Логотип рязанской газеты "Благовест"

Свидетельствуя делами любви

В 2010 году Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению возглавил епископ Пантелеимон (Шатов), который многие годы занимался организацией благотворительной деятельности в Москве и был известен как протоиерей Аркадий Шатов. На последнем фестивале православных СМИ «Вера и слово» журналисты буквально забросали его вопросами. Но сначала владыка рассказал, почему он считает свой отдел самым главным.

Думаю, что отдел, который мне поручил возглавлять Святейший Патриарх, – самый главный синодальный отдел в Русской Православной Церкви. Почему он главный? Как бы там ни было, на протяжении семидесяти лет гонений в Церкви сохранялась евхаристическая жизнь, люди молились Богу, и молились, может быть, даже более усердно и глубоко, чем молимся мы с вами сейчас, во времена благоденствия. Но Церковь была лишена возможности свидетельствовать о Христе делами любви. Конечно, свидетельствовали о своей вере мученики, которые часто умирали в безвестности, в одиночных камерах. Но совершать дела любви, как это делалось на протяжении двух тысячелетий, Церковь не могла, это было запрещено государством. И поэтому сейчас очень важно развивать то, что мы называем церковной благотворительностью и социальным служением.

Главное, чтобы в Церкви была любовь. Это является свидетельством истинной веры. Господь говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это больше всего привлекает людей в Церковь. Их привлекают не слова – сейчас все научились говорить красиво. Но дела любви и милосердия не сделаешь легко, лицемерно, напоказ. Именно возрождением этих дел и атмосферы любви в Церкви занимается отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Конечно, заниматься этим сейчас достаточно сложно, потому что, к сожалению, не все священники и епископы понимают важность этого служения. Но, с другой стороны, это достаточно легко, потому что возглавляющий нашу Церковь Святейший Патриарх Кирилл прекрасно понимает, как важно это служение, и сам в нем участвует. Поэтому к работе отдела и архиереи, и священники в Москве, где я служу, относятся с уважением, прислушиваются к тому, что мы им говорим.

Владыка, наверняка среди ваших добровольцев есть такие, которые сначала берутся за дело с энтузиазмом, а потом гаснут. И наверняка есть другие, которые приходят всерьез и надолго. От чего это зависит?

Кто-то из святых сказал, что стать святым человеку мешает отсутствие решимости. Трудно здесь, на земле, жить по заповеди любви, и нельзя осуждать тех людей, которые не выдерживают этого. На Западе легче участвовать в волонтерских движениях, потому что там это принято, это считается почетным. В Америке, если ты доброволец, тебя скорее примут в университет или на престижную работу. У нас, наоборот, добровольцам приходится трудно. Вообще идти к Богу, быть со Христом трудно, поэтому так мало избранных. Когда мы начинали работу, в нашей общине было трое активных мужчин. Один через какое-то время ушел в бизнес, двое других бросили семью и вообще перестали ходить в храм. Часто бывает, что человек начинает что-то делать и сталкивается с большими трудностями. Если он готов идти до конца, он идет к Богу, в Царство Небесное. Ведь быть добровольцем – это не просто кому-то иногда помогать, это значит впустить страдающего человека в свое сердце, разделить его боль, перестать замечать время, которое ты уделяешь этому человеку. Трудно этим заниматься дозированно. Либо ты заботишься о другом, как о самом себе, либо выпадаешь из этого процесса.

Наряду с оказанием медицинской помощи, какую духовную помощь вы оказываете людям и каков механизм оказания этой помощи?

Например, в детских домах для детей-инвалидов, где работают наши сестры-добровольцы, а также в психоневрологическом интернате мы открыли домовые храмы, где регулярно совершаются богослужения. В больницах, кроме сестер по уходу, у нас есть требные сестры, которые помогают священнику при совершении треб. Мы раздаем людям листочки, в которых рассказывается об исповеди и причастии. В богадельню раз в две недели приезжает священник и причащает всех, кто там находится, кроме одного человека, который сказал, что в это не верит. Когда добровольцы в округах помогают людям на квартирах, они обязательно спрашивают у людей, которые сами не могут прийти в храм, не нужна ли им помощь священника. На большие праздники – Пасху, Рождество, Крещение – мы поздравляем больных и сотрудников медицинских учреждений, пытаемся им что-то объяснить. Подобная работа нужна и самим добровольцам. Если человек начинает помогать другим, он обязательно должен активизировать и свое общение с Богом – чаще причащаться, более глубоко исповедоваться, изучать Евангелие. Ведь если человек отдает себя другим, он больше нуждается в любви Божией, ему нужно больше обращаться к Богу за помощью, чтобы не перегореть духовно.

