Логотип рязанской газеты "Благовест"

Игорь Евсин

НЕ СТОЙТЕ НА ОДНОЙ НОГЕ

Рассказы о юродивом Андрее Беленьком

 

Сапоги – мои вериги

Промозглым осенним вечером в дверь дома вековухи Василисы Кистеневой кто-то постучал. Громко, три раза с небольшими перерывами между каждым стуком.

Хозяйка сразу же пошла открывать. Она знала, что три раза – во имя Отца, и Сына, и святого Духа – стучит только юродивый странник Беленький. И точно – открыв дверь, она увидела на пороге Андрея Потехина, которого за светлые волосы и белые ресницы прозвали Беленьким.

– Здорово, Вася, здорово, каляка-маляка, – торжественным голосом, словно солдат генерала, поприветствовал Беленький хозяйку.

– Андрюша, Беленький, здравствуй! Проходи, родимый, проходи. Раздевайся, сушись у печки, да садись за стол, у меня картошечка сварилась, сейчас кушать будем, – было видно, что Василиса обрадовалась нежданному гостю. – Хорошо, что заглянул на огонек, а то живу я, доживаю свой век и не с кем покалякать. А умру – и некому поплакать.

– Калякать-малякать – лишнего говорить, да Вышнего гневить, – пробормотал Потехин, снял отсыревшую фуфайку, и присев на табуреточку, вздохнул.

– Больно строг ты сегодня, Андрюша. Аль случилось что?

Потехин действительно выглядел как-то напряженно. Словно что-то мучило его.

– Снимай, родной, сапоги, да проходи к столу.

Он с трудом наклонился, и болезненно скривив губы, стянул с ног видавшие виды, сморщенные кирзовые сапоги.

Увидев сбитые в кровь ступни странника Андрея, Вася всплеснула руками и поняла, почему так напряжен Беленький:

– Да что ж ты себя не жалеешь-то! Сколь раз я тебе говорила – заворачивай ноги в портянки. Ну, чего ты упрямишься?

– Так надо, каляка-маляка, так надо. Сапоги без портянок – мои вериги.

Кистенева замолчала. Сердцем она чувствовала, что Андрюша Беленький – юродивый, Божий человек. А его странничество – особый подвиг. Только уразуметь смысл этого подвига не могла. К чему такая необходимость постоянно ходить по городам и весям?

– В небесные обители, – вновь забормотал Потехин, – на коне не доскачешь, на машине не доедешь, на ероплане не долетишь. Только ножками. Топ-топ. Всю жизнь топ-топ. До крови топ-топ. Чем больше ножки болят, тем меньше болит душа. Вот оно, какое дело-то…

Услышав от блаженного ответ на свой мысленный вопрос, Василиса Кистенева не удивилась. Не в первый раз она замечала за Беленьким способность отвечать на вопрос прежде, чем его зададут. Знала и о его прозорливости, проявившейся еще в детстве. Всей округе известен случай, когда он, будучи еще ребенком, сидя у окна вдруг запищал: «И-и-и, сейчас как вспыхнет!». Родители из его слов ничего не поняли. Но не прошло и часа, как в деревне загорелся дом. «Не потушите», – вновь запищал Андрюша. И точно – в противопожарной бочке не нашлось воды, а у ближайшего колодца был сломан ворот. Пожар потушить не смогли.

«А ведь Андрюша еще подростком стал ходить по селам, – подумала Василиса. –  Стал таким, как я, вековухам, по хозяйству помогать: кому дров нарубит, кому воды наносит, кому грядки вскопает. Придет, бывало, скажет: «Давай дрова мочалить». Так его многие и называли – Мочалин».

– Мне, Васька, – заговорил Андрюша блаженно вытянув ноги к печке, – ни папка, ни мамка не запрещали ходить по селам дрова мочалить. Ведь за работу едой платили. Кто хлебушка даст, кто молочка, кто яичек.

«Что верно, то верно, – подумала Василиса. – Правда, он, глупота, пока до дома доходил, все нищим раздавал. Ну и доставалось же ему, наверное, от родителей».

– А меня, каляка-маляка, дома не ругали, – неожиданно сказал юродивый, многозначительно погрозив Кистеневой указательным пальчиком. – Глупого бранить, что на дерево ругаться. Правда, проучить пытались.

– Да я уж слышала.

И впрямь во всей округе был известен случай, когда Андрюша пришел домой без еды. Ну и решили тогда родители его проучить. Не звали за стол. День не звали, два не звали, три не звали. Но еды он почему-то ни разу не попросил. Вел себя так, словно ничего не происходило. И к удивлению всех, работал особенно усердно – за двоих. Да еще с улыбочкой, светлой такой улыбочкой работал, что любо-дорого смотреть. Решили тогда родители – раз не выучили, покуда поперек лавки лежал, то теперь, когда во всю лавку вытянулся – не выучишь. Отступились они от него. И стал Андрюша Потехин странствовать...

Спасительный удар тросточкой

Глядя на разбитые ноги юродивого странника, Василиса вспомнила, что недавно другой странник – блаженный Митрофанушка рассказывал ей, что в последнее время Андрюша не может появляться в родном селе, где у него жили братья и сестры. Там, как только он появляется на дороге, сразу собираются мальчишки и начинают над ним озоровать. Насмешничают, бросают в него комками грязи, иногда всего в грязи пачкали, а однажды даже палкой побили.

– Андрюша, вот ты простой, добрый человек. Неужели дети этого не чувствуют? Почему они в тебя грязью бросают?

– И-и-и, каляка-маляка,  золото и в грязи золото. А я вот возьму крест да пойду детей крестить, так они престанут озорничать. Я за них Бога буду просить, чтоб Он простил их.

Василиса сразу поняла, что это некрещеные дети обижают Андрюшу, который сам никогда ни на кого не обижался.

Тут Василиса вспомнила и о другом случае. Вспомнила, как по молитвам юродивого Андрюши исцелился тяжко больной мужик из соседнего села. 

– Слышь, Беленький, скажи мне, дуре, почему Господь исполняет твою волю, чудеса совершает?

– А ты, Васька, и впрямь дура. Ведь это не Он мою, а я Его волю исполняю. А Его воля – чтоб я людей к Нему приводил.

– Ну и как же ты людей к Богу приводишь?

– А вот послушай. Зашел я однажды в одно село. Смотрю, стоит человек на одной ноге и кричит – ой, больно, ой, больно. А около него люди собрались, и каждый помочь хочет. Один свою руку протягивает, чтоб легче тому человеку стоять было, другой предлагает растереть уставшую ногу, на которой он стоит, другой затекшую шею размять. А я подошел и сказал ему, чтоб он встал на другую ногу

– И что, помогло?

– Конечно! У него все болело потому, что он на одной ноге стоял. А надо стоять на двух. Сейчас ой как много людей на одной ноге стоят, то есть живут, надеясь только на себя. Потому и болеют. Забыли они про вторую ногу, то есть про помощь Божию. Разная она бывает, эта помощь. Одних лечит, других калечит. Только всегда помогает к Богу придти. Помнишь Дарью Морозову?

– Это которая веру православную хулила, да над тобой всегда издевалась, а нынче парализованная лежит?

– Та самая. Я ее за эту хулу тросточкой побил.

– Так неужто Дарью от этого парализовало?

– Это Дарью Господь посетил. Через мою тросточку помощь свою послал. Помощь, которая покалечила ее. Но зато она теперь каждый день молится. Хорошо! Храмы закрыты, священники в тюрьмах, а Дарьюшка самому Господу исповедуется, покаяние приносит за хулу на веру. Так что мой удар тросточкой оказался для нее спасительным. Так-то, каляка-маляка, так-то. Кабы Господь не бил нас, не вразумлял страданиями, то мы и прощения у Него не просили бы.

_________________________________

Примечание: Андрюша Беленький Андрей Данилович Потехин. Род. 21 мая 1906 г. в селе Печины Шацкого уезда Тамбовской губернии. С юных лет стал странствовать. Скончался 18 июля 1966 г. Погребен на кладбище с. Ялтуново Шацкого района Рязанской области. Почитается в народе как юродивый странник Андрей.

 

 

 

В начало

Благословение на апостольский труд

По решению архиерейского собора РПЦ во всех благочиниях наших епархий утверждены должности помощников благочинных по работе с молодежью, социальному служению, педагогов-катехизаторов

Как остановить сиротский конвейер

Несмотря на то, что пресс-конференция с Павлом Астаховым продолжалась в два раза дольше, чем предполагалось по регламенту, на все вопросы, интересующие редакцию, мы не сумели получить ответы

Абсурд Охлобыстина

Иван Охлобыстин действует как последовательный постмодернист. Он доводит до абсурда сначала идею священства, теперь идею царства, монархии

Земля и монахи

В XIV-XVIII веках знаменитый на Рязанщине Иоанно-Богословский монастырь был владельцем обширных земель

Герои Смутного времени

Четыреста лет назад в Рязани под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова было сформировано первое народное ополчение, призванное положить конец великой Смуте

Оптинские беседы

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни

Свеча или кадило?

От внимательного человека не может укрыться, что в последние времена тема курения, разница мнений о нем в Православном мире приобретает иное звучание

Ночная Литургия

Летом студенты Свято-Тихоновского православного университета впервые проходили практику в Иоанно-Богословском монастрые

НЕ СТОЙТЕ НА ОДНОЙ НОГЕ

Рассказы о юродивом Андрее Беленьком

Уолт Дисней представляет

Открываю программу передач на неделю. Ищу, что бы посмотреть детям? В основном телеменю представлено анимацией, причем, как правило, зарубежными мультсериалами

Купола Казари

А начиналась она благодаря детям из лагеря «Озерный», которые в православную смену приходили за семь километров крестным ходом в тогда мертвый храм

о юродивом 
Андрее 
Беленьком