Логотип рязанской газеты "Благовест"

Оптинские беседы

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни, об истории монастыря, его старцах и о современной жизни обители и его насельников.

Продолжение. Начало в №9(213)

В 1610 году, 150 лет спустя после Опты, наш монастырь подвергся нападению врагов. В это Смутное время поляки пытались захватить власть в России. Минин и Пожарский собирали ополчение для защиты Отечества. В это время пострадали очень многие города и монастыри. Козельск с Оптиной пустынью тоже были сожжены поляками. В пожаре были уничтожены летописи, поэтому о первых 150 годах существования Оптиной пустыни известно очень мало, только из Оптинского предания.

А уже с 1621 года, когда Козельск и монастырь восстановили, в Козельской летописи мы находим постоянное о нашем монастыре свидетельство. Далее уже история прослеживается регулярно по документам.

В 1621 году Козельская летопись сообщает, что существует монастырь Оптина пустынь, в котором игумен и 12 человек братии. Сам монастырь был тогда настоящей пустынью (сейчас от пустыни осталось одно название): небольшой клочок земли, с трех сторон дремучий лес, а с четвертой стороны река Жиздра, тогда еще очень полноводная. Монахи жили уединенной жизнью. Они выращивали самые нехитрые овощи: капусту, редьку, морковь, свеклу. Хлеб не сеяли, потому что не было мельницы. Паломников в обители почти не бывало, во-первых, потому, что об Оптине тогда никто не знал, кроме козельчан и жителей окрестных сел. Но и они бывали здесь не часто, хотя русский человек всегда будет стремиться в монастырь, чтобы насладиться монастырским богослужением, чтобы душой ощутить благодать святого места. Это впечатление глубоко западает в душу, а потом память об этом святом чувстве вновь влечет в святые места. Но козельчанам препятствовал дремучий лес, в котором водились волки, поэтому периодически паломники собирались и брали с собой мужиков с палками, чтобы каким-то образом от волков обезопаситься. Женщины, видя тогдашних монахов, плакали. Те настолько были истощенны, что, глядя на них, от слез удержаться было невозможно: тела – кожа да кости, настоящие скелеты, лица худые и осунувшиеся, одежда вся в заплатках, хотя и опрятная, руки черные, потрескавшиеся от работы, с обломанными ногтями. Весь их вид свидетельствовал о том, что они несут чрезвычайно напряженный трудовой молитвенный подвиг. Видя слезы женщин, монахи улыбались и говорили, что рыдающим лучше плакать о себе, потому что мирская суета неминуемо отрывает человека от многотрудного дела спасения души. Это еще в те времена было актуально, хотя какая там суета в Козельске в середине XVII века.

Столь суровый вид монахов был не столько потому, что у них была очень скудная трапеза и очень напряженный день, а в еще большей степени потому, что ту скудную пищу, которую они получали за трапезой, съедали не полностью, еще более утесняя себя постом, а то малое время, в которое могли отдохнуть, они проводили не во сне, а в никому неведомых, только Богу и их совести, подвигах. Они клали поклоны и обливали доски пола своими слезами, оплакивая свои грехи.

