, или атеистом, атеист должен почувствовать себя православным или мусульманином, и так далее. Это, конечно же, совершенно не подходит для учеников 4-5 класса, которым нужно сначала глубоко осознать свою собственную принадлежность к той или иной религии. Происходит по сути «сбивка компаса». Кроме того, в этот курс введены дополнительные уроки «совместного пребывания» детей разных религий, на которых каждый ученик рассказывает о своей религии. На «Основы православной культуры» это совсем не похоже, хотя декларируется именно так. Кроме того, из-за небольшого количества часов, которые вообще отведены на этот блок (четвертая четверть четвертого класса и первая четверть пятого класса) нет возможности полноценно преподавать «Основы православной культуры» (так же, как и основы мусульманской и других культур). Ничего не сделано и для сохранения регионального компонента в образовании, он сокращается и уничтожается. Это вызывает у многих непонимание и протест. Возникает вопрос, в чьих интересах всё это делается, почему игнорируется национальная религиозная культура, выбранная народами, и навязывается по сути атеистический, если не сказать хуже, вариант вхождения в изучение религии своего народа?

– Вероятно, это и есть та самая загадочная толерантность, которую преподносят как панацею от многих болезней общества и продолжают активно внедрять в образовательных учреждениях…

– Эта позиция была апробирована в течение 70 лет. С наибольшей активностью толерантности учили коммунисты. Для них все религии были равны, все религии были «опиумом для народа». Уничтожались все религии, и навязывалась своя атеистическая вера в светлое коммунистическое будущее на основе человекобожия. А сейчас слово «коммунизм» не употребляется, но по-прежнему на уровне федерального министерства проводится политика выращивания нового толерантного человека, который совершенно безразличен к истории, культуре и традициям своего народа.

– Какие положительные тенденции Вы можете отметить в нашем образовании?

– Пока мы говорили в основном о той линии, которую ведет федеральное Министерство образования и науки в отношении духовного возрождения народа. А в школах происходит очень много хорошего. Многие учителя уже имеют за плечами опыт преподавания своих предметов с позиции православного мировоззрения. Мы никогда не считали «Основы православной культуры» панацеей от всех болезней общества. Этот предмет – как лакмусовая бумажка для проверки готовности школы, родителей и учащихся вернуться в лоно своей традиции. А наибольший эффект достигается не тогда, когда есть просто отдельный предмет. Задача состоит в интегрировании этого предмета практически во все предметы, особенно в литературу и историю, а также в физику и биологию – предметы, в которых идет речь о происхождении мира и человека. Хотелось бы, чтобы православное мировоззрение пронизывало все предметы.

 

 

В начало

Сбивка компаса

Интервью газеты «Благовест» с начальником отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиереем Сергием Рыбаковым

По следам дымного леса

Этим летом во время страшной жары и пожаров во всех храмах и монастырях Рязанской епархии постоянно возносилась молитва о ниспослании дождя и о прекращении наступления огня

Церковь –пострадавшим от пожаров

На вопросы газеты «Благовест» отвечает руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии, настоятель Вознесенского храма г. Рязани, руководитель епархиальной рабочей группы по оказанию помощи погорельцам иерей Арсений ВИЛКОВ

ФОРПОСТ РУСИ

В этом году мы отмечаем большую дату в истории земли Рязанской – 620 лет со дня основания Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря

«Аляска - русская по духу»

17 августа успешно завершена экспедиция «По следам Л. Загоскина. Аляска-2010». В ее составе были священнослужители Калужской епархии

Своя территория

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Острова благодати

В этом году мне захотелось необычно, но с пользой провести лето. И у меня это, считаю, получилось. Я провела месяц самой необыкновенной жизни, в качестве экскурсовода на Валааме

Трудное лето «Встречи»

Вот прошел год, как в Рязанской епархии отпраздновали 400-летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского

Россия - Родина моя

Куликовская битва… Это что-то из далекого детства. Все поколения наших граждан узнавали об этом сражении из учебников средней школы

Паспорт здоровья школьника– новое лукавство

Ювенальщики разродились новым проектом – «паспорт здоровья школьника»

РУКА НА ПУЛЬТЕ

Мама убежала на работу, оставив ребенка у бабушки, твердо зная, что под присмотром он находится в безопасности

Не царствуй лёжа на боку

Литературный «Благовест»

О рязанских святых

В издательстве «Дело» (г.Рязань) по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла вышла в свет книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской»