Логотип рязанской газеты "Благовест"

Свеча или кадило?

От внимательного человека не может укрыться, что в последние времена тема курения, разница мнений о нем в Православном мире приобретает иное звучание. И находятся даже широко известные в церковном мире люди, которые решаются высказывать мнение, которое многим наверняка покажется шокирующим.

Нет, они вовсе не защищают курение, этого, слава Богу, в нашем Православном мире пока еще нет. Но вот один известный профессор Московской Духовной Академии в одной из своих многочисленных книг рассуждает о том, что в дореволюционное время в этом учебном заведении его коллеги получали жалованье по двум ведомостям, одна из которых как раз и предусматривала их расходы на табак. Более того, здесь же он не преминул поведать нам о том, что в те далекие времена отсутствие табачного запаха могло насторожить более, нежели его присутствие. И именно по той причине, что некурящего могли заподозрить в худшем грехе, а именно в принадлежности к староверам. Вот так.

Не хотел бы шокировать моего доброго читателя, но автору этих строк приходилось встречать не только добрых христиан и христианок (значительная часть которых работала и продолжает работать в приходах), подверженных этому пристрастию, но даже и священников. (!?) Более того, одна из заядлых курильщиц как-то призналась в том, что сама она, возможно, и смогла бы, в конце концов, перебороть, собравшись в кулачок, эту вредную привычку. Да вот «батюшка не благословляет». Причем, по той небезынтересной причине, что поборов вредную привычку, она может возгордиться, что есть грех гораздо более тяжкий. А так, покуривает, правда, но при этом неизменно корит себя, уничижает, «смиряет». Что видится ее духовнику гораздо более полезным для бессмертной души его духовного чада.

Несколько лет назад, если помните, привозили к нам для поклонения святые мощи Великомученика и Победоносца Георгия. Так вот, сопровождавшие их греческие монахи в числе условий, которые были выдвинуты их стороной, указали также обязательное наличие специальной комнаты для... курения. Когда же кто-то из наших священнослужителей попытался высказать дорогим гостям свое недоумение, то они, не растерявшись, указали ответно на шокирующее их пристрастие иных наших батюшек (чего греха таить?) к спиртному. И то, к чему мы с вами относимся довольно снисходительно, почитается у них, как оказалось, большим грехом. Так-то. Воистину, в чужой монастырь, да еще и со своим уставом...

Поверьте, автор этих строк более всего хотел бы воздержаться от осуждения кого бы то ни было. В том числе и по той причине, что в юности его, как и многих других, это пристрастие, увы, также не обошло стороной. Так вот, если вам интересно, то главным мотивом, побудившим меня бросить курение, было внутреннее, если можно так выразиться, возмущение – да-да, именно возмущение – этой унизительной зависимостью сильного и здорового тогда мужчины от щепоти табака, обернутой в клочок тонкой бумаги. Что это было, гордыня? Если так, то простите великодушно. Ведь случилось это со мной за два десятилетия до принятия Таинства Святого Крещения. Так что, о таких понятиях, как гордыня, признаться, и понятия не имел. А просто взял, да и бросил. И слава Богу!

Вернемся же в аудиторию, откуда все и началось. Тогда некоторые мои слушатели подивились сравнению зажженной сигареты со свечой, которую курильщики, как полагают некоторые верующие, всякий раз возжигают нечистому. А почему свеча, – недоумевали они, – разве не кадило? Признаться, я и не ожидал такого внезапного поворота темы. А потому предложил тогда сообща порассуждать на эту тему. И в самом деле: свеча или кадило? Не хочу, терпеливый мой читатель, пересказывать все перипетии того интересного разговора, а только скажу, что к его финалу все мы, похоже, утвердились в мысли о том, что все-таки свеча, слишком уж много схожего. Итак, начнем с самого начала. Вспомним, как мы, придя в Божий храм и купив свечу, не возжигаем ее тотчас же, а вначале покрутим немного в пальцах, чтобы потом, когда уйдем из церкви, еще некоторое время, пусть недолгое, можно было обонять этот дивный, ни с чем несравнимый аромат. И обязательно понюхаем. Редко кто откажет себе в удовольствии вдохнуть чистого духа далеко отстоящего отсюда пчелиного медового рая с его душистым воском. А уже потом, подойдя к иконе или канону, благоговейно ее поджигаем.