Как Вы считаете, как можно совмещать служение семье, семейные заботы и дела, и служение милосердия?

Мне кажется, что если будет укрепляться институт семьи, меньше будет необходимость в нашей социальной работе. Откуда взялись люди, о которых мы сейчас заботимся? Это дети, от которых отказались родители. Это старики, от которых отказались их дети. Это больные, которых не навещают родные в больнице. Это люди, у которых нет родственников, потому что они жили в семьях, где только один ребенок. Если семья будет крепкой и многочисленной, наша помощь будет не нужна. Поэтому главное всё-таки – это семья. А когда к нам приходят добровольцы, я у замужних женщин всегда спрашиваю, не против ли муж. Если муж против, то мы говорим женщине, чтобы она сначала окружила мужа любовью, а потом уже вместе с ним приходила помогать.

Не было ли таких случаев, когда человек жертвенно отдавал себя, свое время на социальное служение в ущерб своей семье?

Такой случай был с одним человеком, который очень много отдавал другим в ущерб своей семье. Его жена даже называла его немилосердным. Этого человека звали святой Филарет Милостивый. Церковь причислила его к лику святых. Его семья потом получила даже больше, чем она имела до того, как он начал раздавать свое имение, с такой верой он это делал. Но, конечно, в каждом конкретном случае нужно думать, рассуждать, молиться Богу о вразумлении, искать золотую середину. Если к нам сейчас придет такой человек, как Филарет Милостивый, мы, скорее всего, не примем его в добровольцы. Мы стараемся заботиться о сохранении семьи.

В новом качестве

Священник Павел КОНЬКОВ

Этот год был для меня очень насыщенным, так как я был назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани при больнице им. Семашко.

Недавно архиепископ Рязанский и Касимовский Павел в сослужении духовенства рязанских храмов, наместника Спасо-Преображенского монастыря игумена Игнатия (Депутатова), первого настоятеля подворья протоиерея Михаила Самохина освятил место под строительство храма на территории больницы им. Семашко. Храм при больнице действует с 2006 года и на данный момент располагается в одном из корпусов больницы. А сейчас мы начинаем строительство отдельного храма, который и был раньше на этом месте. Когда копали котлован под фундамент храма, увидели огромное подвальное помещение бывшего храма. Старый сотрудники больницы рассказывают, что в этот подвал могли въехать четыре больших машины. В этом подвальном помещении были видны входы и оконные решетки. Вероятно, это был первый этаж храма, который со временем ушел под землю.

При нашем храме организованы катехизаторские курсы для крестных родителей, рассчитанные на месяц – одно занятие в неделю, всего четыре занятия. На этих беседах мы рассказываем людям, которые уже являются или готовятся стать крестными родителями, об основных обязанностях христианина. Ведь если человек сам не воцерковлен, как он может научить вере другого человека? Мы изучаем Символ веры, заповеди Ветхого и Нового Завета, молитву «Отче наш» и основные понятия православной догматики. Эти беседы посещают в основном люди среднего возраста, что нас радует.

Новая среда, в которую я окунулся, много дала мне в плане приобретения духовного и житейского опыта. А от следующего года я жду перемен к лучшему: хотелось бы увидеть в большинстве людей заинтересованность вопросами веры и смысла жизни.  А задача православных христиан – подсказать верный путь, правильные ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

 

В начало

С Рождеством Христовым!

Рождество Христово по своему глубокому смыслу в деле нашего спасения – праздник особый

На Манежной площади

Россия вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по числу прибывающих в страну трудовых мигрантов

Рязанский хронограф

Конечно, главная наша святыня – это рака с мощами святителя Василия Рязанского, и мы будем прикладывать все усилия к тому, чтобы восстановить сень над ракой

«Спасем семью – спасем Россию!»

Форсайт-проект «Детство-2030» готовит кардинальный переворот гражданского социума в России

Не имамы иныя помощи...

Прошедшее лето запомнится многим надолго изнуряющей жарой и засухой

Кто же добрый?

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Бесценный дар

Эта история произошла несколько лет назад с моим знакомым – молодым офицером, который мечтал с Божьей помощью создать православную семью

Свидетельствуя делами любви

Главное, чтобы в Церкви была любовь. Это является свидетельством истинной веры

Тревога учителей

В последнее время мы много говорим нашим детям о патриотизме, о правах человека, об их собственных правах. Но, наверно, никто не задумывался, к чему это может привести

Гроздь винограда

Навстречу V Фестивалю хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова (1809-1888)

Чудесный январь

Но как показать значимость этого праздника детям? Как приучить их к такому ожиданию праздника, чтобы он не оказался для них заглушенным новогодней суетой

Свидетельствуя делами любви