Но о каких грехах идет речь? Ведь это были люди жизни ангельской, святой по сравнению с нами. Дело здесь в духовном зрении, если, к примеру, мирской человек совершает какие-то внешние добрые дела, которые у него от случая к случаю только бывают: в паломничество съездили, в храм сходили помолиться, исповедовались, причастились, или попостились добросовестно. От этих дел мирской человек начинает потихоньку утешаться, успокаиваться: «Вот, Слава Богу, начинает налаживаться духовная жизнь, уже спасение недалеко», так ему кажется… А монах, даже современный, не обладающий духовным зрением, он по другому расценивает свою добрую внешнюю деятельность. В монастыре добрые дела целый день. Монах встает рано, идет на службу, несколько часов молиться, потом идет трудиться, потом отдых, и то не у всех, затем послушание, вечернее богослужение, а после ужина надо келейное правило прочитать. Но монах смотрит не на эту внешне добрую деятельность, а на сердце. Пришел он на службу и видит, что сердце далеко не в том состоянии, в котором оно должно быть. Оно обременено земными попечениями, потому что монахи связаны с трудовыми послушаниями. У них у всех есть свои обязанности и проблемы. Конечно, быть выше этих проблем человеку, не достигшему духовного совершенства, невозможно, и монах беспокоится: вот поле не пропололи, урожай может пропасть, лопаты не в порядке и др.  Он гонит эти помыслы, но сердце беспокоится и вновь посылает эти помыслы. Получается, что и отвлекает от службы. Говорит священник на Литургии «горе имеем сердца», а монах тяжело вздыхает и говорит: «Господи, прости меня, но мое сердце не горе и ничего я поделать с собой не могу, оно меня не слушается».

Чтобы иметь сердце горе нужно, на мой взгляд, современному монаху пробыть в монастыре лет сорок в монашеском делании.

Выходит монах со службы, вздыхает и говорит: «Прости, Господи, согрешил, молился кое-как». А то, что сердце бывает горе всегда, мы такие примеры знаем. Был такой святой, который жил тем, что плел корзины, продавал их, а на эти деньги он существовал сам и оказывал помощь нуждающимся. И вот в очередной раз приходят к нему покупать корзины, стучат в дверь кельи, он открывает и говорит:

– Что вам, братьи, нужно?

– Авва, мы пришли купить корзины.

– Сейчас я вам вынесу.

Зашел он в келью за корзинами, захватила его молитва и он начал молиться, обо всем забыв. Те ждали, ждали и вновь стучат. Он выходит:

– Что вам, братьи, нужно?

– Авва, мы за корзинами.

– Сейчас я вам вынесу.

Пошел он снова за корзинами, и снова история повторилась. И так повторялось несколько раз. Пока, наконец, Авва не сказал братьям. Заходите сами и берите все, что вам нужно, но меня не отвлекайте.

То есть он ради хлеба насущного не мог отвлечься от Бога. Вот что значит сердце горе.

 

 

В начало

Благословение на апостольский труд

По решению архиерейского собора РПЦ во всех благочиниях наших епархий утверждены должности помощников благочинных по работе с молодежью, социальному служению, педагогов-катехизаторов

Как остановить сиротский конвейер

Несмотря на то, что пресс-конференция с Павлом Астаховым продолжалась в два раза дольше, чем предполагалось по регламенту, на все вопросы, интересующие редакцию, мы не сумели получить ответы

Абсурд Охлобыстина

Иван Охлобыстин действует как последовательный постмодернист. Он доводит до абсурда сначала идею священства, теперь идею царства, монархии

Земля и монахи

В XIV-XVIII веках знаменитый на Рязанщине Иоанно-Богословский монастырь был владельцем обширных земель

Герои Смутного времени

Четыреста лет назад в Рязани под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова было сформировано первое народное ополчение, призванное положить конец великой Смуте

Оптинские беседы

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни

Свеча или кадило?

От внимательного человека не может укрыться, что в последние времена тема курения, разница мнений о нем в Православном мире приобретает иное звучание

Ночная Литургия

Летом студенты Свято-Тихоновского православного университета впервые проходили практику в Иоанно-Богословском монастрые

НЕ СТОЙТЕ НА ОДНОЙ НОГЕ

Рассказы о юродивом Андрее Беленьком

Уолт Дисней представляет

Открываю программу передач на неделю. Ищу, что бы посмотреть детям? В основном телеменю представлено анимацией, причем, как правило, зарубежными мультсериалами

Купола Казари

А начиналась она благодаря детям из лагеря «Озерный», которые в православную смену приходили за семь километров крестным ходом в тогда мертвый храм

Оптина Пустынь