Давняя истина, что сатана – это обезьяна Бога, потому как все пыжится подражать Создателю, а в результате вечное убогое кривлянье, сходное с мартышечьими ужимками. Вот и курильщик, вытянув сигарету из пачки, не закурит ее тот час же, а вначале обязательно покатает в пожелтевших пальцах, помнет, понюхает, а уж потом чиркнет зажигалкой. Да и сами сигареты, плотно уложенные в коробок, разве не очевидна их тщета быть похожими на ровные пачечки благовонных свечек, что лежат, дожидаясь каждая своей благословенной минутки, на прилавке свечного ящика.

Признаемся, разве ж, поставив свечу празднику или любимому святому, мы тотчас же поворачиваемся и отходим от этого места? Уверен, что нет. Это ведь так красиво, так завораживающе – горящая свеча. Пусть несколько мгновений, но так и тянет полюбоваться этим крохотным дивом. А если в храме сейчас немноголюдно, нет «дежурной бабушки» у подсвечника, то так и простоять всю службу у зажженной тобою свечки, что пусть немного, но помогает, наверное, тебе сегодня молиться.

Вот и курильщик, закурив очередную сигарету, будет время от времени заворожено поглядывать на мерцающий огонек на ее кончике...

Когда же уйдем из храма, унесем с собою не только не поддающиеся никакому описанию душевные переживания, но и тот волшебный запах, которым так щедро одарила нас благословенная свечка. Унесем на руках, волосах, одежде. И уже придя домой, долго еще будем едва заметно благоухать, нежно оттесняя требовательные запахи этого мира легким чистым дыханием мира иного.

В котором нет ни надсадного кашля, ни пожелтевших зубов, ни затемнения легких. И где лишь божественный несравненный аромат, а не удушливый смрад.

Фазиль ИРЗАБЕКОВ ,

в Святом Крещении Василий

 

 

В начало

Благословение на апостольский труд

По решению архиерейского собора РПЦ во всех благочиниях наших епархий утверждены должности помощников благочинных по работе с молодежью, социальному служению, педагогов-катехизаторов

Как остановить сиротский конвейер

Несмотря на то, что пресс-конференция с Павлом Астаховым продолжалась в два раза дольше, чем предполагалось по регламенту, на все вопросы, интересующие редакцию, мы не сумели получить ответы

Абсурд Охлобыстина

Иван Охлобыстин действует как последовательный постмодернист. Он доводит до абсурда сначала идею священства, теперь идею царства, монархии

Земля и монахи

В XIV-XVIII веках знаменитый на Рязанщине Иоанно-Богословский монастырь был владельцем обширных земель

Герои Смутного времени

Четыреста лет назад в Рязани под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова было сформировано первое народное ополчение, призванное положить конец великой Смуте

Оптинские беседы

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни

Свеча или кадило?

От внимательного человека не может укрыться, что в последние времена тема курения, разница мнений о нем в Православном мире приобретает иное звучание

Ночная Литургия

Летом студенты Свято-Тихоновского православного университета впервые проходили практику в Иоанно-Богословском монастрые

НЕ СТОЙТЕ НА ОДНОЙ НОГЕ

Рассказы о юродивом Андрее Беленьком

Уолт Дисней представляет

Открываю программу передач на неделю. Ищу, что бы посмотреть детям? В основном телеменю представлено анимацией, причем, как правило, зарубежными мультсериалами

Купола Казари

А начиналась она благодаря детям из лагеря «Озерный», которые в православную смену приходили за семь километров крестным ходом в тогда мертвый храм